Контроль исходного уровня знаний и умений.




Задания для самоконтроля: (решение студентами индивидуальных наборов тестов по теме).

  Клинико-лабораторные показатели, характерные для гипергликемической комы (выберите несколько правильных ответов): 1. дыхание Куссмауля 2. запах ацетона 3. периферические отеки 4. геморрагическая сыпь на конечностях и ягодицах 5. гипокалиемия (снижение АД, гастропарез, парез кишечника, атония мочевого пузыря) 6. желтуха 7. гиперкалиемия
  Причиной развития диабетической гиперкетонемической комы у детей и подростков является: 1. избыток инсулина 2. избыток глюкагона 3. дефицит инсулина 4. дефицит глюкагона 5. дефицит вазопрессина
  Неотложная помощь при гипогликемии: 1. прием легкоусвояемых углеводов (сок, сладкий чай), при затруднении глотания – в/в струйно 20-40% р-р глюкозы 40-80 мл или Глюкагон 1 мг п/к или в/м 2. введение инсулина короткого действия 3. введение винкристина
  При сахарном диабете _______ типа в крови определяются антитела к бета-клеткам, эндогенному инсулину, глютаматдекарбоксилазе.
  Специфическое поражение сосудов почек при сахарном диабете, характеризующееся формированием гломерулосклероза с развитием хронической почечной недостаточности – это диабетическая ______________.
  Запавшие глазные яблоки, симптом «белого пятна» более 3 секунд являются клиническими признаками степени дегидратации: 1. 3% 2. 5% 3. 10% 4. >10%
  Установите соответствие:
1.Кетоацидотическая кома а) быстрое развитие, избыток инсулина, дефицит углеводов
2.Гипогликемическая кома б) постепенное начало, дефицит инсулина, избыток углеводов

 

  Начальная доза инсулина при лечении кетоацидотической комы ______ ед/кг фактической массы тела
  Поддерживающий объем вводимых растворов при лечении диабетического кетоацидоза ребенку 10 – 14 лет (весом 30 – 50кг): 1. 80 мл/кг 2. 70 мл/кг 3. 60 мл/кг 4. 50 мл/кг
  Ошибки терапии при диабетическом кетоацидозе (укажите несколько правильных ответов): 1. подкожное введение инсулина 2. промывание желудка 4% р-ром бикарбоната натрия 3. введение препаратов калия с началом инфузионной терапии 4. недостаточная доза Ins при интеркуррентных заболеваниях и большой длительности диабета 5. введение инсулина каждые 3-4 часа
  Поздние осложнения сахарного диабета 1 типа (укажите несколько правильных ответов): 1. спленомегалия 2. нефропатия 3. постгеморрагическая анемия 4. полинейропатия 5. ретинопатия 6. плеврит
  Комплексное лечение диабетической катаракты должно включать: 1. местное (глазное) применение кортикостероидных препаратов 2. местное применение антибактериальных препаратов 3. местное применение витаминных и антиоксидантных средств

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия: 6 часов, внеаудиторная СРС: 2 часа.

Контроль конечного уровня знаний (ситуационные задачи).

Задача 1.

Алеша М., 5 лет. Ребенок от 2-й беременности, протекавшей с нефропатией, 2 срочных родов, родился с массой 4000 г, рост 52 см.

Из анамнеза известно, что ребенок часто болеет острыми респираторными заболеваниями. После перенесенного стресса в течение последних 1,5 месяцев отмечалась слабость, вялость. Ребенок похудел, начал много пить и часто мочиться. На фоне заболевания гриппом состояние ребенка резко ухудшилось, появилась тошнота, переходящая в повторную рвоту, боли в животе, фруктовый запах изо рта, сонливость.

Мальчик поступил в отделение интенсивной терапии в тяжелом состоянии, без сознания. Дыхание шумное (типа Куссмауля). Кожные и ахилловы рефлексы снижены. Кожные покровы сухие, тургор тканей и тонус глазных яблок снижен, черты лица заострены, выраженная гиперемия кожных покровов в области щек и скуловых дуг. Пульс учащен до 140 ударов в минуту, АД 75/40 мм рт.ст. Язык обложен белым налетом Запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Живот при пальпации напряжен. Мочеиспускание обильное.

Общий анализ крови: НЬ 135 г/л, эритроциты 4,lxl012/л, лейкоциты 8,5х109/л, п/ядерные 4%, с/ядерные 50%, эозинофилы 1%, лимфоциты 35%, моноциты 10%, СОЭ 10 мм/час.

Общий анализ мочи: цвет желтый, прозрачность – слабо мутная; удельный вес 1035, реакция – кислая, белок – нет, сахар – 10%, ацетон ++++.

Биохимический анализ крови: глюкоза 28,0 ммоль/л, натрий 132,0 ммоль/л, калий – 3,2 ммоль/л, общий белок 72 г/л, холестерин 5,0 ммоль/л.

КОС: рН 7,0, ВЕ –20,0 мэкв/л, рО2 - 92 мм рт.ст., рСО2 33,9 мм рт.ст.

Задание:

1. Ваш предположительный диагноз?

2. Что привело к развитию данного состояния?

3. Оцените лабораторные показатели.

4. Каковы патогенетические механизмы развития данного состояния?

5. Входил ли ребенок в группу риска по данному заболеванию?

6. Как проводится инфузионная терапия у детей с данной патологией?

7. Какие лабораторные исследования необходимо проводить каждый час при проведении инфузионной терапии?

8. Какие осложнения могут возникнуть в процессе инфузионной терапии?

9. Нуждается ли больной в дальнейшем в гормональной терапии?

Задача 2.

Больная Д., 8 лет. Доставлена в больницу в коматозном состоянии. В течение примерно 2-х месяцев мама обращала внимание на жажду и учащенное мочеиспускание, в т.ч. в ночное время. Неделю назад заболела бронхитом, на фоне чего состояние резко ухудшилось, усилилась жажда, появились тошнота, рвота, боли в животе, сонливость. Вечером потеряла сознание.

Объективно: сознание отсутствует. Оценка по детской шкале Глазго 6 баллов: глаза не открывает, речевая реакция отсутствует, незначительная двигательная реакция при проведении инъекций. Кожные покровы сухие, чистые. Запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Дыхание шумное, глубокое. Над легкими перкуторно ясный звук, аускультативно жесткое дыхание, рассеянные сухие хрипы. ЧД 32 в минуту. Границы не расширены. Пульс слабого наполнения. Тоны ритмичные, приглушены. ЧСС 136 в минуту. АД 75/40 мм рт.ст. Живот умеренно вздут, аускультативно перистальтика вялая. Печень выступает из-под реберной дуги на 3 см. Селезенка не пальпируется. Сухожильные рефлексы отсутствуют.

Гликемия 28 ммоль/л.

Биохимический анализ крови: калий 3,0 ммоль/л, натрий 145 ммоль/л.

КЩС: рН 6,9, дефицит оснований ВЕ: – 12 ммоль/л.

ЭКГ: синусовая тахикардия, зубец Т уплощен.

Задание:

1. Выделите синдромы, скомпоновав их из имеющихся симптомов. Укажите ведущий синдром.

2. Поставьте предварительный диагноз.

3. Какие коматозные состояния могут развиться при данном заболевании?

4. Оцените результаты обследования.

5. Сформулируйте и обоснуйте клинический диагноз.

6. Назначьте лечение.

7. К каким осложнениям может привести передозировка щелочных растворов?

8. Укажите причину декомпенсации сахарного диабета у больной.

9. Укажите причину, клинические и ЭКГ-признаки электролитных нарушений у данной больной.

Задача 3.

Больной М., 13 лет, доставлен в больницу в коматозном состоянии. Из анамнеза известно, что ребенок болеет сахарным диабетом в течение 4 лет. Получает инсулин: актрапид 16 ЕД, протафан 14 ЕД в сутки.

Утром после очередной инъекции инсулина из-за болей в животе, тошноты ребенок стал отказываться от еды. Через час состояние больного резко ухудшилось, отмечалась сонливость, затем ребенок потерял сознание, появились судороги мышц конечностей. Машиной скорой помощи доставлен в приемное отделение.

Объективно: сознание отсутствует. Кожные покровы влажные. Тризм жевательной мускулатуры. Тонико-клонические судороги мышц конечностей. Запах ацетона в выдыхаемом воздухе не определяется. То­ны сердца приглушены, ЧСС 80 в минуту. АД 110/60 мм рт.ст. Живот мягкий. Печень и селезенка не пальпируется. Сухожильные рефлексы оживлены.

Гликемия: 1,9 ммоль/л.

Задание:

1. Выделите синдромы, скомпоновав их из имеющихся симптомов.

2. Какие виды коматозных состояний встречаются при сахарном диабете?

3. Сформулируйте клинический диагноз.

4. Окажите неотложную помощь.

5.Укажите причину развития комы у данного больного.

6.Какие осложнения возможны при развитии данного вида комы.

 

Эталоны ответов:

Задача 1. Сахарный диабет, 1 тип, впервые выявленный, кетоацидоз.

Задача 2. Сахарный диабет, 1 тип, впервые выявленный, кетоацидотическая кома.

Задача 3. Сахарный диабет, 1 тип, гипогликемическая кома.

Учебно-исследовательская работа студентов:

· Оформление демонстрационной истории болезни ребенка с сахарным диабетом, находившимся в коматозном состоянии в отделении интенсивной терапии.

· Демонстрация больного с сахарным диабетом, перенесшего диабетическую кому.

· Подготовка реферативного сообщения “Дифференциальная диагностика коматозных состояний при сахарном диабете”.

 

Место проведения самоподготовки: читальный зал библиотеки БГМУ, учебная лаборатория, компьютерный класс.

Литература.

Основная литература:

· Шабалов Н.П. Детские болезни.- СПб., 2009.

Дополнительная литература:

· Биохимия: учебник / Под ред. Е.С. Северина. 5-е изд., испр. и доп. 2012. - 768 с. (https://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970423950.html?SSr=2601332cc91307658245502vipermax).

· Гистология, эмбриология, цитология: учебник для вузов / Под ред. Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Челышева - 3-е изд., - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 480 с. (https://www.studmedlib.ru/ru/books/ISBN9785970421307.html?SSr=2601332cc91307658245502vipermax).

· Клиническая фармакология: учебник / под ред. В. Г. Кукеса. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 1056 с. (https://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970427149.html?SSr=2601332cc91307658245502vipermax).

· Нормальная физиология: учебник / Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. - 2-е изд., исправл. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 832 с. (https://www.studmedlib.ru/ru/books/ISBN9785970416624.html?SSr=2601332cc91307658245502vipermax).

· Патофизиология: учебник / Литвицкий П.Ф. - 4-е изд., - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 496 с. (https://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970414798.html?SSr=2601332cc91307658245502vipermax).

· Пропедевтика детских болезней: учеб. для студентов высш. проф. образования, обучающихся по специальности 060103.65 "Педиатрия" по дисциплине "Пропедевтика дет. болезней с курсом здорового ребенка и общ. уходом за детьми" / Калмыкова А. С. и др.; под ред. А. С. Калмыковой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 920 с.: ил.: вкл. цв. ил. - 24 п. (https://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970416723.html?SSr=2601332cc91307658245502vipermax).

· Шабалов Н.П., Лисс В.Л., Нагорная И.И. Диагностика и лечение эндокринных заболеваний у детей и подростков: учебное пособие для сист. послевузовского проф. образования врачей-педиатров - М.: МЕДпресс-информ, 2009.

· Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом /Под ред. И.И.Дедова, М.В.Шестаковой.- М., 2011.

· Румянцев А.Г., Картелишев А.В., Чернов В.М. Справочник врача-педиатра: справочное издание - М.: ГЭОТАР МЕДИА, 2010.

· Шабалов Н.П. Справочник педиатра: справочное издание - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009.

· Юрьева В.В. Непосредственное обследование ребенка: учебное пособие, рек. УМО. - СПб.: Питер, 2007.

· Кильдиярова Р.Р. Справочник по лабораторным и функциональным исследованиям в педиатрии: справочное издание - М.: ГЭОТАР МЕДИА, 2009.

· Российский национальный педиатрический формуляр: справочное издание / Союз педиатров России - М.: ГЭОТАР МЕДИА, 2009.

· Справочник ВИДАЛЬ (Лекарственные препараты в России).- М., 2012 (кафедральный фонд).

· Сайт диабетического информационного агентства: https://www.diabet-news.ru.

· Эндокринные болезни в Интернете: https://www.endocrine.ru.

· Сайт Эндокринологического научного центра: https://www.endocrincentr.ru.

· https://rusmedserv.com//endocrinology.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: