Вопрос 1. Основные этапы учения о социализме.




Тема № 10. «Политическая идеология марксизма и социал-демократии»

 

Рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № ____ от _______ 2013 г.

 

СМК-УМК-4.4.2-47-2013

 

 

Санкт-Петербург

2013
I.Учебные цели

Систематизировать и сформировать у курсантов четкое представление о политической идеологии марксизма и социал-демократии.

Сформировать у обучающихся чувство понимания, что умения, знания и навыки, полученные ими в ходе занятия, необходимы для работы в органах МЧС России.

Подготовить квалифицированных сотрудников МЧС России, обладающих необходимыми знаниями, умениями и навыками в области теории права.

3. Формировать у обучающихся качества, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности, а именно умение выступать перед аудиторией и логически, последовательно, обоснованно и грамотно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать собственную позицию.

 

II. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ   Учебные вопросы: 1. Основные этапы учения о социализме. 2. Марксистское учение о государстве и праве. 3. Политическая теория большевизма.   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ              

III. Нормативные правовые акты и рекомендуемая литература

Основная

1. Мачин И. Ф. История политических и правовых учений: учебное пособие: [гриф УМО] / И. Ф. Мачин. - М.: Юрайт, 2012. - 412 с

2. История политических и правовых учений: учебник для вузов / ред. В.С. Нерсесянц. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005. – 944 с.

3. История политических и правовых учений: учебник / МГЮА; ред. О.В. Мартышин. – М.: Норма, 2005.

 

Дополнительная

1. Бачинин В.А. Правовая реальность в контексте цивилизации и культуры. Методология причинного анализа: монография / В.А. Бачинин, В.П. Сальников; ред. В.П. Сальников; СПбУ МВД России, АПЭиБЖ. – СПб.: Фонд «Университет», 2005.

2. Гайнутдинов Р.К. Эволюция политико-правовой мысли России XVI - начала XVIII веков: учебное пособие / Р.К. Гайнутдинов; МО РФ, МГПИ. – Мурманск: МГПИ, 2002.

3. История политических и правовых учений: Хрестоматия для вузов / под ред. Г.Г. Демиденко – Харьков: Факт, 2000.

4. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. – СПб, Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000.

5. Корнев А.В. Правовая мысль в дореволюционной России: учебное пособие / А.В. Корнев, А.В. Борисов. – М.: ЭКСМО, 2005.

6. Кузнецов Э.В., Сальников В.П. Наука о праве и государстве. – СПб.: СПб университет МВД России «ИДТ «Герда»», 2001.

7. Шершеневич Г.Ф. История философии права: монография / Г.Ф. Шершеневич; авт. вступ. ст. Л.А. Игнатьева; СПбУ МВД России, АПЭиБЖ. – СПб.: «Лань»: Фонд «Университет», 2001.

 

 

IV. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника.

2. Демонстрационные схемы.

V. Текст лекции

Вводная часть

Преподаватель проверяет наличие обучающихся, объявляет тему № 10. «Политическая идеология марксизма и социал-демократии»

В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Основные этапы учения о социализме.

2. Марксистское учение о государстве и праве.

3. Политическая теория большевизма.

 

Переходим к рассмотрению учебных вопросов.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Вопрос 1. Основные этапы учения о социализме.

Социалистическое учение в своем развитии прошло втри этапа:

1) домарксистский период (Т. Мор, Т. Кампанелла, А. Сен Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн);

2) марксистский период (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин);

3) постмарксистский период (китайская и северокорейская модели социализма).

Представителями политико – правовых идей раннего социализма являются английский юрист, политический деятель, писатель Томас Мор (1478- 1535), автор эпохального произведения «Утопия» и итальянский мыслитель, политический деятель, монах – доминиканец Томазо Кампанел ла (1569-1639). Создатель всемирно известного «города Солнца».

Корень всех бед эти авторы видят в частной собственности. «где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел». (Мор). Выход у человечества один – «совершенное уничтожение частной собственности».

Общество согласно Т. Мору есть результат заговора богачей, а государство – их орудие. Они используют его в целях угнетения народа, для защиты своих корыстных материальных интересов. Делается это силой. Хитростью и с помощью законов, которые они навязывают от имени государства.

Страна «Утопия» живет блаженной и фактически беспроблемной жизнью благодаря избавлению от частной собственности. Земля находится в общей собственности, все трудятся. Рабочий день длится 6 часов. Жители довольствуются простой одеждой, им неведомы излишества и роскошь.

Чтобы радость утопийцев не омрачалась непривлекательными работами, используется труд рабов (военнопленные и преступники) И хотя собственность питающая такие дурные страсти, как алчность, жадность, стремление во что бы то ни стало увеличивать свое богатство, эгоизм, отсутствует, преступность среди утопийцев сохраняется. Во главе «Утопии» стоит избираемый пожизненно тайным голосованием правитель (прицепс). Он может быть смещен если будет заподозрен в тирании. Важные дела решаются прицепсом с участием сената и народного собрания. Сенат как и другие должностные лица избираются на год.

У Кампанеллы в «Городе Солнца» предлагается следующая система публичной власти. Она складывается из трех ветвей по определенным видам деятельности: военной, наука, воспроизводство населения, обеспечение его пищей, одеждой а также воспитание граждан. Им соответствуют три правителя: Мощь, Мудрость и Любовь. Верховный правитель «Метафизик» - превосходит всех ученостью, талантом, опытом и умением. Он на посту до тех пор, пока в городе не появится человек превосходящий его. Эти четверо – единственные в городе на которых народ не оказывает влияния. Остальные должностные лица выборные.

В «Городе Солнца», как и в «Утопии» все трудятся, все в чем нуждаются люди они получают от общины. Интересы государства доминируют. Здесь существуют право, правосудие, наказание. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Все граждане равноправны. Индивидуальный брак отсутствует.

А. Сен – Симон (1760-1825г). Воззрения А.Сен-Симона на государство и право определялось его концепцией исторического прогресса. Он считал, что человеческое общество закономерно развивается по восходящей линии. Двигаясь от одной стадии к другой, оно стремится вперед, к своему «золотому веку». Стадию теологическую (античность и феодализм) сменяет метафизическая (буржуазный строй). Затем начинается стадия позитивная и устанавливается такой общественный строй, который сделает жизнь людей счастливой. Радикальное преобразование старого строя А.Сен-Симон предлагал начинать с частных реформ: устранения наследственной знати, выкупа земель у владельцев, не занимающихся сельским хозяйством облегчения положения крестьян.

После такой работы можно будет взяться за переделку политического строя, т.е. отстранить от власти непроизводительные классы (феодалов, юристов, военных, земледельцев – рантье) и передать руководство политикой в руки талантливых «индустриалов» (промышленный класс). Под «индустриалами» он понимал вовсе не «людей из народа».

Введение на позитивной стадии истории системы индустриализма не требует разрушения традиционных государственно-правовых форм. Останутся институт монарха, правительство. Но вся полнота светской власти будет у нового органа – Совета промышленников. Сен-Симон не посягал на частную собственность. Превосходство индустриализма над буржуазным обществом он видел в том, что новая система превратит страну в единую централизованно-управляемую промышленную ассоциацию, которая будет жить по разумно составленному плану, производственной деятельности.

Система индустриализма сведет управление к простому администрированию: управлению вещами и производственными процессами.

Иным было отношение к этим вопросам другого крупного французского социалиста – Шарля Фурье (1772-1837). Политика и политическая деятельность представлялись ему бесполезным занятием. Ш.Фурье гордился тем, что обнаружил аналогию четырех движений (материального, органического, животного и социального) и выявил их основу – «всеобщий закон тяготения и притяжения».

В обществе этот универсальный закон действует через игру многообразных людских страстей. Они заложены в человеке богом с целью обеспечить людям свободное их удовлетворение. Резкой, едкой критике подверг Ш.Фурье политико-юридическую систему буржуазного общества.

Современное ему государство осуждается за то, что оно всегда на стороне богатых и рьяно защищает их господствующее положение в обществе. Те, кто держит в своих руках бразды правления, вооружают небольшое число бедных, и с помощью принуждают к повиновению массы безоружных бедняков. Бедный класс лишен политической и социалистической свободы. Характернейшим признаком цивилизации является «тирания индивидуальной собственности над массой» (так Фурье именовал все власти буржуазной частной собственности).

Он считал все декларации и законы о правах и свободах только пышными фразами и утверждал, что общество должно реально обеспечить реализацию «права на труд, без которого ничего не стоят все остальные права».

Он критиковал французскую буржуазную революцию, поскольку ни всеобщее избирательное право, ни республиканские учреждения не заменят жалкого положения народа.

Он предложил создать принципиально «новый хозяйственный и социетарный мир». Основу общества должны составлять ассоциации – производственно-потребительские товарищества, в которые будут входить члены различных социальных групп. Ячейкой ассоциативного строя станет фаланга – коллектив примерно в 1600 человек. Личная свобода каждого – первая заповедь существования фаланги. Фаланги у Ш.Фурье – автономные и независящие друг от друга социальные образования. Центральная власть и ее аппарат, которые все же сохраняются в будущем обществе, не имеют права вмешиваться во внутреннюю жизнь фаланг, опекать их, руководить ими. Эта установка Фурье шла вразрез с объективными тенденциями политического развития.

В отличие от своих французских современников английский социалист Роберт Оуэн (1771-1858) выступил уже в период промышленной революции и обострения классовых конфликтов, вызванных ею. Система его воззрений сложилась к 20-м годам ХIХ века.

Центральное звено этой системы – учение о характере человека. Р.Оуэн исходил из того, что человеческий характер есть результат взаимодействия природной организации индивида и окружающей его среды которая играет в таком взаимодействии главную роль.

Если характер, сознание, и судьбы людей формирует внешняя среда, а таковой являются капиталистические отношения, то как раз они ответственны за темноту и невежество масс, падение нравов, господство духа алчности и ненависти. Основной виновник всех социальных зол – частная собственность. При этом Р.Оуэн считал, что именно в лоне капитализма вызревает новый способ материального производства, который приведет к благодатным переменам в человеческих делах. Говоря о средствах и методах осуществления благодатных перемен, он имел в виду, главным образом, революцию в сознании людей. При этом он очень хотел избежать двух вещей. Во-первых, превращение революции в насильственный переворот. Во-вторых, совершения революции темными, невежественными людьми. Ему казалось, что акты насилия и развязанный хаос отбросят человечество назад, задержат наступление светлого царства разума.

Благодаря ему же удастся совершить переход в светлое царство разума? Согласно Р.Оуэну, его помогут совершить отдельные индивиды, располагающие необходимыми капиталами и руководствующиеся доброй волей. Этими людьми могут быть монархи, министры, землевладельцы, промышленники, а также целые графства, приходы, фермеры, купцы.

Утопизм такого предположения слишком очевиден.

Единицей этого грядущего строя у Оуэна выступает коммуна – «поселок общности». «Поселки общности» входят в федерацию национального масштаба (державу), а затем объединяются в масштабе международном. Со временем население Земли станет одной большой семьей, на всем земном шаре будет один порядок управления, один свод законов.

Р.Оуэн разработал конституцию «поселков общности», основанных на общественной собственности и коллективном труде. В этих поселках вводится рациональная система обучения и воспитания, проявляется коллективная забота о больных, престарелых, нетрудоспособных.

В произведенных выше положениях нетрудно распознать зародыш идеи политического господства рабочего класса как необходимого результата социалистической революции. Известно, что эта идея, выдвинутая и обоснованная К.Марксом, явилась одной из центральных в историко-материалистическом учении о государстве и праве.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: