Астраханский архиепископ




Архиепископа Тверского

(память 18 дек. по ст. стилю / 31 дек. по н. стилю.)

 

Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской, в миру Иван Васильевич Успенский, родился в городе Васильсурске Нижегородской губернии в семье сельского священника Нижегородской епархии. Родители – Василий и Лидия. В семье было семь сыновей и две дочери. Окончил Нижегородскую духовную семинарию, затем в 1896 г.- Московскую духовную академию со званием кандидата богословия. В 1896-1897 был профессорским стипендиатом академии. Магистр богословия (1901; диссертация: «Единство книги пророка Исайи»).

Монашество и преподавательская деятельность

Иван Васильевич Успенский принял монашество под влиянием известного церковного деятеля, будущего митрополита Антония (Храповицкого), который был инспектором академии во время обучения в ней Ивана Успенского.

  • В августе 1897 был пострижен в монашество с наречением ему имени Фаддей и рукоположен в сан иеродиакона.
  • С 21 сентября 1897 – иеромонах, преподаватель логики, философии и дидактики Смоленской духовной семинарии.
  • 19 ноября 1898 переведён на должность инспектора Минской духовной семинарии с исправлением обязанностей преподавателя Священного Писания.
  • С 1900 – преподаватель основного догматического и нравственного богословия в Уфимской духовной семинарии.
  • 15 марта 1902 возведен в сан архимандрита и назначен на должность инспектора Уфимской духовной семинарии. В этот период он издаёт «Записки по дидактике» - свой основной труд по церковной педагогике и воспитанию.
  • С 8 сентября 1902 - ректор Олонецкой духовной семинарии.

Архиерей на Волыни

21 декабря 1908 хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского, первого викария Волынской епархии. Став епископом, он не изменил взятому на себя монашескому подвигу, сурово постился и много молился.

В сентябре 1916 был переведён на Владикавказскую кафедру управляющим епархией на время болезни епископа Владикавказского Антонина (Грановского). 28 января 1917 вернулся к исполнению обязанностей епископа Владимиро-Волынского. В 1919, после того, как правящий Волынский архиерей архиепископ Евлогий (Георгиевский) вынужден был оставить свою кафедру и уехать за границу, епископ Фаддей стал исполнять его обязанности. В период существования Украинской народной республики отказался вступать в переписку с её представителями на украинском языке, несмотря на угрозы высылки из Украины.

В ноябре 1921 епископ Фаддей был арестован в Житомире большевиками по обвинению в участии в повстанческом движении на Волыни. Верующие просили освободить его из тюрьмы: «Епископ Фаддей много лет известен в городе Житомире, где нет храма, в котором бы он не богослужил и не проповедовал. Нам известна и его личная жизнь как молитвенника и пастыря. Никогда епископ Фаддей не вмешивался в политику, ничего не предпринимал против советской власти, ни к чему противозаконному никого и никогда не призывал».

Владыку перевезли в Харьков, где после допроса местная ВУЧКа постановила: «... выслать епископа Фаддея в распоряжение Патриарха Тихона с правом жительства только в одной из центральных северных губерний РСФСР и Западной Сибири со взятием подписки о регистрации в органах ЧК…». 9 марта 1922 он был освобожден из харьковской тюрьмы и на следующий день выехал в Москву.

Астраханский архиепископ

По прибытии в Москву и беседы с Патриархом Тихоном 13 марта 1922 состоялось его назначение на Астраханскую кафедру, с возведением его в сан архиепископа. Но выехать в Астрахань и приступить к своим архипастырским обязанностям на этой кафедре владыке Фаддею удалось лишь в декабре 1923.

В 1922 был арестован и обвинён в том, что способствовал печатанию воззвания к пастве временно управлявшего церковью после ареста Патриарха Тихона митрополита Агафангела с призывом хранить в чистоте устои Церкви и остерегаться тех, кто пытается незаконно узурпировать церковную власть (то есть лидеров обновленческого движения, которые при поддержке большевиков пытались захватить власть в церкви).

Вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым) находился во Владимирской тюрьме. Владыка Кирилл вспоминал:

«Поместили в большую камеру вместе с ворами. Свободных коек нет, нужно располагаться на полу, и мы поместились в углу. Страшная тюремная обстановка среди воров и убийц подействовала на меня удручающе... Владыка Фаддей, напротив, был спокоен и, сидя в своем углу на полу, все время о чем-то думал, а по ночам молился. Как-то ночью, когда все спали, а я сидел в тоске и отчаянии, владыка взял меня за руку и сказал: "Для нас настало настоящее христианское время. Не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте. Христос ведь с нами"».

Поступавшие ему передачи отдавал старосте камеры, который делил их на всех заключённых. Отдал другому заключённому епископу подушку, а сам спал, положив под голову руку. Был выслан на год в Зырянский край.

Летом 1923, после окончания ссылки, жил в Волоколамске, служил в московских храмах. В 1923 выехал в Астрахань, где приступил к обязанностям правящего архиерея.

Появление архиепископа Фаддея на Астраханской кафедре стало необычайным для нее даром. Владыка был святой жизни, что отмечали все близко знавшие его люди. Кротость, смирение, аскетизм — основные черты его пламенного монашеского духа, которые отличали владыку Фаддея с раннего возраста. С первых дней приезда его в Астрахань по городу стала ходить молва, что владыка очень мало ест, почти целый день проводит в церкви, по ночам часто пишет, спит чуть ли не на голых досках. Какие-то сердобольные старушки принесли владыке чуть ли не дюжину только что сшитого белья, староста Князь-Владимирской церкви Агафонов, заметив на ногах архиерея старенькие с заплатками сапоги, принес ему хорошую теплую обувь, но все это владыка немедленно раздал нищим. Часто проводил богослужения, после службы вёл беседы с верующими, разъясняя им Священное Писание, много проповедовал. Противодействовал «обновленческому» движению. Патриарх Тихон говорил одному из жителей Астрахани: «Знаете ли Вы, что владыка Фаддей святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви - явление необычайное. Но его нужно беречь, потому что такой крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому отражается на здоровье. Разумеется, владыка избрал святой, но трудный путь, немногим дана такая сила духа. Надо молиться, чтобы Господь укрепил его на пути этого подвига».

В 1924—1925 годах в Астрахани происходили публичные диспуты на тему: «Есть ли Бог?» В качестве оппонентов приглашались архиепископ Фаддей и обновленческий епископ Анатолий (Соколов). Читал однажды лекцию ректор Московского университета М. Н. Покровский. Диспут происходил в кинотеатре «Модерн». Апологетическая речь владыки Фаддея вызвала шумные аплодисменты. Второй диспут, проходивший в театре «Аркадия», был для владыки огорчителен. Доклад проректора Саратовского университета Ильинского был содержательным. Владыка записывал некоторые места из доклада, собираясь выступить, но вслед за Ильинским с докладом выступил «присяжный лектор» астраханских атеистов Образцов, допустивший в речи хулиганское объяснение Всемирного потопа. Владыка Фаддей встал и немедленно вышел из ложи, за ним последовало и бывшее здесь духовенство. В президиум диспута была передана и оглашена записка владыки, что он не намерен участвовать в собрании, лишенного научного интереса и превращенного в арену антирелигиозных анекдотов.

В 1926 после ареста заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в его обязанности временно вступил архиепископ Иосиф (Петровых), который, в свою очередь, 8 декабря 1926 назначил своими преемниками на случай ареста архиепископов: Екатеринбургского Корнилия (Соболева), Астраханского Фаддея (Успенского) и Угличского Серафима (Самойловича). После ареста архиепископ Иосифа и зная, что архиепископ Корнилий находится в ссылке не мог выполнить возложенное на него поручение, владыка Фаддей в середине декабря 1926 выехал из Астрахани в Москву, чтобы приступить к временному руководству церковью. Однако в Саратове он был задержан и выслан в город Кузнецк Саратовской области.

На Саратовской кафедре

В марте 1928 освобождён, назначен архиепископом Саратовским. По воспоминаниям одной из прихожанок, «службы совершал долго, литургию с 10 до 3 часов дня. Служил много, все воскресные праздничные всенощные и литургии, акафисты, праздники святых. Был отличный проповедник, каждую службу говорил проповеди, так что дети стояли и не уставали. Его при жизни считали святым».

Тверской владыка

В ноябре 1928 был переведён в Тверь (Калинин), архиепископ Калининский и Кашинский. Как и в Астрахани, много проповедовал, пользовался любовью паствы, что вызывало раздражение властей.

Тверичи часто обращались к владыке за советами по различным вопросам. Прославился своей прозорливостью. Известно много случаев, когда он её проявлял, в частности следующий: «Как-то пришла к владыке женщина и сказала: - К дочке ходил богатый жених и приносил подарки. У нас завтра свадьба. Благословите. - Подождите немного. Подождите две недели, - ответил владыка - Ну, как же подождать, у нас все приготовлено: и колбасы куплены, и вино, и студень наварен. - Нужно подождать немного, - настаивал архиепископ. Через две недели приехала жена "жениха" с двумя маленькими детьми и забрала его домой».

Один из знакомых владыки по Астрахани и Твери, Аркадий Ильич Кузнецов вспоминал о нём: «Я должен воссоздать образ человека необычайной монашеской красоты: мистического склада души, аскетических подвигов, ревностного, до самоотверженности, отношения к Церкви, смирения, кротости, беспредельной доброты и любви к людям. Какая-то необычайная гармония царила во всем существе этого человека».

29 сентября 1936 власти лишили архиепископа Фаддея регистрации и запретили ему служить, но владыка продолжал служить. С декабря 1936 епархией не управлял, но некоторое время оставался на свободе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: