ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО В ТРУБКЕ ЛЕЖИТ?»




Оборудование: прозрачная трубка с отверстиями на обеих концах; сверток, в котором маленькая машинка; корот­кая и длинная палочки.

Ход занятия. Педагог показывает ребенку прозрачную трубку, обращая внимание на то, что в середине трубки что-то лежит. Заинтересовав ребенка, педагог предлагает достать свер­ток и посмотреть, что там лежит. Ребенок должет найти подхо­дящий предмет-орудие для выталкивания свертка из трубки. В случае затруднения педагог показывает ему, как методом проб можно выполнить задание. Берет вначале короткую па­лочку и пытается вытолкнуть ею сверток. При этом он говорит: «Видишь, палочка до свертка не достает». Затем берет длин­ную палочку и выталкивает сверток, восклицая: «Достали!» При этом обращает внимание детей на свойства предмета-ору­дия: «Если одной палочкой не достать, надо искать другую, про­бовать другой палочкой». После этого педагог дает ребенку по­играть с машинкой.

ИГРА «ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ»

Оборудование: тележка с кольцом, тесьма (рис. 5).

Ход занятия. На столе, на расстоянии, недоступном для вытянутой руки ребенка, находится тележка с кольцом. На те­лежке лежат привлекательные маленькие игрушки, а через петлю продета свободно скользящая тесьма, оба свободных кон­ца которой разведены (на 30 см) и легко доступны ребенку. Для подтягивания тележки с игрушками надо использовать оба кон­ца одновременно. Ребенок должен догадаться подтянуть к себе тележку за оба конца тесьмы одновременно. Если же он тянет тесьму за один конец, она выскальзывает из кольца, а тележка остается недосягаемой. Важно, чтобы ребенок сам убедился, что надо тянуть за оба конца тесьмы. Поэтому надо дать ему воз­можность несколько раз самостоятельно достичь цели. Если же он все-таки не догадался тянуть за оба конца, педагог медлен­но показывает способ действия. После чего ребенку дается воз­можность самостоятельно выполнить задание. В конце игры педагог обобщает в речи правильный способ действия: «Эту тесьму надо тянуть за оба конца, а если тянешь за один, то дру­гой конец выскальзывает».


ИГРА «НАПОИ ПТИЧКУ!»

Оборудование: игрушка-птичка, тарелочка, тесьма (рис. 6).

Ход занятия. Педагог приглашает ребенка поиграть и сажает его за стол. Перед ним на столе ставится птичка, к ноге которой привязана тесьма. Рядом, несколько наискось от при­крепленной тесьмы, располагаются «ложные» тесемки. Концы тесемок находятся в зоне досягаемости руки ребенка, птичка -нет. Ребенок должен догадаться использовать прикрепленную тесьму для достижения цели (птички). Педагог предлагает ребенку достать птичку и напоить ее из тарелочки. Предвари­тельно он объясняет, что вставать со стула нельзя. В случае зат­руднения педагог указывает на тесемки и просит потянуть за одну из них. Если ребенок тянет за «ложную» тесьму, педагог говорит: «Попробуй, потяни за другую». После того как ребе­нок потянет за прикрепленную тесьму, он помогает ребенку обобщить его действия: «Видишь, эта привязанная тесьма, а эти не привязанные. За какую тесьму можно достать птичку?» Игра повторяется.

ИГРА «ПОКАТАЙ МАТРЕШЕК!»

Оборудование: тележка со стержнем; две двухместные матрешки; палочка с колечком, палочка с крючком, лопатка (рис. 7).

Рис. 7

Ход занятия. На расстоянии, недоступном для вытяну­той руки ребенка, находится тележка со стержнем. В тележке находятся матрешки. На краю стола, справа, вблизи от ребен­ка, лежат палочка с колечком, палочка с крючком, лопатка. Педагог просит ребенка достать тележку и покатать матрешек. Ребенок должен догадаться использовать палочку с колечком для доставания тележки со стержнем. Детям дается возмож­ность решить задачу методом проб. Затем педагог просит объяс­нить, почему ребенок использовал именно палочку с колечком. После этого ребенок играет с матрешками (разбирает, склады­вает, катает).

ИГРА «ПОКОРМИ КРОЛИКА!»

Оборудование: клетка с кроликом (или игрушка-зай­ка); предметы: вилка, ложка, палочка с колечком, палочка с крючком (рис. 8).


Рис. 8

Ход занятия. Педагог приносит клетку с кроликом и предлагает ребенку покормить его. Недалеко находится банка с водой, на дне лежит морковка. В случае затруднения педагог предлагает ребенку выполнить задание методом проб: «Попро­буй достать морковку какой-нибудь палочкой». При этом ре­бенку предоставляется самостоятельность. После этого педагог просит ребенка объяснить, почему удобно доставать морковку вилкой. Ребенок наблюдает, как кролик ест морковку.

 

ИГРА «ДОСТАНЬ КАРТИНКУ!»

Оборудование: прозрачная трубка из небьющегося ма­териала длиной 30 см, диаметром 4 см, с одним отверствием на конце, в середине трубки находится картинка; две палочки с крючками на концах диаметром 1 см, длина одной - 10 см, другой - 18 см (рис. 9).

 
 

Ход занятия. После того как педагог разложил перед ребенком три картинки, он «обнаруживает», что одна картин­ка оказалась в трубке. Педагог просит ребенка достать картин­ку. Для этого ребенок должен догадаться использовать длинную палочку с крючком. При необходимости педагог организует


выполнение задания методом проб. Педагог спрашивает ребен­ка, какой палочкой он достал картинку и почему. После этого дает задание: «Угадай, какую картинку спрятали?»

Примечание. Особую роль в развитии наглядно-действен­ного мышления играют дидактические игры с предметами, имитирующими орудия труда - молоток, гаечный ключ, от­вертка и т.п. Ознакомление с ними в процессе игр, овладение действиями с ними вносят большой вклад в трудовое воспита­ние детей, создают предпосылки к трудовому обучению в шко­ле. В процессе этих игр у детей развивается зрительно-двига­тельная координация, глазомер, согласованность действий обеих рук, формируются представления об использовании ору­дий в трудовой деятельности человека.

ИГРА «ПОСТРОЙ ЗАБОР!»

Оборудование: домик, кирпичики с отверствиями (или кубики), палочки-колышки (пластмассовые); набор предметов: молоток, гаечный ключ, отвертка.

Ход занятия. На столе стоит пластмассовый домик. Пе­дагог просит ребенка построить забор вокруг этого домика. Ря­дом лежит набор пластмассовых кирпичиков (кубиков) с отвер­стиями. В отверстия нужно вставить пластмассовые палочки. Рукой палочки вставить трудно, нужно забить их в каждое от­верстие с помощью игрушечного молотка. Молоток, гаечный ключ, отвертка лежат на столе. Ребенок должен выбрать нуж­ное орудие, молоток, и использовать его для забивания пало­чек. Педагог предоставляет ребенку возможность пробовать, чем лучше забивать гвозди. Затем он просит ребенка объяснить, почему он выбрал молоток.

ИГРА «САМОЛЕТЫЛЕТЯТ!»

Оборудование: самолет из пластмассового конструкто­ра, гаечный ключ, молоток, отвертка.

Ход занятия. Педагог предлагает ребенку поиграть с са­молетом, гайки которого плохо укреплены. Ребенок должен до­гадаться выбрать среди предметов, имитирующих орудия тру­да, гаечный ключ и использовать его для укрепления гаек. В случае затруднения педагог дает возможность ребенку пробо­вать закручивать гайки различными предметами и выбрать не­обходимый - гаечный ключ. Затем педагог помогает ребенку закрутить гайки, т.е. выполнить практические действия. Пос­ле этого следующий ребенок повторяет все действия. Затем раз­ворачивается сюжет игры: «Самолеты заправляются и готовят­ся к полету. Самолеты - летят. Самолеты «идут» на посадку. Самолеты сели на площадку в аэропорту» и т.д.

 

Раздел 4

Игры -упражнения на определение причинно-следственных зависимостей

Самыми простыми случаями, в которых ребенок сталкива­ется с поисками причинно-следственных связей, являются та­кие, в которых нарушается привычный ход явления. Это вы­зывает у него удивление и следом за ним ориентировочную реакцию, которая и является начальным этапом поиска при­чины нарушения. На первых порах дети могут находить такую причину лишь в том случае, если она является внешней, хоро­шо видимой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: