Лабораторная работа № 13
Тема: Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди. Качественная реакция на крахмал.
Цель работы: Изучить качественные реакции на углеводы.
Оборудование: Пробирки, штатив для пробирок, держатель для пробирок, горелка.
Реактивы: растворы гидроксида натрия (NaOH) и сульфата меди (CuSO4), глюкозы (C6H12O6), сахарозы (C12H22O11), аммиачный раствор оксида серебра (Ag2O)спиртовый раствор йода (J2), раствор крахмала, кусочек белого хлеба, ломтик сырого картофеля
Пояснение к работе:
Глюкоза, сахароза и крахмал относятся к классу углеводов. Глюкоза – моносахарид, её молекулярная формула - C6H12O6
В структуре молекулы глюкозы присутствуют альдегидная группа и
Альфа – форма глюкозы: |
пять гидроксильных групп - ОН, может существовать в альдегидной форме, а также в циклической:
Бета – форма глюкозы: |
Альдегидная форма глюкозы: |
Поэтому глюкоза в реакциях проявляет свойства и альдегидов, и многоатомных спиртов:
а) Реакция с аммиачным раствором оксида серебра: (см. опыт 2):
б) Реакция с гидроксидом меди (см. опыт 1, часть Б):
Сахароза – природный дисахарид, состоит из остатков глюкозы и фруктозы:
Ход выполнения работы
Запишите описание опыта, наблюдения, запишите уравнения реакций, объясните результаты опытов. Оформите отчет о работе в таблице:
8см 6см 14см(на ширину страницы)
Описание опыта (Что делали?) | Наблюдение (Что видим?) | Уравнения реакций, объяснение. |
Опыт 1. Действие гидроксида меди (II) на глюкозу и сахарозу:
а) Получаем гидроксид меди: в пробирку налить 1 мл раствора гидроксида натрия и 1 мл раствора сульфата меди
- наблюдаем образование голубого осадка гидроксида меди (II),
б) К полученному осадку прилить 1 мл раствора глюкозы.
- осадок сразу растворяется и раствор окрашивается в ярко-синий цвет:
происходит качественная реакция на многоатомные спирты, значит глюкоза- это многоатомный спирт
в) В пробирку к полученному ярко-синему раствору прилить немного воды, нагреть пробирку так, чтобы прогревалась только верхняя часть раствора.
- наблюдаем образование желто-красного осадка
Желто-красную окраску имеют соединения одновалентной меди, значит после нагревания образовались оксид меди(I) и гидроксид меди (I). Это качественная реакция на альдегидную группу, значит глюкоза проявляет свойства альдегидов
г) Опыт повторить с раствором сахарозы (пункты а,б,в).
Опыт 2. Реакция «серебряного зеркала» с глюкозой
В пробирку налить 1 мл раствора глюкозы, добавить аммиачный раствор оксида серебра. Пробирку нагреть.
- наблюдаем осаждение серебра на дне и стенках пробирки.
Объяснить появление «зеркального» слоя на стенках пробирки (какие свойства проявляет глюкоза в этом опыте?)
Опыт 3. Качественная реакция на крахмал. Обнаружение крахмала в продуктах питания.
а) В химический стакан насыпать немного крахмала налить 20 мл кипящей воды, образовавшуюся смесь перемешать до образования прозрачного коллоидного раствора — крахмального клейстера. В пробирку налить немного охлажденного клейстера и добавить несколько капель спиртового раствора иода.
- наблюдаем синее окрашивание раствора. При нагревании полученного раствора синее окрашивание исчезает.
Появление синей окраски – это качественная реакция на крахмал.
б) Нанести по 1-2 капли раствора иода на ломтики картофеля, банана, кусочек белого хлеба. Что наблюдаете?
Нормы времени: 2 часа.
Литература: 1) страница 178-179. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 8-е изд. стереопит. – М.: Дрофа, 2013. – 223, [1]с.: ил.