Задание 8. Объясните ошибки в употреблении местоимений.




ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Задание 1. Следующие существительные поставьте в форме И.п. мн.ч. Укажите возможные варианты и объясните их употребление в том или ином функциональном стиле. Используйте толковые словари русского языка.

Адрес, баржа, бок, бухгалтер, век, договор, инженер, клапан, колокол, комбикорм, корпус, крем, лектор, мех, номер, обшлаг, округ, ордер, орден, отпуск, парус, паспорт, перепел, поезд, порт, профессор, сектор, слог, снег, сорт, судно, трактор, туфля, фельдшер, фронт, хор, холод, цех, шарф, шелк, шифр, якорь.

 

Задание 2. Образуйте форму Р.п. мн.ч. В случае затруднения обращайтесь к словарям.

Ампер, мандарин, грамм, килограмм, рукав, гектар, яблоко, помидор, чулок, носок, солдат, сапог, рельс, партизан, абрикос, торт, погон, туфля, ветеран, грабли, кочерга, бревно, лацкан, волос, дупло, гардемарин, полотенце, простыня, серьга, ясли, няня, ломоть, плечо, узбек, адмирал, омут.

Задание 3. От следующих названий городов образуйте нарицательные существительные по образцу. Там, где это возможно, дайте варианты. Укажите словари, которыми вы пользовались. Образец: Москва - москвич, москвичка, москвичи; Россия -россиянин, россиянка, россияне

Архангельск, Барнаул, Вологда, Воронеж, Евпатория, Йошкар-Ола, Курск, Муром, Нижний Новгород, Омск, Оренбург, Псков, Пенза, Пермь, Петербург, Ростов, Саратов, Свердловск, Серпухов, Старая Русса, Таруса, Томск, Тула, Уфа, Хабаровск, Ярославль; Австрия, Аргентина, Армения, Афганистан, Беларусь, Бельгия, Бирма, Гвинея, Германия, Греция, Грузия, Дания, Израиль, Индия, Казахстан, Кения, Литва, Молдова, Монако, Монголия, Непал, Перу, Польша, Сингапур, Турция, Финляндия, Чили, Швеция, Япония.

Задание 4. Познакомьтесь с названными ниже статьями словаря-справочника Р. А. Агеевой «Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы». Приведите названия каждого этноса в форме единст­венного числа мужского и женского рода. Образец: якуты — якут, якутка

Абхазы, алеуты, арчинцы, ассирийцы, багулалы, бесермяне, ботлихцы, водь, ительмены, кайтагцы, камчадалы, караимы, каракалпаки, кержаки, кеты, коми-пермяки, лакцы, мокша, нанайцы, ороки, орочи, селькупы, удмурты, ханты, цахуры, чулымцы, эвены, юкагиры.

Задание 5. Пользуясь «Словарем личных имен» Н. А. Петровского, опреде­лите происхождение имен, укажите производные от них отчества и уменьшительно-ласкательные формы.

Анастасия, Анфиса, Бронислав, Валерий, Вениамин, Геннадий, Глафира, Григорий, Данила, Драгомир, Евграф, Евсей, Зинаида, Иван, Илья, Лада, Марфа, Моника, Никита, Оксана, Роман, Савва, Софрон, Тимофей, Фаина, Фелициан, Филипп, Фома, Юнона, Ян, Ярослав.

Задание 6. Подберите прилагательные и оставьте с ними словосочетания, используя следующие географические наименования.

Баку, Титикака, Кале, Канны, Перу, Эри, Сухуми, Миссисипи, Онтарио, Токио, Колорадо, Килиманджаро, Огайо, Рио-де-Жанейро. Ориноко, Афины, Чили, Мочи, Хонсю, Алазани, Алатау.

Задание 7. Определите смысловые и стилистические различия между краткими и полными формами следующих прилагательных. Составьте с ними словосочетания.

Грамотен – грамотный, велик – великий, должен – должный, глух – глухой, дорог – дорогой, благодарен – благодарный, драгоценен – драгоценный, свободен – свободный, обязан – обязанный, готов – готовый, широк – широкий, болен – больной, зелен – зеленый, виноват – виноватый.

 

Задание 8. Объясните ошибки в употреблении местоимений.

Больной попросил сестру налить себе воды. Банкам может быть отказано в расширении своих полномочий. Я должен поздравить Екатерину Васильевну с успешной защитой своей докторской диссертации. За 10-15 тысяч лет приручения человеком у собаки по сравнению с волком – своим далеким предком – изменилась лишь психика и гормональная система. Вас будут терзать мысли о своей внешней красоте. Именно благодаря его эффективности гербалайф завоевал весь мир. Ушел из своей жизни Миттеран. Любому должнику важно доверие к себе. После переговоров между собой и Борисом Ельциным Клинтон и Коль пришли к определенным выводам. Республика будет вести независимую политику, не прогибая ни перед кем спину и защищая ее интересы. Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих ошибок. В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди них процветают взяточничество, беззаконие, воровство. Каждый уговаривает, чтобы почетный гость поехал к себе. Ихний ребенок проказничает.

 

Задание 9. В приведенных предложениях найдите ошибки, связанные с употреблением имен числительных, предложите правильный вариант.

1. Коллектив нашего участка обязуется благоустроить восемьдесят и три десятых процентов подведомственной территории к январю двухтысячно первого года. 2. Сообщаю, что вчера в ночь между одиннадцати и двадцати четырех часов я находилась дома, что может быть подтверждено обоими соседками. 3. На площади собралось около четырехсот друзей. 4. Было решено закончить экспедицию через двадцать три суток. 5. Тысячью годами позже на этом месте возник новый город. 6. Семь и три десятых километров железнодорожного пути оказались неисправными. 7. В тысячу девятисот тринадцатом году мы уехали из России. 8. Сейчас, когда я могу гордиться сорока лет прожитой жизни, многие вещи сне кажутся иными. 9. Победителя наградили полуторастами тысячами рублей. 10. После проверки выяснилось, что на складе не хватало три тысячи пятьсот сорок две коробки конфет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: