ЗАДАНИЕ «ЗАБОТЛИВЫЙ ПЕТУШОК»




Оборудование: четыре сюжетные картинки, на трех из которых сюжеты не соответствуют содержанию предложенно­го рассказа. Так, на первой - лесная полянка; на второй - во дворе разные животные: собака, кошка с котенком, утка с утя­тами; на третьей - дети играют в песочнице. На четвертой -сюжет, соответствующий прочитанному рассказу - во дворе петушок, курица и цыплята клюют зернышки (рис. 79).

Ход занятия. Педагог предлагает детям прослушать рассказ: «Во двор вышел погулять петушок. Он поет: «Ку-ка-ре-ку!» Курицу с цыплятами зовет. Нашел петушок зерныш-

ки, сам не съел, а цыплятам отдал. Цыплята склевали зерныш­ки и ушли домой с курицей». После этого дети рассматривают картинки и выбирают ту, которая соответствует содержанию рассказа. Затем педагог просит обосновать выбор картинки и рассказать текст без нее. В случае затруднения педагог спра­шивает: «Кто вышел во двор? Кто пел? Кого позвал петушок? Что петушок нашел? Кто остался во дворе? Кто нашел зерныш­ки?» После ответов на эти вопросы дети рассказывают текст с опорой на иллюстрацию.

ЗАДАНИЕ «ВЕСНА»

Оборудование: четыре сюжетные картинки, на трех из них сюжеты не соответствуют содержанию рассказа. Так, на первой - лето, дети играют с мячом во дворе; на второй - на поляне женщина играет с ребенком; на третьей - мальчик за­пускает самолет. На четвертой - сюжет, соответствующий про­читанному рассказу - ранняя весна, светит солнце, текут ру­чьи, дети пускают кораблики по воде (рис. 80).

Ход занятия. Педагог медленно читает рассказ: «При­шла весна, потекли ручьи. Дети взяли дощечки, сделали ко-

раблики, пустили кораблики по воде. Кораблики поплыли». Затем педагог показывает детям все картинки и просит подо­брать иллюстрацию к рассказу. В случае затруднения педагог повторяет рассказ. При этом картинки переворачиваются тыль­ной стороной. Педагог задает детям вопросы: «Какое время года наступило? Откуда взялась вода? Как дети одеты весной? Что взяли дети? Что они сделали из дощечек? Что дети пустили по воде? » Затем детям снова предлагается выбрать иллюстрацию, соответствующую тексту. После этого дети обосновывают свой выбор и рассказывают текст с опорой на иллюстрацию.

ЗАДАНИЕ «СНЕГИРЬ»

Оборудование: четыре сюжетные картинки, на трех из них сюжеты, не соответствующие содержанию рассказа. Так, на первой - ранняя весна, птицы на деревьях, кормушка для птиц; на второй - во дворе ходят домашние птицы; на третьей -лесная полянка, около пенечка - ежик. На четвертой - сюжет, соответствующий прочитанному рассказу - в комнате стоит де­вочка около клетки для птиц, дверца клетки открыта, на двер­це сидит снегирь.

Ход занятия. Педагог рассказывает детям: «У Кати был снегирь. Снегирь жил в клетке и ни разу не пел. Катя при­шла к снегирю:

- Пора тебе, снегирь, петь.

- Пусти меня на волю, на воле буду петь».

После этого педагог предлагает детям подобрать иллюстра­цию, соответствующую рассказу. В случае затруднения педа­гог читает текст еще раз, а картинки переворачивает обратной стороной. Затем он помогает детям проанализировать содержа­ние рассказа: «Кто жил у Кати? Где жил снегирь? Почему он не пел? Что сказала Катя снегирю? А что ответил снегирь Кате?» После выбора картинки ребенок обосновывает свой вы­бор и рассказывает текст с опорой на иллюстрацию.

ЗАДАНИЕ «ЗА ГРИБАМИ!»

Оборудование: четыре сюжетные картинки, на трех из них сюжеты, не соответствующие содержанию рассказа, но имеющие некоторые эпизоды, напоминающие текст: на пер­вой - осенний лес, спелая рябина, кое-где видны грибы, дедуш­ка собирает грибы; на второй - лето, дети играют с мячом на лесной полянке; на третьей - весна на лесной полянке, зайчик

и ежик около пенька; на четвертой - дети в лесу собирают гри­бы, одна девочка смотрит на ежика (рис. 81).

Ход занятия. Педагог предлагает детям прослушать рассказ: «Наступило лето. Дети пошли в лес за грибами. Со­брали много разных грибов: лисичек, сыроежек, опят. Вдруг под елкой увидели ежа. Дети принесли ежика домой. Дали ему молока. А вечером пришел папа и уговорил ребят отпустить ежика в лес». Затем педагог просит детей рассмотреть картин­ки и выбрать соответствующую содержанию текста. После это­го дети обосновывают свой выбор. В случае затруднения педа­гог задает следующие вопросы: «Какое время года наступило? Куда пошли дети? Зачем дети пошли в лес? Какие грибы они собрали? Кого они увидели? Куда они принесли ежика? Что они ему дали? Кто уговорил ребят отпустить ежика в лес?» После детального разбора детям предлагается выбрать соответству­ющую картинку и рассказать текст с опорой на иллюстрацию.

ЗАДАНИЕ «ЛЕТОМ»

Оборудование: четыре сюжетные картинки: на пер­вой - осенний лес, спелая рябина, кое-где видны грибы, дедуш­

ка собирает грибы; на второй - лето, дети играют с мячом на лесной полянке, дедушка читает газету; на третьей - весна, около реки дети играют в мяч, а взрослые читают; на четвер­той - дедушка сидит с удочкой у реки, один мальчик купается, другой лежит на песке (рис. 82).

Ход занятия. Педагог предлагает детям прослушать следующий текст: «Летом дедушка любил на речку ходить, удочкой рыбу ловить. А иногда он брал с собой внука Мишу и его друга Гришу. Дедушка рыбу ловит, а ребята отойдут подаль­ше и забавляются: в реке купаются, плавают, ныряют, на сол­нце загорают». Затем педагог просит рассмотреть картинки и выбрать соответствующую тексту. В случае затруднения педа­гог повторяет рассказ, при этом картинки поворачивает тыль­ной стороной. После этого педагог задает детям вопросы: «Куда любил ходить дедушка летом? В какое время года дедушка ло­вил рыбу? Кого он брал с собой? Как звали его внука? А как зовут друга внука? Чем забавлялись дети у реки?» Дети снова рассматривают картинки и выбирают соответствующую тексту. Затем обосновывают свой выбор и рассказывают текст без опо­ры на наглядность.


ЗАДАНИЕ «ДОЖДИК»

Оборудование: четыре сюжетные картинки, на трех из них сюжеты, не соответствующие содержанию рассказа, но имеющие некоторые эпизоды, напоминающие его: на первой -весна, дети пускают по воде кораблики; на второй - лето, дети играют на поляне в мяч; на третьей - лето, дети идут с корзин­ками в лес; на четвертой - лето, дети играют в песочнице (рис. 83).


Ход занятия. Педагог предлагает прослушать следую­щий рассказ: «Летом дети играли в песочнице. Вдруг на небе появилась темная туча. Дети начали собирать игрушки, и вдруг полил сильный дождь. Дети намокли. Они побежали домой. Дома они переоделись. Когда выглянуло солнышко, они снова вышли играть в песочницу». После этого педагог предлагает подобрать картинку к рассказу. В случае затруднения он пере­ворачивает картинки обратной стороной и предлагает еще раз прослушать текст. Дети вновь рассматривают картинки и вы­бирают нужную, обосновав свой выбор. После этого педагог про­сит детей рассказать весь текст с опорой на иллюстрацию.

Глава III

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В процессе целенаправленной коррекционно-педагогиче-ской работы ребенок учится устанавливать временные, причин­но-следственные связи и зависимости, обучается рассуждать, выделять существенное и второстепенное, объединять предме­ты на различных основаниях, видеть в предметах разные их свойства, видеть относительность границ между отдельными группами явлений и объектов.

В ходе занятий используются различные методические приемы, способствующие развитию логического мышления: сравнения, обобщения, противопоставления, аналогии, установление связей между явлениями и объектами природы, классификация и систематизация известных фактов, форму­лирование выводов в виде суждения и умозаключения.

Раздел 1

Задания на формирование умений выполнять классификацию

Цель - учить детей выделять существенное и второстепен­ное, объединять предметы по различным основаниям, в одну группу на основе общих признаков.

Игры и задания «Группировка предметов (картинок)» без образца и без обобщающего слова. Цель - учить детей пользо­ваться наглядной моделью при решении элементарных логи­ческих задач на классификацию.

ИГРА «РАЗЛОЖИ ИГРУШКИ!»

Оборудование: набор игрушек разных по величине (по три): матрешки, колокольчики, вазочки, домики, елочки, зай­чики, ежики, машинки; три одинаковые коробочки.

Ход занятия. Педагог показывает детям игрушки и го­ворит: «Эти игрушки надо разложить в три коробочки. В каж­дой коробочке должны быть игрушки, похожие чем-то между собой. Подумайте, какие игрушки вы положите в одну коро­бочку, какие - в другую, а какие - в третью». Если ребенок рас­кладывает игрушки в произвольном порядке, педагог оказы­вает ему помощь: «Какие игрушки похожи между собой, выбери их (например матрешки). Чем эти матрешки между со­бой различаются? Разложи их по коробочкам». Затем педагог дает ребенку колокольчики и просит раздать их матрешкам: «Подумай, какой колокольчик ты дашь самой большой матреш­ке». Далее ребенок раскладывает игрушки сам и обобщает принцип группировки. Педагог просит: «Расскажи, какие иг­рушки ты положил в первую коробку, какие - во вторую, а ка­кие - в третью». В случае затруднения сам обобщает: «В одной коробке - самые маленькие игрушки; в другой - побольше, а в третьей - самые большие».

ИГРА «РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ!»

Оборудование: картинки с изображением предметов: транспорта, посуды, мебели (по восемь каждого вида).

Ход занятия. Педагог показывает детям набор карти­нок и просит их разложить на несколько групп так, чтобы в каждой группе картинки были чем-то похожи. В случае зат­руднения педагог дает ребенку в качестве основания группи­ровки инструкцию: «Выбери все картинки с изображением по­суды. А теперь давай посмотрим, где здесь мебель» и т.д. После того как ребенок разложит все картинки, необходимо помочь ему сформулировать принцип группировки: «В одной группе все картинки с изображением посуды, в другой - мебели, а в третьей - транспорта».

ИГРА «РАЗЛОЖИ ПРЕДМЕТЫ!»

Оборудование: набор из восьми игрушек и предметов различных по назначению, но одни - деревянные, а другие -пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по две; две одинаковые коробочки.

Ход занятия. Педагог рассматривает с ребенком все иг­рушки по одной (не по парам), а затем говорит: «Эти игрушки надо разложить в две коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки - чем-то похожие между собой». В случае


затруднения педагог берет первую пару игрушек - елочки - ста­вит их рядом и просит детей сравнить: «Чем эти елочки разли­чаются между собой?» Если дети не могут найти основное от­личие, педагог обращает внимание детей на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем дети действуют самосто­ятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «В одной коробке - все деревянные игрушки, а в другой - все пластмассовые».

ЗАДАНИЕ «НАРИСУЙ КАРТИНКУ!»

Оборудование: 24 карточки с изображением рыб, птиц и животных (по восемь каждого вида); три конверта.

Ход занятия. Педагог говорит детям: «У меня кто-то пе­репутал картинки. Надо разложить эти картинки в три конвер­та так, чтобы картинки были между собой чем-то похожи. На каждом конверте надо нарисовать такой рисунок, чтобы было понятно, какие там лежат картинки». В процесс выполнения задания педагог не вмешивается, даже если ребенок выполняет задание неверно. После того как ребенок разложит картинки, педагог говорит: «Расскажи, какие картинки ты в этот конверт положил, почему? Чем они похожи между собой?» и т.д. В слу­чае затруднения педагог дает образцы для раскладывания кар­тинок по конвертам. Затем просит ребенка назвать эту группу картинок одним словом и нарисовать на конверте картинку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: