Обследование пациента с полной потерей зубов




 

Действия Критерии оценки
I - Подготовительные мероприятия
1. Пригласите больного и усадите его в кресло: а) установите высоту кресла б) установите высоту подголовника в) воспользуйтесь салфеткой г) установите освещение д) проверьте работу машин е) приготовьте полоскание. Лицо больного на уровне глаз врача, голова не запрокинута и не наклонена, свет падает на нижний отдел лица.
2. Вымойте руки  
3. Возьмите стерильный смотровой инструмент.  
4. Представьтесь больному, узнайте его имя, отчество.  
II - Проведение опроса.
1. Что привело больного в клинику.  
2. Как давно появились данные жалобы.  
3. Обращался ли ранее с ними к врачу  
4. Какую получил помощь  
5. Как привыкал к протезу.  
6. Как пользовался протезом и сколько лет  
III - Проведение осмотра.
1. Данные внешнего осмотра: а) высота нижнего отдела лица Не изменена, снижена, нефиксированная.
б) выраженность носогубных и подбородочных складок. Резко выражены, умеренно выражены, сглажены.
в) положение углов рта Опущены, не опущены, запавшие не запавшие.
г) положение губ относительно друг друга. Запавшие, выступающие, одна губа западает, другая выступает.
2. Данные инструментального осмотра полости рта.  
а) степень атрофии альвеолярных отростков верхней челюсти Незначительная, значительная, резко выраженная.
б) характер атрофии альвеолярного отростка Равномерная, неравномерная.
в) тип ската альвеолярного отростка Отвесный, пологий, бугристый.
г) тип гребня альвеолярного отростка Округлый, острый, болтающийся.
д) тип позадимолярных бугров. Пологие, отвесные, округлые.
е) высота твердого неба Высокое, среднее, плоское.
ж) тип небного торуса Плоский, вытянутый, выпуклый.
з) слизистые тяжи, складки Тугие, подвижные.
и) места прикрепления мышц относительно альвеолярного отростка. У основания альвеолярного отростка, у его середины, у его вершины.
к) степень атрофии альвеолярных отростков нижней челюсти Незначительная, значительная, резко выраженная.
л) характер атрофии альвеолярного отростка Равномерная, неравномерная.
м) тип ската альвеолярного отростка Отвесный, пологий, бугристый.
н) тип гребня альвеолярного отростка Округлый, острый, болтающийся.
о) слизистые тяжи, складки Тугие, подвижные.
п) тип внутренних косых линий (справа, слева) Округлые, сглаженные, острые.
р) уздечки языка, нижней губы Длинные, короткие, толстые, тонкие.
с) места прикрепления мышц относительно альвеолярного отростка. У основания альвеолярного отростка, у его середины, у его вершины.
IV - Постановка диагноза
V - Составление плана лечения
1. Указать, какой протез избран для лечения Полный съемный пластиночный, полный съемный с металлическим базисом, безнебный, бюгельный, и др.
2. Указать количество зубов в протезе от 1 до 14.
3. Указать метод фиксации протеза Физико-биологический, механический (кламмера, телескопические коронки).
4. Указать, нужна ли индивидуальная ложка Восковая, пластмассовая, металлическая.
5. Какое соотношение искусственных зубов предполагается. Ортогнатическое, прямое, прогеническое, прогнатическое.
VI - Заполнение истории болезни, оформление документации   Указать, что делается 1 или 2 съемных протеза, сколько зубов в нем, сколько кламмеров, количество индивидуальных ложек, количество оттисков.  
VII - Снятие анатомических оттисков
1. Определить тип оттискного материала, который целесообразно использовать В зависимости от типа слизистой оболочки – гипс, альгинатные, термопластичные материалы.
2. Подобрать слепочные ложки соответственно челюстям Использовать ложки для беззубых челюстей. На верхней челюсти задний край ложки должен закрывать позадимолярные бугры, должен быть промежуток между альвеолярным отростком и бортом ложки в 3 – 4 мм. На нижней челюсти задний край ложки должен закрывать слизистые треугольники, и также должен быть промежуток между альвеолярным отростком и бортом ложки в 3 – 4 мм.
3. Приготовление слепочного материала В соответствии с инструкцией изготовителя
4. Заполнить ложку оттискной массой Необходимо создать ровную поверхность, в области твердого неба массы наносится меньше.
5. Ввести ложку в полость рта: а) прижать ее вначале у линии А, б) затем во фронтальном участке, в) оформить края движениями щек и губ. Ложка должна располагаться центрально, без смещения вправо-влево, вперед-назад, оттискная масса должна на всем протяжении заполнять переходную складку.
6. Выждать полного затвердевания массы 1- 4 минуты, в соответствии с рекомендациями изготовителя оттискной массы.
7. Вывести ложку с оттиском из полости рта Во рту ничего не должно остаться.
8. Оценить качество оттиска. Должны быть отображены все анатомические элементы: альвеолярный гребень, скат, позадимолярные бугры, небный шов, твердое небо, переходная складка.
9. Направить больного с историей болезни в кассу для оформления наряда  
10. Дать назначения больному. Указать день и час следующего посещения

 

 

Ситуационные задачи.

1.Больной 65 лет, 5 лет назад потерял последний зуб, не протезировался. Правильно ли он поступает? Какие изменения могут наступить в зубочелюстной системе, в других органах и системах? Что можно ему посоветовать?

 

2.Больному 30 лет. В связи с оперативным вмешательством он утратил все зубы нижней челюсти. Чем его состояние отличается от состояния больного из 1 задачи? Какие изменения возможны в зубочелюстной системе и организме в целом?

 

3.При обследовании больного в области 456 верхних правых зубов обнаружена неравномерная бугристая альвеолярная часть, зубы были удалены 2 месяца назад. На остальном протяжении атрофия альвеолярного отростка умеренно выражена. Ваша тактика?

 

4.У больной 50 лет, с полным отсутствием зубов верхней и нижней челюсти имеется рыхлая, резко податливая слизистая оболочка. Какой тип слизистой оболочки по Суппле?

 

5.Укажите симптомы, характерные для каждого типа атрофии (по Дойникову).

 

Тип атрофии Атрофия альвеолярного отростка
слабая умеренная резкая равномерная неравномерная
1 тип          
2 тип          
3 тип          
4 тип          
5 тип          

 

6.Что такое подвижная и неподвижная слизистая оболочка. Дайте определение понятиям "нейтральная зона", "переходная складка", "клапанная зона".

 

7. Задание на дом:

1. Нарисовать:

а) профиль человека с зубами и с полным отсутствием зубов.

б) в разрезе альвеолярные отростки с различными скатами и гребнями

в) различные варианты строения небного торуса

г) в разрезе схему переходной складки.

2. Написать классификацию типов беззубых челюстей (по Шредеру, Келлеру, Оксману, Курляндскому), классификацию типов слизистой оболочки (по Суппле).

3. Проработать литературу по темам 1 – 2.

 

Литература.

1. Курс лекций.

2. А.П. Коновалов, Н.В Курякина, Н.Е Митин. "Фантомный курс ортопедической стоматологии". 1999.

3. А.С. Щербаков, Е.И. Гаврилов, В.Н. Трезубов, Е.Н Жулев. "Ортопедическая стоматология". 1999.

4. В.Н Копейкин. "Ортопедическая стоматология". 1988.

5. Е.И. Гаврилов. "Ортопедическая стоматология", 1984.

6. Руководство по ортопедической стоматологии под редакцией А.И Евдокимова.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 2

 

1. Тема занятия:

Методы фиксации и стабилизации съемных протезов при полном отсутствии зубов. Законы физики и анатомо-физиологические особенности строения беззубых челюстей в обеспечении фиксации зубных протезов. Методы изготовления индивидуальных ложек на верхнюю и нижнюю челюсти (восковые, пластмассовые).

 

2. Цель занятия:

Ознакомиться с различными методами фиксации и стабилизации полных съемных протезов.

Освоить биофизический метод фиксации полных съемных протезов.

Научиться изготовлению индивидуальных ложек из воска и пластмассы, снятие функциональных оттисков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: