Водный транспорт и лесосплав.




Водный тр-т тесно связан с комплексным освоением вод.рес-ов. Внутренним вод.тр-ом пользуются для перевозки на большие расстояния крупнотоннажных грузов (угля, нефти,леса, зерна и т.д.).Большое значение этот вид тр-та имеет в сев. и сев.-вост. р-ах нащей страны, богатых разнообразными п.и. и многоводными реками. Однако перевозки по воде здесь осложняются суровыми прир.усл-ми и коротким сроком навигации.

Внутренние водные пути подразделяют на:

-естественные водные пути(свободные реки и озера); - Искуственные(каналы, вдхрща и реки, режим к-ыхсущ-но изменен возведением гидротехнических соор-ий).

Речной тр-т исп-ют глав.образом естественные вод.пути. Наряду с этим исп-сявдхр-ща,каналы, шлюзовые уч-ки рек.

Регулирование стока и аккумуляция воды создают благоприятные усл-ия для работы вод.тр-та в верхнем бьефе вдхр-ща обеспечивают гарантированные судоходные глубины(не менее 3,2м), сокращают длину и увелич. Ширину судового хода, позв-ют исн-ть крупнотоннажные суда, увел-ют грузооборот.

Гарантированные глубины для бесперебойной работы вод.тр-та в нижнем бьефе на меженный период создаются навигационными попусками. Строит-во судоходных каналов позволило соединить бассейна ряда рек и создать крупные водно-тр-ыесистемы,имеющие большое хоз-оезн-ие.

Большие грузовые перевозки осущ-ся по крупнейшим рекам Сибири:Оби, Лене, Енисею и их многочисленному притоку. На созданныхвдхр-ах соор-ны крупнейшие речные порты: Саратовский, Тольятти и др.

Для плавания речных судов вып-ся р-ты по обесп-ю необходимых глубин,возведению речных портов и причалов, строит-ву шлюзов или судоподъемников. Реш-ие этих задач достигается различными путями (#для обесп-я необходимых глубин проводят дноуглубительные р-ты или строят водоподпорную плотину и шлюз).

Пассажирские перевозки осущ-ся на местных, скор-ых линиях, где исп-ся быстроходные суда на подводных крыльях. Речной пассажирский флот широко исп-ся в орг-циивод.туризма и отдыха, что опр-ет его высокие комфортные данные.

На реках с гидроузлами вода расходуется не только на поддержание необходимых судоходных глубин, но и шлюзование судов. Масштабы водопотр-ия на шлюзование зависит от размера шлюзовых камер и от числа шлюзований в сутки. При дефиците воды целесообразно проведение встрочныхшлюзований,к-ые позволяют экономить на этой операции до 20..30% расхода воды.

Речные пути различают: -магистральные(в т.ч. пути, обеспеч-иемежгос-ые перевозки); - межрег-ые; - местные, обеспеч-ие перевозку грузов и пассажиров внутри р-на.

Протяженность магистр-ых и межр-ыхвод.путей увел-ся благодаря строит-ву каналов м\у бассейнами крупных рек. В европ-ой части страны создана единая система вод.путей: Беломорско-Балтийским каналом (1933) связаны воедино водно-тр-ые пути севера и запада, Волго-Донским(195) соед-ны бассейны всех морей омывающих европейскую часть РФ,Волго0Балтийский путь (1964) связ. Северо-запад с бассейнами юж.рек.

Оптимальную роль судоходства глубину опр-ют на основании расчетов. Для безопасности дв-ия судов необходимо достаточный слой воды, килевой запас глубины, распол-ый м\уднищем судна в месте его наибольшей осадки и дном реки.

Макс-ая судоходная глубина: S= ∆Smax+∆Smin+∆S0+∆SB, ∆Smax–макс-я осадка судна при нулевой ск-ти(на остановке); ∆Smin– мин-ый килевой запас под днищем судна; ∆S0– увел-ие ос-ки судна при дв-ии; ∆SB– запас глубины на волну.

∆Sminв зависмости от хар-ки грунта принимают для мягких грунтов 0,1 м, для скальных-0,3м. Увел-ие ос-ки судна при дв-ии, связ-ое с распол-ем движетелей в кормовой части, сост-ет 0,035 V0/V0–макс.ск-тьдв-ия судна, т.е. примерно 0,1м при ск-тидв-ия 10 км/ч. Запас глубины на волну принимают равным 0,3 hBв т.ч., если 0,3 - ∆Smin>0, где hB–высота волны,м.

Сравнивая несколько полученных зн-ийгл-ны, выбирают то, при к-ом затраты будут мин-ны.

Соор-ми речного порта явл-ся его причалы для погрузочно-разгр-ых операций. Осн0ми фак-ми, опред-ми эксплуатационные кач-ва и пропускеуюспос-ть порта явл-ся конструкция, расположение, обор-ие,класскапитальности,общая длина причала.

Лесосплав-явл-ся видом спец-говодопольз-ия. Около 90% всей древисины, заготовленной в нашей стране, трансп-ся по воде. Лесосплав, как и судоходство не предъяв-ет требований к кач-ву воды, но сам явл-ся источником загр-ия водотоков затонувшей древесиной и различными ее отходами.Молевой сплав леса в наст.вр. запрещен з-ом допуск-ся лишь в искл-ых случаях.

Различают: -молевой(трансп-ие лесоматериалов, не связанных м/у собой юревен по течению рек), - в сплоточных ед-ах(транспорт-ие лесоматериалов, увязанных в сплоточные ед-ы), - кошельный – трансп-иелесомат-ов, обнесенных плавучим ограждением, по водоемам с помощью судов или спец-ыхварповальных катеров(теч-ие в водоеме отсут-ет), - плотовой (трансп-ие лесоматериалов по водным путям в спец-ых транспортных ед-ах(плотах), в осн-ом с помощью судов – буксировщиков.

Билет №11.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: