Тема: Меры пресечения в системе мер процессуального принуждения




Лекция по уголовному процессу

1. Понятие, виды мер процессуального принуждения.

2. Основания, мотивы и порядок задержания.

3. Понятие и виды мер пресечения, основания и порядок их применения.

4. Иные меры процессуального принуждения.

- Постановление Пленума ВС РФ от 19.12.2013 г. № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога»

- Инструкция о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.

Д/з: - Подготовить протокол задержания и письменное сообщение прокурору о задержании.

- Основания и порядок избрании меры пресечения в виде заключения под стражу согласно указанного Пленума.

- Основания и порядок избрании меры пресечения в виде домашнего ареста и залога согласно указанного Пленума.

 

1 Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения

Мерам процессуального принуждения посвящен раздел 4 УПК РФ (гл. 12–14).

Меры процессуального принуждения - это предусмотренные законом средства принудительного характера, применяемые дознавателем, следователем и судом с целью воздействия на участников уголовного судопроизводства для обеспечения надлежащего поведения его участников и для предотвращения противодействия с их стороны ходу расследования и судебного разбирательства.

 

Различают три вида мер уголовно-процессуального принуждения:

- задержание по подозрению в совершении преступления;

- меры пресечения;

- иные меры процессуального принуждения.

От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что:

- применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер;

- применяются полномочными органами государства в кругу их полномочий;

- применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых создает или может создать препятствия для уголовного судопроизводства;

- имеют особое содержание и характер.

При применении мер уголовно-процессуального принуждения важно соблюдать положения ст. 21 Конституции РФ, касающихся защиты прав человека и его основных свобод. К их числу можно отнести следующие прямые предписания:

1) о запрете действий и решений, унижающих честь участников уголовного судопроизводства, их достоинство либо создающих опасность для их жизни и здоровья (ч. 1 ст. 9 УПК РФ);

2) о недопустимости принуждения к даче показаний путем применения пыток, насилия, издевательств, угроз, шантажа и других подобных действий (ч. 2 ст. 9 УПК РФ и ст. 302 УК РФ);

3) о том, что при производстве следственных действий недопустимо применение к кому бы то ни было насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в таких действиях лиц (ч. 4 ст. 164 УПК РФ);

4) о том, что при освидетельствовании лица другого пола следователь не присутствует, если освидетельствование сопровождается обнажением данного лица, и что освидетельствование в этом случае производится врачом (ч. 4 ст. 179 УПК РФ);

5) о том, что личный обыск производится только лицом одного с обыскиваемым пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола (ч. 3 ст. 184 УПК РФ).

Некоторые из мер процессуального принуждения могут быть применены не только к подозреваемому или обвиняемому, но и к иным участникам процесса (потерпевшему, свидетелю и др.). Всем этим мерам в определенной степени свойственно принуждение, которое проявляется в ограничении прав и свобод лица. Подобные ограничения допускаются исключительно в интересах раскрытия преступления, изобличения виновного и разрешения уголовного дела судом.

 

2. Основания, мотивы и порядок задержания.

Задержание подозреваемого – мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК РФ).

Суть этой меры заключается в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, в целях выяснения его личности, причастности к преступлению и решения вопроса о применении к нему меры пресечения.

Применение такой меры принуждения, как задержание в порядке ст. 91 УПК РФ, автоматически переводит лицо в статус подозреваемого. Задержание занимает особое место среди мер процессуального принуждения, с одной стороны – это средство пресечения и раскрытия преступления, с другой стороны – это кратковременное лишение свободы лица.

Мотивами применения данной меры принято считать основанные на объективных обстоятельствах дела, служащих основанием для задержания, субъективные побуждения соответствующего должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело, не допустить, чтобы лицо, подозреваемое в преступлении: а) уклонилось от дознания и следствия; б) воспрепятствовало производству по уголовному делу; в) продолжило свою преступную деятельность.

Общим условием задержания является – подозрение лица в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Основания для задержания по подозрению в совершении преступления перечислены ч. 1 ст. 91 УПК РФ. Ими являются обстоятельства:

1) Когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения. Данная ситуация имеет место при задержании лица сотрудниками роты ППС, ГИБДД, акт задержания в данном случае фиксируется в рапорте.

2) Когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление. Как правило, данную информацию следователь устанавливает в ходе проведения предъявления для опознания.

3) Когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Сведения о данном факте могут быть получены при производстве осмотра жилища, личного обыска, обыска, что будет зафиксировано в протоколе соответствующего следственного действия.

Кроме того, законодателем предусмотрены и ряд других данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления. Лицо может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. Их исчерпывающий перечень дан в ч. 2 ст. 91 УПК РФ.

Непременным условием для применения задержания является наличие данных о том, что задерживаемое лицо подозревается в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Срок задержания не может превышать 48 ч. Продлить указанный срок вправе только судья путем вынесения решения о продлении срока задержания, но не более чем на 72 ч. По истечении этого времени подозреваемый подлежит освобождению. Срок задержания по подозрению в совершении преступления начинает свое течение с момента фактического задержания.

Момент фактического задержания - момент производимого в порядке, установленном УПК РФ, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 15 ст. 5 УПК РФ).

Порядок задержания включает следующие этапы:

- фактическое задержание и личный обыск. Следует различать административное задержание (ст. 27.3 КоАП) и уголовно-процессуальное задержание (ст. 91 УПК РФ). Отправной точкой течения всех сроков при задержании является момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступлении. Срок задержания – 48 часов, в течение которого должно быть принято одно из следующих решений:

1 ) о привлечении лица в качестве обвиняемого;

2)об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения (ст. 100 УПК РФ) до предъявления обвинения на срок не более 10 суток, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу - в тот же срок с момента задержания. Обвинение в совершении преступлении против общественной безопасности, конституционного строя и безопасности государства должно быть предъявлено подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения, не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.

3 ) о продлении срока задержания. Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания.

4) об освобождении подозреваемого из ИВС.

Следующий этап задержания - составление протокола (3 часа с момента доставления в орган предварительного расследования). В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым, делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены его права.

Следующий этап - уведомление прокурора (12 часов с момента задержания);

Далее следует - допрос подозреваемого не позднее 24 часов с момента фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе должно быть обеспечено свидание с защитником наедине, конфиденциально и в течение не менее 2 часов;

И последний этап - уведомление кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников или предоставление возможности такого уведомления самому подозреваемому (не позднее12 часов с момента задержания). При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел - начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник. При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то уведомляется посольство или консульство этого государства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: