чания холодной войны считается начало распада СССР в 1985 г.




Билет 54

К исходу 60-х годов обозначились новые сдвиги в положении СССР на международной арене. Страна была на взлете своего могущества, создав ценой неимоверных для себя усилий ядерный потенциал, примерно равный американскому. Были сглажены наиболее острые углы в отношениях СССР со странами социалистического содружества, неуклонно расширялось советское влияние в странах третьего мира.

Первыми шагами на пути разрядки было подписание в 1968 г. СССР, США и Великобританией Договора о нераспространении ядерного оружия. В 1971 г. те же стороны подписали Договор о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей и океанов и в их недрах. Вскоре оба договора были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН и стали соблюдаться большинством стран мира.

12 августа 1970 г. был подписан договор между СССР и ФРГ, согласно которому стороны обязались разрешать все свои споры исключительно мирным путем и признали нерушимость европейских послевоенных границ. Затем последовало четырехстороннее соглашение (СССР, США, Великобритания и Франция) об урегулировании статуса Западного Берлина. Эта серия договоров закрепила послевоенный раздел Европы на две части. Она носила компромиссный характер.

Пиком процесса разрядки стало Международное Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, работавшее в Хельсинки в составе делегаций 33 стран Европы, США и Канады. 1 августа 1975 г. в Хельсинки был подписан его главный документ — Заключительный акт Совещания.

Его важнейшей составляющей стала Декларация принципов взаимоотношений между государствами. Она провозглашала: суверенное равенство государств, уважение прав, присущих суверенитету, неприменение силы или угрозы силы, нерушимость границ, территориальную целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религий и убеждений, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, принцип сотрудничества между государствами, добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Хельсинкская нормализация подтолкнула развитие торгово-экономических связей между социалистическими и капиталистическими странами. СССР заключил целый комплекс соглашений о торговых, культурных и научных контактах. Политическое сотрудничество стран социалистического содружества развивалось по линии двух- и многосторонних встреч руководителей коммунистических и рабочих партий, глав правительств. Поездки Л.И. Брежнева в соцстраны со второй половины 70-х годов выливались в словесные демонстрации дружбы и носили парадный характер. Это не мешало советскому руководителю проявлять жесткость в экстремальных случаях. Болевой точкой социалистического мира продолжали оставаться советско-китайские отношения, разрыв их на всех уровнях усугублялся пропагандистскими обвинениями друг друга и открытыми вооруженными столкновениями на границе в 1969 г. Это заставляло СССР концентрировать на Дальнем Востоке большой воинский контингент. Значительные силы и средства оттягивала у советской стороны военно-техническая и материальная помощь Демократической Республике Вьетнам, особенно в 1965—1973 годах, во время кровопролитной войны ее с США.

С начала 80-х годов США развернули программу СОИ, в основе которой лежала стратегическая концепция «ядерного сдерживания» СССР. Она оправдывала непрерывную гонку вооружений и саму возможность ядерной войны против «империи зла» — так американские политики называли СССР. Другая советская инициатива была связана с размещением ракет среднего радиуса действия в Европе и прекращением переговоров по ним. Это обеспечило советское военное преимущество на европейском направлении, одновременно сказалось на падении международного авторитета СССР.СССР и США выступали партнерами в осуществлении курса на вооруженное вмешательство в зонах своего влияния. В 1982 г. интересы двух мировых держав вновь столкнулись на Ближнем Востоке, в Ливане. В 1983 г. США развернули широкомасштабную аннексию против Никарагуа, Панамы и Гренады. СССР участвовал в вооруженных конфликтах в Анголе, Эфиопии, Сомали, Йемене.

Итоги – за 1965-1985гг советская внешняя политика прошла сложный и протеворечивый путь: от жестокой конфронтации с западом к разрядке и от нее к новому обострению международной напряженности. Концепция идеалог. Противост. И борьбы 2 систем. 2 серьезных достижения – паритет с США + политика разрядки. Но в конце 80-х – новое вступление в гонку вооружений => подрыв слабой экономики.

 

Билет 55

Период с декабря 1991 по декабрь 1993 г. оказался одним из самых драматичных в истории становления новой российской государственности. Государственные структуры, появившиеся еще в эпоху существования СССР, медленно и сложно трансформировались во властные органы суверенного государства. С прекращением существования СССР не изменился характер взаимоотношений между президентом, с одной стороны, Верховным Советом и Съездом народных депутатов – с другой. Отсутствие четких разграничений полномочий между ними вызвало острое противостояние двух ветвей государственной власти – законодательной и исполнительной. Отношения между ними особенно обострились в период разработки проекта конституции. В апреле 1993 г. был проведен референдум о доверии президенту, победу на котором одержали сторонники Б.Н.Ельцина. Это еще больше углубило политический кризис. К осени президентом и его советниками был подготовлен проект новой конституции, однако парламентарии откладывали её принятие.

21 сентября президент объявил указом о поэтапной конституционной реформе роспуск Верховного Совета и Съезда народных депутатов, назначил на 12 декабря выборы нового парламента. В ответ на антиконституционный президентский акт парламентарии заявили об отстранении его от власти и привели к присяге нового президента – А.В.Руцкого, занимавшего до этого пост вице-президента. Оппозиция 2-3 октября организовала демонстрации, в ряде мест были возведены баррикады, предприняты неудачные попытки штурма мэрии и Останкинского телевизионного центра. В Москве было введено чрезвычайное положение, здание Верховного Совета по приказу президента было расстреляно, при этом несколько сот сторонников Верховного Совета погибло или было ранено.

С установлением единовластия президента начался слом системы Советов. 12 декабря всенародным голосованием была принята Конституция РФ, провозгласившая Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. Были определены принципы построения высших органов власти и управления. Законодательно закреплялся постоянно действующий законодательный орган РФ – двухпалатное Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума). Подчеркивалась самостоятельность трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной.

Конституция разграничила полномочия между органами власти РФ и её субъектами. К компетенции высших органов власти России были отнесены принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, финансовая система, основы ценовой политики, федеральный бюджет, решение вопросов внешней политики. В совместном ведении органов власти РФ и её субъектов находились вопросы природопользования, охрана историко-культурных памятников, образование, наука. Законодательно закреплялась многопартийность, политические и социально-экономические права. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости. Её принятие завершило процесс оформления новой российской государственности.

 

Билет 56

После распада СССР началось развитие России как суверенного государства, вставшего на путь современной модернизации. Одним из ее направлений стала радикальная экономическая реформа, целью которой был перевод экономики на рыночные методы хозяйствования. Ее программа, разработанная под руководством Е. Т. Гайдара, была принята в октябре 1991 г. и начала осуществляться с января 1992 г. под названием «шоковой терапии ». Одной из первых мер стала либерализация цен. Шокотерапия (Гайдар) привела к росту цен в 10-12 раз, обесцениванию сберегательных вкладов населения, породила кризис сбыта и проблему неплатежей предприятий, жестокую инфляцию. Начался

процесс деиндустриализации. С/х в кризисе, зарплата резко отстает от цен, бедность, безработица, падение уровня жизни – социальные последствия. 1992 - рост недоверия к правительству.

Несмотря на провозглашенное правительством катастрофическое состояние российской экономики, подходы к проведению

реформ остались неизменными. Лето 1992 – программа приватизации гос. собственности (ваучеры) привела к сосредоточению

ресурсов в руках госчиновников, номенклатуры, владельцев коммерческих структур, криминала. Новые владельцы не

обеспечивали вложение денег в модернизацию техники -> общий спад производства продолжается, бюджетный дефицит свыше 12 трлн. руб, продолжается рост цен на товары, безработица.

Черномырдин – поддержка курса реформ при определенных коррективах. 1994-1995 – 2 этап приватизации. Суть: свободная

купля-продажа акций предприятий по рыночному курсу. Большие куски госсобственности были проданы по цене в десятки раз ниже рыночной. 1997 – массовая всероссийская акция протеста – 5 млн. чел. Требования: экономич. и политич. характера.

1997– новый этап реформизма: деноминация рубля – повышение его покупательной способности в тысячу раз, но 1998 не принес улучшения в социально-экономической сфере, усугубил положение. Финансовый. кризис (дефолт) разрушающе повлиял на

экономику страны, привел к обнищанию миллионов граждан.

Падение производства удалось приостановить лишь к концу 90-х гг., а в начале 2000-х гг. началась некоторая стабилизация экономики. По инициативе Президента была осуществлена налоговая реформа, что привело к постепенному решению задачи вывода из тени реальных доходов предпринимателей. Проводится политика поддержки малого и среднего бизнеса, принимаются меры по ограничению власти естественных монополий и борьбе с олигархами. Начала осуществляться аграрная реформа. С 2001 г. с учетом неблагоприятных тенденций в международной обстановке стали увеличиваться расходы на оборону страны, разработку новейших образцов вооружения и техники. Благодаря высоким ценам на нефть выросли доходы государственного бюджета, правительство смогло не только рассчитаться с международными кредитными организациями, но и решить ряд социальных задач. Неоднократно повышались пенсии по старости и инвалидности, увеличивался размер минимальной зарплаты. Жизненный уровень населения стал постепенно расти.

Для большинства граждан России экономическая и социальная цена радикальных реформ оказалась неприемлемой. Неуве-ренность в завтрашнем дне, рост преступности, национальные конфликты, противостояние центра и регионов вызвали рост национал настроений. Необходима корректировка внутренней политики, обращению к такой модернизации, которая бы отвечала социально-культурным реалиям и историческим традициям России.

 

Билет 57

Задачи:

1 интеграция в мир. Рынок и гармониз. Полит. курса с политикой ведущ. Мир. Держав.

2 необходимость восстановл. Статуса россии как влият. В мире державы

3 проблема глобализации

2001г – сов. По внешней политике и обороне РФ принял рекомендации «по встраиванию россии в процесс глобализации» => высокий ур-нь сотрудничества с развитыми гос-ми:

1 членство в большой восьмерке

2 вступление ВТО

3 отношения с евросоюзом

4 сохр. контактов с НАТО

Основные направления:

1 Россия и страны Запада. Первая половина 90-х гг – внешняя политика с западными странами, прежде всего США (подписана совместная декларац. 2 стран, оконч. Холодной войны). Реальный процесс сближения с США после событий!!.09.01. россия поддерж. США в борьбе против терроризма, но россяи не поддерживала США в политике по выявл. «оси зла»(Иран, Ирак, северн Корея). Также россия не поддержала военную операцию по свержению Саддама Хусейна в Ираке весной 2003г

2 НАТО. Фактор НАТО опред. Хар-р усилий по созд новой сист. Нац. обороны.

1994г – программа «партнерство во имя мира» поддержали 20 стран включ СНГ

В мае 1997г – подписан «основополагающий акт Россия - НАТО», на основе кот. созд. Пост. Совет НАТО – Россия.

3 Россия и ЕС14 янв. 1992 расшир бюро парламентск. Ассамблей совета европы – решение о передачи россии статуса «спец. приглаш» как приемнице СССР.

25 января 1996г – Россия принята в ЕС => Россия подписала конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

Экономика: в 1994г – решение о расширении семерки ведущ. Западн. Стран за счет россии. Россия становится полноправным членом межд. Валютного фонда, обсуждается вопрос о вступлении во всемирн. Торг. Орг-ию.

Страны Азии:

1 россия и Китай отвергли политику взаимного противост. Их эконом. и иные отношения стали более тесными. Развив. Сотрудничество в военно-техн области.

Соглашении о сооруж нефтепровода «Россия-Китай» 2400км. (2001г)

2 Япония: русско-японские отношения имели особ. Важность для полож в регионе. Они отставали в развитии от ур-ня отношений москвы и ЕС и США, но развивались все 90-е года

1997 – Япония объявл. Факт о «концепции новой дипломатии» в отношении Росси. В основе – доверие, взаимная выгода, долгосрочные перспективы. Созд. Русско-Японск. Комиссия по эконом. сотрудничеству.

Ближнее Зарубежье:

В этом направл. Россия столкн. С некоторыми трудностями: эконом. дизинтеграция, проблема формирования нац. армии и раздела собственности СССР. Созд границ.

В 1995г – с приходом нового минимстра Примакова наметились изменения:

1 созд. Эконом союз был выгоднее чем сепаратизм. В 1993г – подписан устав СНГ(7 стран)

2 во втор. Половине 90-х - концепция разноскорстной интеграции – 3 уровня:

1 союзн. Гос-ва россии и белоруссии

2 таможенный союз

3 евразийское эконом сообщества (5 стран)

4 зона свободной торговли объед 12 стран

1992г – фикс. Договор о коллективной безопасности для укрепления нац. обороны и расшир военное интеграции.

Договор о созд. Един. Оборон. Пространства с Казахстаном.

Договор о военном сотрудничестве с Киргизией и Грузией.

Политическая интегрция развивается медленно. СНГ так и не стал крепким союзом. В рамках концепции разноскоростн. Интегрирования наибольших результатов добились Россия и Белоруссия.

В 2004г Россия. Белоруссия, Украина, Казахстан полписали соглашение о созд. Един. Эконом. пространства.

Итоги:

1 после 1991г – статус международного признания как приемницы СССР во вешн. Политике.

2 новое качество русско-американских отношений

3 немало проблем на пути интеграции стран СНГ.

4 противоборство между ведущими торгово-промышденными центрами вытесняет Россию из всемирного разделения труда.

5 внешнеполит. Позиции России подвергаются нажиму и ограничению, но у нашей странны есть потенциал чтобы отстаивать достойное место в международном сообществе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: