Автоматизация – превращение сознательных действий при многократном их повторении в автоматические (совершаемые без участия сознания).
Автоматизация звука – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в последовательном, постепенном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Агнозия – нарушение процесса узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга. Может быть зрительная, осязательная, пальцевая, пространственная, слуховая.
Аграмматизм – нарушение психофизических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» речи и пр.
Адаптация – приспособление человека к условиям существования; бывает биологическая, психологическая, социальная.
Анамнез – совокупность сведений о развитии ребенка на всех этапах, включая беременность матери, роды, и течении заболеваний. Сбор А. является важной частью комплексного обследования ребенка.
Апраксия – нарушение свободных целенаправленных движений и действий, возникающее при поражении коры головного мозга.
Артикуляционные навыки – усвоение артикуляционной базы данного звука.
Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков (голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек, нижней челюсти и др.).
Артикуляция – совместная работа речевых органов, необходимая для произношения звуков речи.
Астенический синдром – состояние, часто встречающее при психических заболеваниях. Характеризуется общей слабостью, повышенной истощаемостью и раздражительностью. При А.С. нарушается внимание, память, ослабляется или утрачивается способность к продолжительному умственному и физическому напряжению.
Асфиксия – удушье плода или новорожденного; отсутствие дыхания вследствие полного или частичного прекращения деятельности сердца.
Аутизм – болезненное состояние психики, характеризующееся нарушением контактов человека и уходом от реального внешнего мира, погружение в мир личных переживаний.
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением доминантного полушария коры головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.
Афония – отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи.
Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
Вербальный – словесный, выраженный речевыми средствами.
Внимание – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.
Голосовой аппарат – совокупность органов, участвующих в голосообразовании. Г.А. состоит из трех основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных мышц, гортани с голосовыми складками и системы воздушных полостей, играющих роль резонаторов и излучателей звука.
Грамматический строй речи – строение слова и предложения, присущее данному языку.
Гуление – голосовая реакция ребенка в первые месяцы жизни, ранняя стадия лепета.
Двигательные нарушения – нарушения движений, которые могут проявляться в ограничении объема и силы движений, в нарушениях темпа, характера, координации движений, в наличии непроизвольных движений.
Депривация – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей ребенка в удовлетворении его насущных биологических и социальных потребностей. Д. бывает зрительная, слуховая, речевая, эмоциональная и др.
Диагноз – краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни (нарушения развития) на основании всестороннего исследования больного.
Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, которое обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, нарушения слитности написания слов в предложении, аграмматизм на письме.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисфония – расстройство голосообразования, при котором голос становится хриплым, слабым, вибрирующим и т.д.
Дифференциация звуков – этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от других звуков речи.
Дыхание речевое – дыхание в процессе речи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания.
Задержка психического развития – временное отставание развития психики или её отдельных функций.
Заикание (логоневроз) – нарушение темпо-римической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Зона актуального развития – актуальный уровень знаний, умений и навыков ребенка, проявляющийся на данном этапе его развития и обнаруживающийся в ситуации конкретного диагностического обследования.
Зона ближайшего развития – уровень знаний, умений и навыков, который ребенок может достичь самостоятельно или с помощью взрослого, потенциальные возможности развития ребенка.
Иннервация – обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками.
Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития – совместное обучение в образовательных учреждениях детей с различными нарушениями психофизического развития и нормально развивающихся их сверстников; направление в специальной педагогике.
Интонация – комплекс просодических компонентов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, тембр, темп и логическое ударение, служащий (на уровне предложения) для выражения различных грамматических категорий, а также экспрессии и эмоций.
Компенсация – возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
Коррекционное обучение – особый вид обучения, цель которого полное или частичное преодоление имеющихся у детей нарушений в развитии и обеспечение их потребности в личном росте и социализации.
Коррекционно-воспитательная работа – система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психического или физического развития детей и на их адаптацию в обществе.
Коррекция произношения – исправление недостатков произношения, включая все его составные части: дыхание, голос, звуки, словесное и фразовое ударение, членение речи паузами, темп и соблюдение орфоэпических норм.
Лепет – голосовая реакция ребенка на раздражители положительного характера. Появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов). При тяжелых речевых нарушениях Л. не развивается в установленные сроки.
Логопат – человек с дефектной речью.
Логопедия – наука, которая изучает речевые нарушения у людей и разрабатывает методы профилактической и коррекционно-педагогической работы с ними.
Моторика – совокупность двигательной реакции, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане важно выделять общую М., мелкую (ручную) М. и артикуляционную М.
Назальный – носовой (звук).
Негативизм – немотивированное сопротивление воздействию окружающих.
Неврозы – группа заболеваний нервной системы, характеризующихся функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. К Н. относят неврастению, Н. страха, навязчивых состояний, истерические реакции.
Недоразвитие речи – качественно низкий (по сравнению с возрастной нормой) уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
Обтуратор – приспособление в форме пластины для закрытия дефектов твердого и мягкого неба.
Общее недоразвитие речи – сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Первичный дефект – нарушение, непосредственно вытекающее из биологического характера болезни (нарушение зрения, речи или слуха при поражении анализаторов).
Постановка звука – процесс формирования произносительных навыков; создание при помощи специальных приемов новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. В результате П. З. ребенок усваивает произносительное умение.
Постнатальный – период после рождения ребенка.
Пренатальный – период до рождения ребенка.
Прогения – выступание нижней челюсти вперед.
Прогнатия - выступание верхней челюсти вперед.
Психомоторика – индивидуальные, конституционные, а также связанные с полом и возрастом особенности двигательной реакции человека.
Реабилитация – восстановление или компенсация нарушенных функций организма и трудоспособности, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий.
Речевой аппарат – система органов, принимающих участие в образовании звуков речи: органы дыхания, голосообразования, артикуляции, чувствительные и двигательные центры головного мозга.
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Ринофония – носовой оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи.
Сензитивные периоды развития функций – периоды жизни ребенка, в которые наиболее интенсивно, сильно и гармонично развивается та или иная психическая функция. С этими периодами связана и наиболее оптимальная коррекция тех дефицитарных функций, которые формируются в данный отрезок времени.
Судороги – непроизвольные сокращения отдельных или целых групп мышц, возникающие внезапно и проявляющиеся длительно или приступообразно.
Тахилалия – нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа.
Тембр – окраска или характер звука голоса.
Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление.
Фонация – голосообразование.
Фонематический слух – способность к слуховому дифференцированному восприятию звуков речи – фонем; является основой для овладения звуковой стороной речи.
Фонетико-фонематическое нарушение – психолого-педагогическое название группы речевых нарушений, характеризующихся преимущественной недостаточностью звукопроизношения. К ним относятся дислалия, ринолалия, легкие формы дизартрии.
Фраза – законченный оборот речи, предложение, наименьшая самостоятельная единица речи, актуализированная единица общения.
Этиология – причины возникновения нарушений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет.-М., ТЦ Сфера, 2005.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М., Астрель, 2006.
3. Архипова Е.Ф. Стертая форма дизартрии. – М., изд. Астрель, 2006.
4. Белякова Л.И. Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание.-М., Академия 2003.
5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференцированной диагностики.-СПб., Детство-Пресс, 2005.
6. Выявление и преодоление речевых напушений в дошкольном возрасте /Сост. И.Ю. Кондрашенко.-М., Айрис-Пресс, 2005.
7. Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д. и др. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими ДЦП. – М., Гном-Пресс, 1999.
8. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.--М, Просвещение, 1985.
9. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе).--М., Просвещение, 1978.
10. Козлова А.В., Детеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей.-М., ТЦ Сфера, 2004.
11. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб., ИДМиМ, 1998.
12. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. --М., Гном-Пресс, 1998.
13. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми. – М., Гном и Д, 2004.
14. Краузе Е.Н. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика. – СПб, Корона принт, 2004.
15. Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец.-Москва-Воронеж, 2003.
16. Логопедия. Учебник/Под ред. Л.С. Волковой -- М., Просвещение, 1995.
17. Миронова С.А. Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста. -- М., Просвещение, 1978.
18. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. – М., Гном и Д, 2000.
19. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция тонкой моторики руки. – М., Гном и Д, 2001.
20. Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. – М., Гном и Д, 2004.
21. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./ Под ред. Т. В. Волосовец, М., «Академия», 2002.
22. Основы логопедической работы с детьми./Под ред. Г.В. Чиркиной.-М., АРКТИ, 2002.
23. Основы теории и практики./ Под ред. Р.Е. Левиной.-М., Просвещение, 1967.
24. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. -- Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
25. Поваляева М.А. Справочник логопеда.-Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
26. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. – СПб., КАРО, 2006.
27. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.-М., Владос, 1999.
28. Психолого-педагогическая диагностика. Под ред. И. Ю. Левченко, С.Д. Забрамной – М., «Академия», 2003.
29. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург, Литур, 1999.
30. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М., АСТ, 2004.
31. Степанова А.О. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. -М., ТЦ Сфера, 2003.
32. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений/Под ред. Т.И. Ерофеевой.-М., Издательский центр «Академия», 1999.
33. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М., ТЦ Сфера, 2001.
34. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. - СПб., изд. «Акцидент», 1998.
35. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.-- М., РИЦ «Альфа», 2001.
36. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение.-М., Гном-Пресс, 1999.
37. Филичева Т.Б., Чевелева П.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. -М., Просвещение, 1987.
38. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа).-М., Просвещение, 1993.
39. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2-х частях. -М., Альфа, 1993.
40. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. -М., Айрис-Пресс, 2004.
41. Худенко Е.Д. Современные подходы к организации коррекционного обучения в образовательных учреждениях//Развитие и коррекция, №1.-М., ОПМЦ, 1998.
42. Шаховская С.П., Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушением речи. --М, 1992.
43. Шашкина Г.Ф., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. -М., Академия, 2003.
44. Шипицына Л.М., Хилько А. А. и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – СПб., изд. «Речь», 2005.
45. Ястребова А.В., Лазаренко О. Хочу в школу. – М., АРКТИ, 1999.