«09» сентября 2002 г.
Регистрационный № 03-0515-Б
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
по специальности 0515 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
(базовый уровень среднего профессионального образования)
Вводится в действие с 1 сентября 2002 года.
Москва 2002
1. Общая характеристика специальности
0515 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
1.1. Специальность 0515 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 2572 от 02.07.2001 г. «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – Классификатора специальностей среднего профессионального образования».
1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0515 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы:
очная,
очно-заочная (вечерняя).
1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности.
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения:
на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев*.
на базе среднего (полного) общего образования 3 года 10 месяцев;
Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:
- аттестат о среднем (полном) общем образовании;
- аттестат об основном общем образовании;
- диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;
- документ об образовании более высокого уровня.
1.4 Основная квалификация выпускника – художник-мастер.
1.5. Квалификационная характеристика выпускника.
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве художника-мастера, разрабатывающего образцы тиражируемых изделий декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, изготавливающего произведения народного творчества по образцам и собственным композициям на предприятиях народных художественных промыслов в культурно-просветительских учреждениях и организациях художественного профиля независимо от их организационно-правовых форм.
Основные виды деятельности выпускника:
художественно-творческая – художественно-творческая – создание произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; разработка авторских проектов и воплощение их в материале;
художественно-исполнительская – изготовление изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов по классическим образцам, их варьирование и поиски новых образцов произведений декоративно-прикладного искусства;
культурно-просветительская – формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения, создание на данной основе потребительского рынка для реализации изделий декоративно-прикладного искусства, пробуждение национального самосознания путем приобщения широкой аудитории к достижениям отечественной и мировой художественной культуры, лучшим образцам традиционного прикладного искусства, исторического и современного декоративно-прикладного искусства.
Выпускник должен уметь:
- владеть на высоком уровне профессиональным мастерством в конкретном виде декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
- разрабатывать авторские проекты, макеты произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов с учетом технологических требований;
- использовать полученные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности;
- применять графические, живописные и пластические методы при разработке и оформлении авторских проектов;
- проводить работу по отбору, анализу и обобщению подготовительного материала;
- находить новые художественно-пластические решения для каждой творческой задачи;
- разрабатывать художественно-графические проекты произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов и воплощать их в материале;
- организовывать художественно-творческую, исполнительскую и предприниматель-скую деятельность на предприятиях народных художественных промыслов и организациях художественного профиля;
- производить экономический расчет затрат на производство авторских изделий традиционного и профессионального декоративно-прикладного искусства;
- обеспечить правила безопасности профессиональной деятельности в процессе материального воплощения проектов, изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в индивидуальных мастерских и на предприятиях декоративно-прикладного искусства;
- рационально организовывать свой труд и рабочее место.
Выпускник должен знать:
- основные этапы развития традиционного прикладного искусства, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном обществе;
- принципы формы и методы проектирования, моделирования, макетирования художественных изделий прикладного характера на основе традиций декоративно-прикладного искусства и с учетом современных социально-экономических и эстетических требований;
- технологический процесс исполнения произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, а также физические и химические свойства материалов, применяемые при их изготовлении;
- цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения в сфере декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов;
- методы управления и организации работы художественно-творческого и производственного коллектива;
- закономерности построения художественной формы и особенности ее восприятия;
- свойства применяемых материалов и эстетические качества;
- значение художественного наследия для современности;
- принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способы его применения для воплощения творческого замысла, используя информационные технологии в профессиональной деятельности.
1.6. Возможности продолжения образования выпускника.
Выпускник, освоивший основную профессиональную программу среднего профессионального образования по специальности 0515 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, подготовлен:
- к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;
- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования.
- к освоению родственной основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего профиля.
* Образовательные учреждения среднего профессионального образования реализуют Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации с учетом профиля получаемого профессионального образования. вернуться