Основная заслуга в разработке новойнациональной идеологии принадлежала представителям умеренных по своим политическим воззрениям группировок, противостоящих любым формам радикализма.
Первая группа, наиболее массовая:
· представители разновидностей политического либерализма,
· политизированная богема
· общественные деятели,позиционировавших себя как «прогрессивные».
Вторая группа,немногочисленная – истинные творцырусского духовного ренессанса начала ХХ века:
· группировались в основном вокруг московского издательства«Путь», основанного в 1910 г.
Историческое откровение для либеральной интеллигенции:
· «война 1914 г. обнаружила истинный характер жизни культурныхнаций,факт нараставшего злого соперничества и взаимной нетерпимости ».
Вопрос о нациях и национализме и русские либералы:
· «Национальное есть отражение и воплощение общечеловеческого — тщетно отвлеченный космополитизм ищет достигнуть второго забвением первого».
· По своей сути «современная война есть нетолько испытание материальной мощи народов: она обнаруживаетценность тех культурных принципов, которыми живут эти народы».
· «проблема примирениянациональных задач каждого народа с тесным сожительством разных народов... есть самая серьезная, ответственная и необходимая задача нашего времени».
Известный историк и политический деятель,П. Н. Милюков:
· первоначальная «идеология войны(о том, что война имела освободительный характер)со вступлением в нее Турции осложнилась новымэлементом.
· Для России открывалась возможность осуществленияважнейшей своей исторической задачи, выхода к свободному морю ».
· «приобретение Константинополя ипроливов не противоречит освободительным идеям войны и неможет быть приравнено к “империализму” в том отрицательномсмысле, в котором иногда это слово употребляется».
«какая бездна лежитмежду воззрениями двух арийских племен: славян и немцев:
· Содной стороны — «наши писатели, проповедующие служение человечеству, видящие историческую миссию России в утверждениибратства между народами,
· и рядом с этим громкие выкрики о расовом превосходстве германского племени».
«Каждая эпохачеловеческой жизни, каждый период национального развития имеют свои идеалы», писал Э. Д. Гримм:
· в Германии прежнийкульт идеи уступил место «культу организованной силы».
Соприкосновение Русской и Германской идей:
1. Под воздействием военнойпропаганды в России формировалась определенная «антинемецкая идеология».
2. Антигерманскиенастроения не стали преобладающими в интеллигентной среде.
Не всегда осознаваемая здравая необходимость строить новое национальное сознание на базеположительного утверждения собственных духовных ценностей, а нена развенчании чужих.
В. М. Пуришкевич ( идеологический антипод Струве ):
· «разыгрывается борьба между англосаксами и тевтонами»,
· «борются две нации за идею мирового господства».
· «новый германский империалистический идеал — разрушение Рима или Карфагена, каковым они считают Англию».
Либералы в основном ограничивались декларациями такого рода:
· «К призывам грубого национального эгоизма русская интеллигенция всегда была глуха.
· Мы органически не можемвдохновляться идеалом порабощения других народов,
· мы можембороться и умирать только во имя вселенских целей».
Расплывчатая программа основной части либеральной интеллигенции:
· «Будущее России — в культурном подъеме ее духовных и материальных сил, в мирном завоевании на мировой арене того положения, которое необходимо ей для процветания всех населяющих империю многочисленных народностей».
С.Ю. Витте:
· «мир, получив после войны способность видеть, сам найдет откровение в России».
Кадетский лидер: (либерализм и необходимость его национализации)
· «В России либерализм для того, чтобы быть сильным, не может не быть национальным. В национализации русского либерализма есть историческая необходимость»
именитый либерал П. Б. Струве:
· в основе «германской идеи» лежал «лейтмотив: Англия есть рок Германии».
П.Б. Струве:
· олицетворял бесхитростный российский либерал-империализм.
· Еще до войны взял на вооружение выдвинутый П. А. Столыпиным лозунг «Великой России».
П.Б. Струве, 1908 г. (государство и национальная идея, примирение власти с народом, проснувшимся к самосознанию):
· «Государственная мощь невозможна вне осуществления национальной идеи.
· Национальная идея современной России есть примирение междувластью и проснувшимся к самосознанию и самодеятельности народом, который становится нацией».
· Примечательно, что самый«замечательный и поучительный пример» такого симбиоза он видел в Германии, где верховная власть в лице Бисмарка, «овладевнациональной идеей», добилась примирения с народом.
· «Таковасила национальной идеи, нашедшей себе орудие в государстве, которое стремится увеличить свою мощь. Или, наоборот, такова сила государства, поставившегосебе на службу национальную идею. Это — две силы, которые, длятого чтобы перевернуть судьбы народов, должны найти одна другую и действовать в полном союзе».
Гибрид (германского по происхождению) государственного идеала с мифом о священном православном царстве стал наиболее оригинальным вкладом либеральной мысли в разработку новой «русской идеи»: