Государственный метрологический надзор за соблюдением метрологических требований к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже осуществляют в виде проверок государственные инспекторы по обеспечению единства измерений (далее — государственные инспекторы) органов Государственной метрологической службы.
Для осуществления совместных поверок могут быть приглашены представители Государственной торговой инспекции, Общества защиты прав потребителей или других контрольно-надзорных органов.
Проверки соблюдения метрологических требований к количеству фасованных товаров могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми (внеочередными) и повторными.
Плановые проверки проводятся на предприятиях, осуществляющих расфасовку и продажу фасованных товаров в упаковках, не реже одного раза в 3 года в соответствии с графиком, составляемым органом Государственной метрологической службы.
Внеплановые проверки проводятся по инициативе потребителей продукции, местного органа самоуправления, Общества защиты прав потребителей или других общественных или государственных органов, а также по усмотрению органов Государственной метрологической службы.
Повторные проверки осуществляются в целях проверки выполнения предписаний органов госнадзора, полученных предприятием после проведения плановой или внеплановой проверки.
В соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» государственные инспекторы имеют право беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения:
посещать объекты, где производится расфасовка или продажа фасованных товаров в упаковках, независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;
проверять количество фасованных товаров в упаковках;
проверять наличие на ярлыках (этикетках) или упаковках сведений о номинальном количестве потребительского товара, пределе допускаемых отклонений Т, наименовании и адресе предприятия-изготовителя и предприятия-расфасовщика;
отбирать образцы фасованных товаров в упаковках любого вида для осуществления надзора;
измерять количество содержимого нетто в каждой индивидуальной упаковке из числа отобранных образцов фасованных товаров на месте отбора или при необходимости передавать отобранные фасованные товары в органы Государственной метрологической службы для проведения этих измерений с последующим возвратом отобранных образцов (операции по отбору, передаче фасованных товаров и измерению содержимого нетто проводятся в присутствии представителя организации, осуществляющей расфасовку или продажу этих товаров);
для проведения контроля использовать технические средства и привлекать персонал предприятия, на котором осуществляется проверка.
Орган Государственной метрологической службы, осуществляющий плановую проверку, не позднее, чем за трое суток информирует предприятие, на котором предполагается ее проведение, а также сообщает календарные сроки проведения проверки заинтересованным и приглашаемым участникам проверки.
Внеочередные (внеплановые) проверки могут осуществляться без предварительного уведомления контролируемого предприятия.
Государственный метрологический надзор за соблюдением метрологических требований к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже должен быть по возможности организован таким образом, чтобы вмешательство в технологический процесс производства и расходы, связанные с проведением проверок, были минимальными, а товары, подвергаемые проверке, оставались неповрежденными.
Если характеристики тары известны или могут быть определены в ходе проверки, допускается определять количество потребительского товара косвенными методами измерений, без вскрытия упаковки.
При этом точность методов контроля с использованием статистических данных о таре должна соответствовать требованиям, указанным выше.
Измерения объема жидких товаров в упаковках также могут производиться с использованием косвенных методов измерений на основе измерений массы и плотности жидкости при соблюдении требований, указанных выше.
Государственный инспектор, осуществляющий контроль, по прибытии на предприятие:
знакомит его руководителя с целями и задачами проверки;
уточняет перечень фасованных товаров в упаковках, подлежащих государственному метрологическому надзору;
определяет функции участников проверки;
знакомится с нормативной документацией, регламентирующей требования к количеству фасованных товаров в упаковках, подлежащих проверке;
организует отбор образцов фасованных товаров в упаковках;
проводит измерения количества товара в каждой индивидуальной упаковке из числа отобранных.
Отбор образцов фасованных товаров в выборку, предназначенную для контроля, измерения количества товара в индивидуальных упаковках, обработка результатов измерений выборки и выводы по результатам контроля должны производиться в соответствии с требованиями нормативной документации на данную продукцию, если она содержит эти требования и если они не противоречат требованиям правил.
При Государственном метрологическом надзоре отбор фасованных товаров для контроля может производиться как в процессе фасовки после запаковывания и запечатывания упаковки, так и со склада готовой продукции. Размер партии должен быть достаточным для того, чтобы дать полное представление о фасовочной практике изготовителя. Если размер партии недостаточен для составления заключения о результатах надзора, то допускается объединение нескольких однородных партий в одну.
Отбор образцов фасованных товаров в упаковках должен проводиться методами, обеспечивающими равную вероятность отбора каждой единицы партии фасованных товаров для контроля.
Рекомендации по определению объема выборки п (в случае отсутствия данной информации в нормативной документации на контролируемую фасованную продукцию):
при надзоре за количеством фасованных товаров в индивидуальных упаковках с различным номинальным количеством потребительского товара в каждой упаковке, для контроля отбирается не менее 10 упаковок;
для малых партий фасованных товаров в упаковках, содержащих менее 150 единиц, объем выборки п должен составлять не менее 20 % объема партии;
для партии фасованных товаров в упаковках, содержащих более 150 единиц, объем выборки п может определяться по формуле
п = 30 + 0,0125 N,
где N — объем партии, что обеспечивает репрезентативность выборки и достаточную достоверность контроля.
При отсутствии возможности использования методов контроля, не разрушающих упаковки, объем выборки может быть уменьшен. При этом следует иметь в виду, что достоверность результатов контроля при уменьшении объема выборки снижается и не будет соответствовать международным требованиям.
Участники проверки, отобрав образцы фасованных товаров в выборку, осуществляют измерения содержимого нетто в каждой индивидуальной упаковке (тi) в соответствии с требованиями правил. Результаты измерений заносятся в протокол результатов проверки.
Данная процедура осуществляется также и при надзоре за количеством фасованных товаров с различным номинальным количеством потребительского товара, указанного на упаковке, и не объединенных в партии (например, при расфасовке мяса, сыра, овощей, фруктов и т. д.).
В протоколе отмечаются знаком «*» бракованные упаковки, в соответствии с правилами указывается их количество Ср.
Если значение Ср превышает значение С, указанное в документации на данный вид фасованных товаров, то партия фасованных товаров бракуется, т. е. не подлежит реализации до устранения обнаруженных нарушений метрологических требований, о чем делается запись в акте проверки и предписаниях.
Следует заметить, что если в документации на данный вид фасованных товаров значение С не указано, то для выбора значения С рекомендуется руководствоваться табл. 7.2.
При положительных результатах проверки государственный инспектор приступает к определению среднего содержимого партии фасованных товаров в упаковках в соответствии с методикой расчета, приводимой в правилах, в случае отсутствия данной информации в документации на контролируемую фасованную продукцию.
Данная процедура может быть применена и при отрицательных результатах предыдущей проверки для получения более полного представления о фасовочной практике производителя товара.
Обработка результатов измерений и выводы по результатам проверки заносятся в протокол результатов проверки.
На основании результатов проверки делаются соответствующие выводы.
Партия фасованных товаров в упаковках считается бракованной по среднему содержимому нетто для партий, если отклонение уточненного среднего содержимого партии от номинального количества меньше 0 (М < 0).
Бракованная партия не подлежит реализации до устранения обнаруженных нарушений.
В протокол заносятся также выводы по результатам проверки, т.е. указывается количество бракованных индивидуальных упаковок из числа проверенных, а в случае контроля партии фасованных товаров — выводы о годности партии по данному параметру.
Бракованные индивидуальные упаковки не подлежат реализации до устранения обнаруженных нарушений метрологических требований, предъявляемых к упаковкам.