Готовность ребенка к школьному обучению




Еще вчера Ваш малыш был дошкольником и с удовольствием посещал детский сад, играл в подвижные игры, бегал за мячом с ребятней во дворе и прыгал на скакалке. А сегодня он уже взрослый – Ваш ребенок стал школьником…

Еще немного пройдет времени, и его жизнь будет подчинена совсем другим правилам, он будет общаться с новыми людьми, учиться работать в команде с такими же ребятами, как он, станет дисциплинированным и ответственным.

 

 

Говоря о готовности к школьному обучению, важно учитывать три фактора – это психологическое, социальное (или личностное) и интеллектуальное развития Вашего ребенка. Сейчас мы рассмотрим каждый из них более подробно.

Важно понимать, что все три фактора перекликаются друг с другом и не всегда можно обозначить четкую границу каждого из них. Начнем с психологической готовности ребенка к школьному обучению.

 

 

Психологическая готовность – это сложное образование, охватывающее все стороны детской психики, в том числе и готовность к усвоению культурного наследия.

Она включает в себя следующие основные структуры:

- личностно-мотивационная и волевая сферы, т.е. неподдельный интерес ребенка к школьному обучению, его внутренняя мотивация (статус «взрослого», приобретение новых знаний и новых друзей; в отличие от мотивации внешней, например, купить яркий рюкзак или стильные школьные принадлежности), социальная роль школьника, взращивание в себе ответственности, способность контролировать свои желания и эмоции и пр.

- элементарные системы обобщенных знаний и представлений, т.е. владение необходимым набором логических операций (умение делать вывод, анализировать, сравнивать, группировать предметы по категориям и пр.), обладание определенным уровнем знаний об окружающем мире и пр.

- некоторые учебные навыки и способности, т.е. усидчивость, умение удерживать внимание определенное количество времени, завершать начатое дело до конца, навык самообслуживания.

 

Итак, базовыми качествами психологической готовности к школе являются:

1. Мотивы обучения (преобладание внутренней мотивации над внешней);

2. Зрительный анализ (доминирование образного мышления);

3. Определенный уровень обобщений (предпосылки логического мышления);

4. Способность понимать и принимать инструкцию к учебной задаче;

5. Вводные навыки (элементы речевых, математических и учебных знаний и умений);

6. Графический навык (в том числе правильный захват ведущей рукой карандаша и ручки);

7. Произвольность регуляции деятельности (с пошаговой инструкцией от взрослого);

8. Обучаемость (с направляющей помощью взрослого).

 

На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости». Чтобы успешно обучаться, ребенок должен уметь выстраивать адекватные отношения со взрослыми. Психологически неподготовленные дети не способны увидеть за вопросами педагога учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного и житейского разговора. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящемуся к уроку. Выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Света».

К школьному возрасту общение ребенка со сверстниками не должно отличаться особой конфликтностью, он должен легко уметь устанавливать контакты, относиться к своим ровесникам как к партнерам. В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ своего одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка.

Общение с другими детьми развивает способности к децентрации – это обобщенное понятие, включающее в себя умение встать на место другого человека, прислушаться к его мнению, увидеть ситуацию глазами другого, а также принимать любую задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны, уметь поставить работу коллектива в приоритет и отказаться от своих сиюминутных желаний ради общей задачи.

 

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению – это обобщенное понятие, включающее в себя психическое развитие ребенка старшего дошкольного возраста, сформированность способностей и понятий для освоения учебных навыков, а также принятие на себя новой роли – школьника. Это уровень психологической готовности ребенка 6-7 лет, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

 

Говоря о социальной готовности будущего первоклассника,важно учитывать, что у него должен быть сформирован определенный уровень знаний, умений, навыков, интересов, готовность к изменению своей социальной позиции (инициация роли дошколенка в роль школьника), желание приобретать новые знания - все это говорит о том, что у ребенка сформирована мотивация к обучению.

Социальная готовность представляет собой готовность ребенка к новым для него формам общения и взаимодействия с окружающим его миром и людьми. Его внутренний мир перестраивается, меняются оценки, взгляды, ценности, приоритеты, а также взгляд на самого себя, т.е. речь идет о формировании нового мироощущения.

На рубеже 6-7 лет формируется внутренняя позиция школьника. Речь идет об эмоционально-положительном отношении к школьной жизни, в этот период игровая и развлекательная деятельность уступают место учебной, ребенок приходит к пониманию необходимости в новых знаниях и умениях, начинает осознавать ее важность и социальную значимость для себя.

Одной из особенностей детского самосознания является высокая оценка своих способностей. Зачастую можно услышать от дошкольника: «Я самый умный в группе», «Я рисую лучше других девочек» и т.п. Для дошкольников это является характерной особенность. Бороться с этим не нужно, оно должно пройти само собой как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет, который совпадает с началом школьного обучения.

Если у дошкольника наблюдается неустойчивая или заниженная самооценка, это может говорить о том, что ребенок, скорее всего, испытывает дефицит любви, внимания, заботы, эмоциональной защищенности и поддержки со стороны значимых взрослых.

К сожалению, низкая самооценка способна стать причиной неуспеваемости во время учебы в школе. Она порождает страх неудачи, и даже полный отказ от какой-либо деятельности, потому что ребенок панически боится совершить ошибку. Поэтому он предпочитает не пробовать и вообще ничего не делать. В школе это приводит к тому, что дети отказываются отвечать, когда педагог задает ему вопросы.

Интеллектуальная готовность – это уровень развития всех познавательных процессов в целом. В первую очередь речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, воображении.

Каковы же показатели этих познавательных процессов:

Показатель развития внимания: в деятельности появляется действие по правилу – оно является первым необходимым элементом произвольного внимания. Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной для него деятельности, хотя бы 5-10 минут.

Память: для ребенка 6-7 лет вполне доступно такое задание - запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до 5 слов. Можно называть слова еще раз и после 3-4 предъявлений ребенок обычно запоминает более половины слов. Если ребенок 6-7 лет не может запомнить более 3-х слов с 4-го предъявления, возможно, ему необходима консультация невропатолога. К 7 годам процесс формирования произвольного запоминания можно считать завершенным.

Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление (взаимодействие с предметами), улучшается наглядно-образное мышление (работа с образами и представлениями), начинают активно формироваться предпосылки логического мышления.

 

 

В качестве подготовки к школе можно использовать ролевые игры - в школу, больницу, магазин и другие. Дети осваивают взрослую жизнь, новую систему поведения, дополнительные обязанности. В этот период полезны игры с пластилином, карандашами, лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях.

Советы родителям:

1. Посещайте школу будущего первоклассника. Таким образом, Вы решите сразу несколько задач: познакомите ребенка с его учителем еще до официального начала занятий, процесс адаптации к школе пройдет более легко и быстро, будущий ученик станет более самостоятельным и взрослым. Обстановка для ребенка не будет казаться незнакомой и пугающей.

2. Прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору. Покажите ему, где находится туалет, столовая, школьный буфет, спортивный и музыкальный зал.

3. Если есть возможность, постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его будущих одноклассников. Возможно, детки с его группы из детского садика также пойдут в эту школу, а значит, есть шанс, что они будут учиться в одном классе.

4. Расскажите ребенку о приблизительном школьном расписании, о времени, отведенному на уроки, перемены, обеденный перерыв; расскажите, когда начинаются и заканчиваются уроки. Решите заранее, может ли ребенок после школы пойти погулять со своими новыми школьными товарищами или просто поиграть на детской площадке во дворе, или же он должен сразу идти домой. Скажите ему об этом заранее, чтобы не было обид и недопонимания между вами.

5. Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях, о переживаниях, беспокойстве и страхах. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей. Покажите своему ребенку свой школьный фотоальбом, сопроводите его веселыми историями, расскажите, как здорово, что те ребята, с которыми Вы дружили со школьной скамьи, до сих пор являются Вам товарищами и надежной опорой в жизни.

6. Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Тревога пройдет, а на ее место придет радость от новых друзей, интересные впечатления, совместный школьный досуг, творческие вечера, общение, совместные прогулки и занимательные игры.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: