Классификация индивидуальных оттискных ложек.




 

 

Ситуационные задачи.

1.Полный съемный протез верхней челюсти изготовлен с помощью индивидуальной ложки, с применением функциональных проб. Фиксация протеза хорошая. Стабилизация нарушена. На каком этапе изготовления протеза допущена ошибка?

 

2.Анатомической особенностью верхней челюсти больного является выраженный торус. Полный съемный протез изготовлен с применением индивидуальной ложки и проведением функциональных проб. Фиксация протеза хорошая, протез балансирует при жевании. Какая ошибка была допущена при изготовлении протеза?

 

3.Фиксация и стабилизация полных съемных протезов на верхней и нижней челюсти хорошие. Жалобы больного на ощущение тяжести в области альвеолярного отростка нижней челюсти, на быстрое утомление жевательных мышц. В чем причина?

 

4.При снятии оттиска у больного появился рвотный рефлекс. Что необходимо сделать для получения оттиска?

 

5.На нижней челюсти незначительная равномерная атрофия альвеолярной части, тяжи и уздечки прикреплены у основания ската альвеолярного отростка, который покрыт плотной, малоподатливой слизистой оболочкой. Какую методику для снятия функционального оттиска целесообразно применить?

 

6.На верхней челюсти имеется резко выраженная атрофия альвеолярной части во фронтальном отделе, уздечка верхней губы прикрепляется у вершины вестибулярного ската, резцовый сосочек резко выражен, гипертрофирован, подвижен. Какую методику снятия функционального оттиска целесообразно применить?

 

7.У больного на нижней челюсти в области альвеолярной части имеются участки слизистой оболочки с большой степенью податливости. Какую методику снятия функционального оттиска целесообразно применить?

 

7. Задание на дом:

1. Написать:

а) классификацию методов фиксации полных съемных протезов

б) классификацию оттискных индивидуальных ложек

в) классификацию оттискных материалов

г) методику изготовления индивидуальных ложек в клинике и лаборатории

2. Проработать литературу по следующей теме (№3).

 

Литература.

1. Курс лекций.

2. А.П. Коновалов, Н.В Курякина, Н.Е Митин. "Фантомный курс ортопедической стоматологии". 1999.

3. А.С. Щербаков, Е.И. Гаврилов, В.Н. Трезубов, Е.Н Жулев. "Ортопедическая стоматология". 1999.

4. В.Н Копейкин. "Ортопедическая стоматология", 1988.

5. Е.И. Гаврилов. "Ортопедическая стоматология", 1984.

6. Руководство по ортопедической стоматологии под редакцией А.И Евдокимова.

 


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 3

 

1. Тема занятия:

Методы изготовления индивидуальной ложки из пластмассы на верхнюю и нижнюю челюсти. Функциональные пробы (Гербст и другие). Граница базиса протеза при полном отсутствии зубов на верхней челюсти.

 

2. Цель занятия:

Научиться проводить функциональные пробы при припасовке индивидуальных ложек.

Научиться правильно определять границы базиса полного съемного протеза.

 

Структура практического пятичасового занятия (200 минут)

 

Этапы занятия Оборудование, учебные пособия Время
1. Организационный момент Академический журнал 3 минуты
2. Проверка домашнего задания, опрос Вопросник, учебные задачи, плакаты. 40 минут
3. Объяснение учебного материала, демонстрация на больном. Плакаты, слайды, компьютерные демонстрации, истории болезни, пациенты. 40 минут
4. Самостоятельная работа студентов: изготовление индивидуальных ложек из воска и быстротвердеющей пластмассы. Больной, истории болезни, воск базисный, пластмасса самотвердеющая 110 минут
5. Обобщение занятия   5 минут
6. Задание на дом.   2 минуты

 

Вопросы для контроля исходных знаний.

1. Зоны податливости слизистой оболочки по Люнду.

2. Какие слепочные материалы применяются для получения функциональных оттисков?

3. Последовательность проведения функциональных проб по Гербсту на верхней челюсти.

4. Последовательность проведения функциональных проб по Гербсту на нижней челюсти.

5. Границы базиса полного съемного протеза на верхней и нижней челюсти.

6. Понятие "клапанная зона" и механизм ее образования.

7. Индивидуальные ложки, применяемые материалы, способы их изготовления, особенности снятия оттиска индивидуальной ложкой.

 

5. Краткое содержание занятия.

Демонстрация ассистентом на больном припасовки индивидуальных ложек по методике Гербста. Доформирование бортов ложки и по линии "А" для получения функциональной присасываемости. Материалы для уточнения границ индивидуальных ложек (восковые композиции, термопластические массы, силиконовые массы с пролонгированным сроком отверждения).

 

Схема ориентировочной основы действий:

припасовка индивидуальных ложек с использованием проб Гербста.

 

Перед проведением функциональных проб необходимо провести ряд мероприятий.

1. Провести визуальную оценку ложки, определить равномерность толщины (не более 2-х мм.), выявить трещины, и другие дефекты.

2. Провести пальпаторную оценку поверхности ложки для определения участков, могущих травмировать слизистую.

3. Карборундовой головкой, металлической фрезой, разогретым шпателем устранить выявленные недостатки.

4. Обработать ложку спиртом, промыть в воде.

5. Провести пробу на принадлежность ложки данному больному. Если она действительно принадлежит данному больному, будет всей своей поверхностью касаться протезного ложа.

6. Провести пробу на общий клапан (отрывая ложку сразу от всей поверхности челюсти. При хорошем клапане потребуется усилие).

7. Не выводя ложки из полости рта, визуально оценить места, где ложка сдавливает слизистую (по наличию анемии). Пометить анемичный участок химическим карандашом, специальной пастой, и обработать его.

8. Создать ложа для всех уздечек и слизистых тяжей, если необходимо.

9. Провести генеральную функциональную пробу – для верхней челюсти – "загасить свечу", для нижней челюсти – провести языком по щеке и верхней губе из стороны в сторону. Если ложки не смещаются – можно переходить к снятию оттиска. При положительных пробах приступают к проведению избирательных функциональных проб по методике Гербста.

 

Проведение проб Гербста для нижней челюсти.

Первая проба установите индивидуальную ложку на нижнюю челюсть, указательным пальцем слегка касаясь ложки. Больной должен прикрыть рот и проглотить слюну. При этом сокращаются мышцы - сжиматели глотки, если ложка сбрасывается, укорачивают ее дистальный край с оральной стороны.

Вторая проба - просят больного упереться языком в правую а затем левую щеку. Ложка будет смещаться, если ее края длинны в области прикрепления внутренней косой линии в области 678 зубов.

Третья проба - просят больного кончиком языка коснуться угла рта. Ложка будет сбрасываться, если она длинна в области 345 зубов с оральной стороны.

Четвертая проба - просят больного максимально высунуть язык, достать кончиком языка до носа, провести языком по верхней губе. При этих движениях напрягается подбородочная мышца, и если при такой пробе ложка смещается, ее укорачивают в области 12 зубов с оральной стороны.

Пятая проба - просят больного медленно открыть рот как можно шире. При этом движении напрягается крылочелюстная мышца. Если ложка будет сбрасываться, ее укорачивают дистально.

Шестая проба используется для оформления вестибулярного края ложки. При этом просят больного втянуть щеки, при сбрасывании ложку укорачивают в зоне расположения щечных мышц - в области 678 зубов вестибулярно. Затем просят больного вытянуть губы трубочкой, как бы произнося звук "у". При этом напрягается подбородочная мышца. Если ложка сбрасывается, ее укорачивают в области 12 зубов с вестибулярной стороны.

 

Проведение проб Гербста для верхней челюсти.

Первая проба - устанавливают ложку на верхнюю челюсть и просят больного медленно и максимально широко открыть рот. Если ложка смещается, ее укорачивают дистально, в области позадимолярного бугра.

Вторая проба - просят больного втянуть щеки, или массируют щеки больного. если ложка при этом сбрасывается, ее укорачивают в области действия щечной мышцы - с вестибулярной стороны в зоне 678 зубов.

Третья проба - просят больного вытянуть верхнюю губу вниз и вперед. При сбрасывании ложки ее укорачивают в зоне действия "собачьей мышцы" в районе 345 зубов, с вестибулярной стороны.

Четвертая проба - просят больного "задуть свечу", вытянуть губы хоботком, произнести звук "у". При сбрасывании ложки ее укорачивают в зоне действия резцовой мышцы, вестибулярно, в области 12 зубов.

Припасовка считается достаточной, когда все пробы не дают смещения ложки. Следует учитывать и тот момент, что чем больше размах движений во время проведения проб, тем больше сокращаются границы базиса. Поэтому пробы следует проводить при средней амплитуде движений.

 

Ситуационные задачи.

1.Индивидуальная ложка хорошо устанавливается на верхнюю челюсть, хорошо удерживается на ней, при попытке снять ее ощущается сопротивление. При открывании рта ложка легко смещается. Что необходимо предпринять?

 

2.При установке индивидуальной ложки на нижнюю челюсть ощущается упругое сопротивление тканей под краями ложки. При снятии пальцев с ложки она тут же смещается вверх. Что необходимо сделать?

 

3.При наложении индивидуальной пластмассовой ложки больной жалуется на резкую боль. Визуально отмечается несоответствие краев ложки границам протезного ложа. В чем причина?

 

4. У больного М., 60 лет, на полностью беззубой верхней челюсти рыхлая, податливая слизистая оболочка. Какой тип слизистой оболочки по Суппли? Как вы будете снимать оттиск?

 

5. У больного В., 64 лет, на нижней челюсти имеется неравномерная атрофия альвеолярного отростка, уздечка нижней губы прикрепляется у вершины вестибулярного ската альвеолярного отростка. Оцените ситуацию, предложите методику снятия оттиска.

 

7. Задание на дом:

 

1. Написать схему припасовки индивидуальной ложки при помощи функциональных проб Гербста.

2. Написать пробы Гербста.

3. Описать, как проходит граница базиса полного съемного протеза на верхней и нижней челюсти.

4. Проработать литературу по следующей теме (№4)

 

Литература.

 

1. Курс лекций.

2. А.П. Коновалов, Н.В Курякина, Н.Е Митин. "Фантомный курс ортопедической стоматологии". 1999.

3. А.С. Щербаков, Е.И. Гаврилов, В.Н. Трезубов, Е.Н Жулев. "Ортопедическая стоматология". 1999.

4. В.Н Копейкин. "Ортопедическая стоматология". 1988.

5. Е.И. Гаврилов. "Ортопедическая стоматология", 1984.

6. Руководство по ортопедической стоматологии под редакцией А.И Евдокимова.

 


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 4

 

1. Тема занятия:

Функциональные слепки, классификация. Обоснование выбора слепочного материала. Характеристика различных оттискных материалов.

 

2. Цель занятия:

Изучить методы получения функциональных оттисков.

Научиться методам получения слепков для индивидуальных ложек, снятию функциональных слепков при полной потере зубов.

Научиться правильно обосновывать выбор оттискного материала в зависимости от клинической ситуации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: