Необходимо использовать все доступные средства поиска информации. Не ограничивайтесь интернетом.




Среди интернет-источников следует использовать: специальные электронные каталоги издательств (например, Издательство «СПАРК»), каталоги электронных библиотек (например, РГБ), системы поиска научной информации, сайты диссертационных работ (например, Dissercat), сайт ВАК, справочные правовые системы. Использовать простые запросы в поисковике рекомендуется лишь в качестве вспомогательного средства, проявляя при этом осторожностью в подборе источников.

В обязательном порядке приобретите навыки работы в библиотеке (научный поиск лучше начинать с библиотеки Иркутского института (ф) ВГУЮ). Умение работать с каталогами библиотек является одним из залогов успеха исследователя.

В зависимости от направления исследования и характера научной работы, полезной может оказаться работа в различных архивах.

 

4. Необходимо охватить как можно больше доступных источников. Не ограничивайтесь первыми доступными обнаруженными источниками – поступая таким образом, исследователь совершает ошибку, из-за которой можно упустить целый массив полезной информации по теме. Максимально широкий охват источников – это, во-первых, залог знания вами темы исследования; во-вторых, проявление научной добросовестности; в-третьих, гарантия оригинальности, уникальности и новизны вашего исследования.

 

5. Необходимо провести первичный отбор источников, провести оценку по внешним (формальным) критериям: исключить все заведомо сомнительные, устаревшие, неподходящие по тематике. Обратите внимание на название (тематика, характер работы), выходные данные работы, дату выхода (статьи более 10 лет принято считать устаревшими), наименование самого источника (интернет-порталы, журналы, название книг). Рекомендуется избегать на начальных этапах занятия научной деятельностью платных изданий.

 

6. Обращайте внимание на библиографию обнаруженных вами работ – из нее вы можете подчерпнуть сведения о имеющихся по теме вашего исследования источникам. В особенности ценны, в этом смысле, списки использованной литературы диссертаций и авторефератов.

 

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ – «ОЦЕНКА».

 

7. Необходимо определить тип работы: во-первых, определить, является ли она научной, или же является работой публицистической (для этого обратите внимание на название, издательство, наличие/отсутствие библиографии). Во-вторых, необходимо определить конкретный тип работы (монография, учебное пособие, сборник статей и т.д.), для того, чтобы определить саму возможность использования данной работы в своем научном труде.

 

8. Необходимо использовать ознакомительное (беглое) чтение. Работа может подходить по формальным критериями, но не содержать необходимой информации. При беглом чтении обратите внимание на выходные данные, аннотацию, оглавление, библиографию. Кроме того, рекомендуется бегло ознакомиться с содержанием интересующего вас раздела текста.

 

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ – «ИЗУЧЕНИЕ ИСТОЧНИКА».

 

9. Обращайте внимание на выводы, суждения и авторские трактовки. В работах по гуманитарным специальностям велико значение оценочного критерия: автор может выражать свою позицию, отражающую его мировоззрение. Рекомендуется относиться с осторожностью к использованию в вашей работе оценок и выводов других авторов. Стремитесь сделать данные составляющие вашей работы максимально оригинальными.

 

10. Обращайте внимание на научный и профессиональный авторитет автора. Чем выше авторитет исследователя – тем более велика вероятность достоверности приведенных данных и более высока ценность научных выводов. При этом помните: абсолютных авторитетов в науке не бывает. Не бойтесь «полемизировать» с авторитетными авторами.

 

11. Перепроверяйте приведенную в статье информацию, в особенности, если она носит принципиально важный для вашего исследования характер. В обязательном порядке страхуйте себя от использования непроверенных данных и источников.

 

12. Старайтесь обратиться к первоисточнику. Изучение первоисточника может подтолкнуть вас к открытию неисследованных аспектов темы, способствует появлению более полного и цельного представления о предмете исследования. Кроме того, работа с первоисточником развивает важные для исследователя навыки.

 

13. Не замалчивайте неудобных источников. С самого начала своей научной деятельности стремитесь к объективности и придерживайтесь требований добросовестности. Источники, не вписывающиеся в концепцию подготавливаемой вами работы открывают для вас новые возможности – в частности, возможность придать работе полемический характер.

 

14. Используйте словари в качестве источника. Сложная терминология часто требует разъяснения, требуют уточнения те, или иные понятия, используемые авторами научных работ. Использование словарей не является «дурным тоном» в науке, в отличие от использования онлайн-справочников сомнительного происхождения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: