Вопрос 3. Политическая теория большевизма.




Идеи К.Маркса начали распространяться в России в 70-х г. ХIХ в. 1898 г. на 1 съезде была создана общероссийская марксистская партия – РСДРП, расколовшаяся спустя 5 лет на два течения – большевистское и меньшевистское. Лидером и идеологом большевизма стал В.И.Ленин. Его концепция власти и государства развивала положения Маркса и Энгельса о государстве. Среди этих положений главные - о классовости государства, о диктатуре пролетариата и др.

Классовость присуща государству в силу нескольких причин:

1) воплощение о государстве антагонизма классов (со времени утверждения в обществе частной собственности)

2) комплектование аппарата государства лицами из среды господствующего класса

3) осуществление государственной машиной политики, выгодной господствующему классу.

Второе важнейшее положение ленинского учения о государстве – идея государства как орудия диктатуры господствующего класса.

Конкретное содержание «диктатуры класса» Ленин видит в том, что:

1) диктатура этого класса предполагает установление его власти над всеми остальными социальными группами;

2) такая диктатура включает в себя ориентацию власти на насилие;

3) непременным признаком диктатуры класса является его совершенная какими-либо законами.

Анализируя проблему государства и революции, Ленин видел две возможности: использовать старую государственную машину или полностью сломать ее. Вслед за Марксом он выбирает второй путь «Все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо разбить». Пролетариат создает собственное государство не для установления свободы в обществе, а для насильственного подавления своих противников.

Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь, по Ленину, должна быть республика Советов.

Конструирование советского государства считалось одним из открытий, сделанных Лениным в области политической теории. Советы – учреждения, которые одновременно и издают законы, и исполняют законы, и сами контролируют их исполнение. Строится республика такого типа на основе демократического централизма, что предполагает выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т.д.

Важнейшим элементом ленинского учения о государстве является положение о руководящей роли коммунистической партии в государстве. «Ни один важный политический или организационный вопрос не решался ни одним государственным учреждением в республике без руководящих указаний ЦК партии» (В.И.Ленин).

В теории партия и институты государства внешне сохраняют свои специфические черты. Но на кадровом уровне эти структуры переплетаются, сращиваются.

В качестве партийных функционеров большевики принимают управленческие решения, в качестве руководящих работников госаппарата они же претворяют их в жизнь. Не получается даже «однопартийного государства», ибо, по сути, нет самой государственности как суверенной организации публичной власти.

Перспектива отмирания государственности обернулась в жизни людей полной анемией собственно-государственных институтов, формированием в обществе таких негосударственных структур (компартия), которые создали организацию тоталитарной власти и сами стали ее подлинными центрами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря ни на какие перемены в мире, социалистические учения привлекают значительный интерес.

Социалисты разных стран и эпох пытались доказать, что существующие государства, правовые системы, законы и проч. – орудия насилия на службе частной собственности. Демократические права и свободы, провозглашенные во времена буржуазных революций, оказались на деле недоступными обездоленному и угнетенному народу. Фактически они лишь указывают господство денежного мешка, могущества капитала. Буржуазные революции не устраняют, да и не могут устранить страданий и горя народа, вызываемых режимом частной собственности, охраняемой всеми возможными способами. И потому необходима еще одна, на сей раз уже последняя революция, которая ликвидирует частную собственность, уничтожит все порождаемое ею зло. Она обеспечит, наконец, подлинное благоденствие людей труда, пролетариев.

Чтобы трудящиеся могли расчистить почву от обломков старого строя и создать коммунистической порядок, нужен определенный исторический отрезок времени – переходный период.

Таковы основные положения социалистических теорий ХIХ – ХХ в.в.

Таким образом, в ходе лекции вы получили представление политической идеологии марксизма и социал-демократии.

Заключительная часть

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

 

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Современные неомарксистские концепции в России и за рубежом. Партогенез левого толка от Маркса, Энгельса и Ленина до наших дней.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарским занятиям по следующим вопросам:

1. Основные этапы учения о социализме.

2. Марксистское учение о государстве и праве.

3. Политическая теория большевизма.

 

 

Разработал

Профессор кафедры

полковник внутренней службы П.А. Чебоксаров

 

”______” _______________ 2013 года



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: