Основным обобщающим показателем уровня развития страны и уровня благосостояния является валовой национальный продукт.




Этот показатель, определенный по секторам, отраслям, экономическим регионам, дает представление а развитии элементов экономики, а также позволяет определить возможность, необходимость и даже затраты на проникновение в эти сферы.

Другим показателем является национальный доход, характеризующий все совокупные доходы нации и их долю в общем объеме дохода (з/пл., прибыль, процент, рента, доход от собственности). Чем выше доходы, тем выше уровень потребления домашних хозяйств и больше требования к качеству и разнообразию товаров. Уровень доходов характеризует и общие возможности для развития национальной экономики (за счет роста сбережений и инвестиций).

К экономическим факторам относятся уровень и структура безработицы. Если квалификационная характеристика безработных не соответствует техническому составу и технологическому уровню данного производства, то найм рабочих потребует дополнительных издержек, связанных с поиском и предварительной подготовкой работников.

К макроэкономическим показателям относятся уровень и темпы инфляции, ее характер, антиинфляционные меры, применяемые правительством. Инфляция обесценивает вложенный капитал и получаемый доход, искажает структуру экономики, ухудшает качество товаров, обедняет ассортимент продукции. В условиях галопирующей инфляции нарушаются традиционные связи между предпринимателями, возникают бартерные схемы расчетов натуральные формы оплаты. Инфляция тесно связана с валютным курсом и ослабляет его, тем самым, дестабилизируя страну.

В международном бизнесе необходим тщательный анализ двух основных элементов валютной системы: обменного, или валютного курса и конвертируемости валюты.

Валютный курс оказывает существенное влияние на величину спроса на продукцию фирмы, как в своей стране, так и за рубежом. Снижение курса национальной валюты приводит к удорожанию импортных товаров и делает экспорт более выгодным.

Неконвертируемость иностранной валюты может стать значительной проблемой для фирмы, действующей за рубежом, поскольку она не может конвертировать полученную прибыль в твердые валюты и вывезти ее из страны.

Изменение валютного курса приводит к появлению валютных рисков, последствия которых могут характеризоваться:

Ø вероятностью потерь из-за изменения валютного курса;

Ø неопределенностью перспектив ведения внешнеэкономических операций;

Ø неопределенностью размеров прибыли и возможностей ее передвижения;

Ø вероятностью обесценивания капитала (инвестиций).

Важным показателем внешнеэкономической деятельности является платежный баланс. В развивающихся странах наблюдается дефицит платежного баланса, для его ликвидации эти страны вынуждены увеличивать экспорт и ликвидировать основные экономические диспропорции. Страны с большим активным сальдо (Тайвань, Япония) стали испытывать давление со стороны других стран, которое вынуждать их открывать свои рынки и стимулировать потребление с целью уменьшения размера активного баланса.

Существенное влияние на деятельность компании на внешнем рынке оказывает высокая государственная задолженность. В условиях высокого государственного долга страны ищут различные способы его погашения, в том числе и за счет снижения темпов экономического роста, что может оказать отрицательное воздействие на сбытовые возможности фирм.

При анализе экономических факторов внешней среды следует изучить интересующую сферу бизнеса, уровень ее развития, особенности и перспективы.

Для этого необходимо изучить следующие вопросы:

1. Наличие ресурсов (сырья, материалов, энергии, трудовых ресурсов и т.д.) для развития производства;

2. Уровень развития инфраструктуры, обеспечивающей данную сферу, в том числе транспорт, сбытовую сеть, коммуникации, информационную обеспеченность.

3. Наличие консалтинговых фирм в области экономического анализа, маркетинга, научно-технической базы и др.

Анализируя экономические факторы, фирмам следует опираться на рейтинги стран, определяемые различными исследовательскими центрами.

Анализ экономических факторов первого и второго направления дает фирме лишь общее преставление о стране-партнере по бизнесу. Самым важным является анализ основных рыночных показателей, которые относятся к третьему направлению исследований.

 

III. Анализ основных рыночных показателей предусматривает рассмотрение следующих вопросов:

1. Состояние спроса и предложения;

2. Емкость рынка;

3. Доступность рынка;

4. Потенциал рынка;

5. Уровень цен;

6. Состояние и структура конкуренции, в том числе и анализ конкурентных преимуществ на различных уровнях;

7. Состав возможных поставщиков, потребителей, посредников;

8. Требования к качеству, безопасности, рекламе, упаковке, маркировке;

9. Циклические и долгосрочные колебания спроса и предложения.

Эти показатели позволяют определить стратегию и тактику фирмы, выходящей на рынок.

 

Вопрос 3. Политическая стабильность в международном маркетинге характеризуется предсказуемостью внешней политикив стране бизнес-партнера. Это связано с тем, что предпринимательская деятельность, особенно за рубежом, сопряжена с риском. Риск означает вероятность того, что произойдет событие, которое неблагоприятно скажется на прибыли или положении фирмы на зарубежном рынке. К рискам, определяемым политическими факторами государственного регулирования, относят:

− Страновый риск

− Риск несоответствия

− Валютный

− Финансовый

− Банковский риск.

Страновый риск включает:

· Риск потери собственности в случае национализации;

· Риск потери на возмещении инвестиций иностранным инвесторам в случае введения ограничений на внешнеэкономическую деятельность и экономические связи с зарубежными партнерами;

· Риск ограничения доступа на рынок;

· Риск введения регламентированной структуры собственников предприятий с установленной долей национального и зарубежного капитала;

· Риск невыполнения обязательств со стороны партнера (по отгрузке товара, своевременной его доставке, оплате) по не зависящим от него причинам.

Риск несоответствия обусловлен невозможностью быстро и без потерь перестроиться при изменениях в социально-политической системе или в условиях государственного регулирования экономики.

Валютный риск состоит из риска потери дохода при вывозе валюты, так как государство может установить ограничения на конвертацию и вывоз валюты, и риска потерь при изменении курса валют. Так, при девальвации валюты страны-партнера экспортер получает платежи обесцененными деньгами, в то время как импортер несет убытки при ревальвации иностранной валюты.

Банковский риск предусматривает необходимость отслеживать стабильность и надежность банков, которые обслуживают внешнеэкономические операции фирм на зарубежном рынке.

Финансовый риск возникает, например, при введении повышенных ставок налогообложения для иностранных предприятий, в результате чего уменьшается прибыль от предпринимательской деятельности.

Валютный, банковский и финансовый риски существуют и в условиях политической стабильности, но в этом случае все изменения прогнозируются, и больших потерь можно избежать. В условиях же политической нестабильности необходимо проводить превентивные меры защиты бизнеса, осуществлять управление риском, но все равно возможны крупные потери.

В качестве одного из наиболее эффективных способов защиты от риска в международном бизнесе применяется страхование. Оно осуществляется как государственными, так и частными страховыми компаниями.

Государственное регулирование – это форма участия государства в экономической жизни, процесс прямого и косвенного воздействия государства на определенные сегменты экономики с помощью перераспеделения ресурсов в целях достижения экономического и социального развития страны.

Государственное регулирование осуществляется в двух формах:

Свободы торговли, предусматривающей минимальное государственное вмешательство во внешнюю политику, поддерживая лишь баланс спроса и предложения;

Протекционизма, предусматривающего политику защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

Протекционизм создает крайне неблагоприятные условия для деятельности предприятий других стран. Он может быть односторонним, двухсторонним и многосторонним.

Односторонний протекционизм характеризуется ограничительными мерами (введение квот на импорт, повышение пошлин на товар и т.п.), вводимыми без согласования и консультаций с другой страной.

При двухстороннем протекционизме ограничительные меры вводятся двумя сторонами.

При многостороннем – несколько стран-партнеров вводят одинаковые ограничительные меры.

Протекционизм обычно используется менее развитыми странами против боле развитых, с целью защиты и обеспечения условий для развития национальных предприятий.

Инструменты, которые используют государства при регулированиимеждународных экономических отношений делятся на прямые и косвенные.

Прямые включают административные меры ограничения или запрета импорта (экспорта) товаров, ввоза капитала или ведение предпринимательской деятельности. К прямым инструментам относятся и квотирование, лицензирование, требования о содержании местных компонентов, условия безопасности товаров, стандарты и прочее.

Косвенные инструменты – это налоги, цены, тарифы (пошлины), государственные закупки, денежно-кредитная и фискальная политика и др.

Обычно государство использует не один, а несколько инструментов, которые дополняют и усиливают действие друг друга. Поэтому в международном маркетинге следует учитывать факторы государственного регулирования, которые включают:

· регулирование предпринимательской деятельности;

· регулирование внешнеэкономической деятельности.

Регулирование предпринимательской деятельности основано на законах как национальных, так и страны-партнера, а также законах действующих в союзах, в которых состоят эти страны.

Регулирование внешнеэкономической деятельности в мировой практике осуществляется тремя способами:

1. регулирование цен;

2. регулирование потоков товаров;

3. валютное регулирование.

Для регулирования цен и потоков товаровгосударством используются так называемые тарифные и нетарифные барьеры. При этом тарифные влияют на цены, а нетарифные на цены либо непосредственно на потоки товаров.

К тарифным барьерам относятся: тариф (пошлина) и таможенные платежи. Пошлины в зависимости от объекта обложения подразделяются на:

а) вывозные (экспортные);

б) транзитные;

в) ввозные (импортные) пошлины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: