ЗАДАНИЕ «В ПАРИКМАХЕРСКОЙ»




Оборудование: сюжетная картинка: в парикмахерс­кой - один мастер стрижет маленькую девочку, мама ее стоит недалеко и смотрит на дочку; другой мастер делает прическу женщине (рис. 59).

Рис. 59

 

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и рассказать, что там происходит. В случае затруднения пе­дагог задает следующие уточняющие вопросы: «Кто изображен на картинке? Кого стрижет мастер? Кому мастер делает при­ческу? Когда ты был (а) в парикмахерской? Кто тебя там под­стригал? Зачем люди ходят в парикмахерскую?» Затем педа­гог просит ребенка: «Теперь составь рассказ по этой картинке».

ЗАДАНИЕ «В МАГАЗИНЕ ИГРУШЕК»

Оборудование: сюжетная картинка: на полках стоят игрушки, вокруг стоят люди с детьми и рассматривают игруш­ки; один ребенок выходит из магазина, в руках у него мяч, рядом с ним женщина (рнс. 60).

Рис. 60

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и рассказать, что там происходит. В случае затруднения пе­дагог задает ребенку уточняющие вопросы: «Кто изображен на картинке? Что люди рассматривают? Кто продает игрушки? Кто покупает игрушки? Когда ты был в магазине игрушек? С кем ты был в магазине? Что там тебе купили? Зачем люди ходят в магазин игрушек?» Потом ребенок составляет рассказ по этой картинке.

ЗАДАНИЕ «ВО ДВОРЕ»

Оборудование: сюжетная картинка: около дома на ка­челях катается большой мальчик, а рядом стоит маленький мальчик и грустно смотрит на него; недалеко дети играют в пе­сочнице (рис. 61).


Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и рассказать, что на ней изображено. В случае затруднения педагог задает следующие вопросы: «Кого ты видишь на кар­тинке. Кто качается на качелях? Зачем маленький мальчик стоит около качелей. Что он хочет сказать большому мальчи­ку? А когда ты хочешь качаться на качелях, что ты говоришь другому ребенку? Что делают дети в песочнице?» Затем педа­гог говорит ребенку: «Расскажи все по порядку. Где это проис­ходило? Что хотел маленький мальчик?»

Примечание. Формирование образов-представлений долж­но осуществляться в разных условиях: в реальной ситуации, при целенаправленном наблюдении, в беседах, сюжетно-ролевых и дидактических играх, инсценировках, а также при соот­несении иллюстраций со словесным описанием, составлении рассказа по картинкам. Разнообразные педагогические приемы эффективно помогают детям активизировать взаимосвязь между жизненным опытом и наглядно-чувственными представ­лениями, адекватно использовать речевые высказывания, от­ражающие смысловую сторону сюжетной картинки.

Важно отметить, что полноценный запас зрительных обра­зов является необходимым условием для успешного опериро­вания ими. Поэтому чем богаче запас исходных образов, чем полнее их содержание, чем богаче эмоционально окрашены об­разы, тем больше возможностей для их видоизменений, преоб­разований. Так создаются условия для успешного оперирова­ния ими.

 

Раздел 2

Формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования

В процессе проведения игр дети учатся ориентироваться в пространстве и создавать новые образы предметов и ситуаций, а также комбинации отдельных образов, выстраивать целост­ные сюжеты в наглядном и словесном плане.

 

Серия 1

Игры-упражнения на формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов

 

ИГРА «НАЙДИ ПАРУ!»

Оборудование: цветные ленточки, шарики, обручи (красного, синего, зеленого, оранжевого, желтого, голубого цветов), поднос.

Ход занятия. Цветные обручи раскладываются на од­ной стороне комнаты. Педагог раздает одним детям цветные ша­рики, а другим - цветные ленточки. Затем объясняет: «Вы будете бегать по комнате, кто куда хочет, а когда я скажу: «Найди себе пару!», вы будете искать того, у кого ленточка того же цве­та, что и ваш шарик. Затем надо надуть шарик и привязать к нему ленточку. После этого надо найти свой «домик» - обруч такого же цвета, как шарик, и войти в него». После того как дети найдут свои «домики», педагог уточняет правильность вы­полненного задания. Каждая пара детей проверяет цвет доми­ка, шарика и ленточки и называет цвет. В конце игры педагог проверяет правильность выполненного задания. В случае зат­руднения педагог помогает детям найти свою пару, используя прием сличения. (Например, шарик желтого цвета, ленточка желтая, домик такой же желтый, как шарик).

ИГРА «СЛОЖИ КАРТИНКУ!»

Оборудование: карты - образцы (30 см. х 40 см) со схе­матическим изображением предметов: вагончик (прямоуголь­ник, круги - два колеса); грибок (две фигурки: четверть кру­га - шляпка и закругленный снизу прямоугольник - ножка); кораблик (трапеция - основание треугольник; парус - малень­кий треугольник - флажок); цыпленок (три круга: большой круг - туловище, круг поменьше - голова, маленький круг -глаз; треугольник-клюв, два маленьких овала - лапки); снего­вик (три круга разной величины, маленькая трапеция -ведерко на голове); карты-образцы (10 см х 12 см) со схематичеоким изоб­ражением этих же предметов. Кроме того, необходимы комплек­ты картинок в конвертиках для каждого ребенка (рис. 62).

Ход занятия. Дети садятся за столики. Педагог гово­рит, что сейчас они будут собирать разные картинки. Показы­вает детям первую картинку (вагончик), устанавливает ее так,.чтобы всем детям было видно. Затем раздает детям комплекты фигурок, из которых надо сложить эту картинку: прямоуголь­ник и два круга. Дети складывают, а педагог наблюдает. В слу­чае затруднения педагог дает ребенку индивидуальный обра­зец, где карта-образец по размеру соответствует размеру форм. Это дает возможность ребенку выполнить задание путем наложения на индивидуальный образец, а затем уже выполнить за­дание по общему образцу. После того как все дети соберут пер­вую картинку, педагог предлагает сложить каждому ребенку по 2-3 картинки.

ИГРА «НАЙДИ ПОХОЖИЕ!»

Оборудование: на каждого играющего - мешочек с игрушками: ежик, неваляшка, ракета, машинка, домик, божья коровка, мышка, поднос.

Ход занятия. Дети садятся вокруг столов и каждому ре­бенку дают мешочек с одним предметом (ежик, неваляшка, ракета, машинка, домик, божья коровка, мышка). Педагог го­ворит, что у каждого ребенка в мешочке лежит предмет опре­деленной формы. К этому предмету надо подобрать предметы (или игрушки), похожие по форме на предмет, который нахо­дится в мешочке. Дети смотрят и запоминают, что у них лежит в мешочке. Затем они ходят по группе и каждый самостоятель­но подбирает предметы или игрушки и кладет их в свой мешо­чек. После того как дети найдут несколько предметов (не ме­нее 5), каждый должен высыпать их на поднос и рассказать

 


 


о том, чем подобранные им игрушки (предметы) похожи на тот, который был в мешочке, т.е. обосновать в речи свой выбор пред­метов и свои действия. В случае затруднения педагог помогает ребенку выделить форму в его предмете, называет словом эту форму и вместе с ним подбирает 2-3 предмета. Затем педагог предлагает ребенку самостоятельно выбрать 2 предмета опре­деленной формы.

ИГРА «БОЛЬШЕ - МЕНЬШЕ»

Оборудование: поднос, коробка с набором природного материала: камешки, ракушки, шишки, листья, желуди, пе­нечки, зернышки, цветы, косточки, орехи, разные по величи­не (по 5-6 каждого вида).

Ход занятия. Дети садятся за стол, и педагог вместе с ними рассматривает несколько предметов, находящихся на подносе, дети называют их. Педагог спрашивает у ребят, пока­зывая две разные по величине шишки: «Посмотрите, дети, на эти шишки. Как вы думаете, они по величине одинаковые или разные? Какая из них больше? А это какая? Сегодня поиграем с шишками, листьями, зернышками, камешками, ракушками. Будем раскладывать их по величине: сначала положим самый большой предмет, а потом - все меньше и меньше». (Показыва­ет действие на столе с шишками). Надо класть в ряд только оди­наковые предметы. Кто взял шишки, тот и кладет в ряд только шишки. А кто возьмет листик, тот будет класть в ряд только ли­стики». Педагог выкладывает все предметы на поднос так, что­бы их легко можно было увидеть и взять. Дети выбирают пред­меты, раскладывают их по величине. После чего педагог проверяет правильность выполнения задания. Затем предлага­ет другую задачу: выкладыть предметы в ряд по нарастающей величине. Игра повторяется: дети меняются предметами. По окончании игры дети складывают все предметы в коробку.

 

ИГРА «КАКИЕ ИГРУШКИ?»

Оборудование: набор из пяти карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка, представляющая собой схе­матическое изображение нескольких игрушек (круг, треуголь­ник, полукруг, трапеция, овал); подносы.

Ход занятия. Педагог, глядя на картинку, предлагает детям подобрать игрушку, похожую на изображенную фигур­ку. Он показывает по одной картинке из набора. Спрашивает детей по очереди, на какую игрушку похожа эта фигурка, об­ращает внимание на то, чтобы дети не повторяли ответов друг друга. Затем просит каждого найти игрушку, похожую на фи­гурку. Дети приносят игрушки к определенной фигурке, педа­гог просит их назвать все игрушки и проверяет правильность выполнения задания. Например, на первой карточке изобра­жен круг. Дети приносят мяч, тарелку, воздушный шарик, об­руч, пуговицу, руль и кладут эти предметы на поднос около кар­точки. Педагог сравнивает предметы-с карточкой и говорит: «Правильно, все они похожи на круг». На другой карточке -трапеция. Дети приносят лодку, кораблик, кукольную ванну, ведерко, мисочку, формочку и т.д. Педагог по очереди предъяв­ляет 5-6 картинок.

Примечание. При повторном проведении игры на карточ­ках должны быть нарисованы новые фигурки.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: