Т. е., на формирование индивидуального мировоззрения влияет коллективный и собственный жизненный опыт, занятая жизненная позиция.




Мифологическое мировоззрение: формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку объяснить происхождение мира и т. д. Как правило начало – рождение порядка из хаоса. Возникает мир – небесный, земной и подземный (иногда подземного нет). В мифе содержались зачатки религиозных верований. Мировоззрение мифологично всегда, даже сейчас – ХХ век – коммунизм, мифы немецких фашистов о превосходстве арийской расы над остальными. Со времён Возрождения авторы часто обращаются к теме мифа (по большей части – греческого).

Мифологическое мировоззрение, можно, видимо, определить как такую картину мира, которая строится по принципам мифологического “мышления”, т. е. на уровне эмоционально-чувственной ступени познания по законам воображения и методам аналогии, переноса на мироздание основных черт человеческого рода, в результате чего “мы” онтологизируется, а “оно” персонифицируется. Так возникает мифологический надприродный мир, а вместе с тем и основной вопрос мифологического мировоззрения - вопрос о взаимоотношении природного и сверхприродного. Этот вопрос решается мифологическим сознанием в пользу первенства сверхприродного перед природным (природа -результат организующей деятельности богов, человек - их творение). Возможность второго ответа на основной вопрос мифологического мировоззрения означает кризис последнего, а реализация этой возможности - появление философии.

Мифологическое мировоззрение было древнейшей формой познания мира, космоса, общества и человека. Миф по необходимости возник из потребности индивида, его семьи, рода и социума в целом, в осознании окружающей природной и социальной стихии, сущности человека и передачи их единства через различные символические системы. В мифологических системах человек и социум, как правило, не выделяют себя из окружающего мира. Космос, природа, общество и человек — различные проявления одного и того же божественного закона, передаваемого через символическую или символико-мифологическую системы. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное и единое, однако сами они внутри неоднородны и уже авторитарны, авторитаризм общества перенесен на всю природу.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, бог, культурный герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Это возможно потому, что в мифологическом мировоззрении существует постоянная и неразрывная связь между «однотипными» явлениями и объектами в социуме, личности, природе и космосе.

Важнейшим аспектом традиционной культуры и мифологического мировоззрения является и то, что мифы изначально живут в своем, особенном времени — времени «первоначала», «первотворения», к которому неприложимы линейные представления о течении времени. Подобное отношение к времени хорошо прослеживается в народных, в частности русских сказках, где время действия определяется как «давным-давно», «в стародавние времена» и т. д.

Кроме того, миф, особенно на начальных стадиях своего развития (в долитературном виде), мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы современной формальной логики. При этом он объясняет мир, исходя из ежедневной практики. Данный парадокс объясним тем, что социум, где преобладает мифологическое мировоззрение, напрямую соотносит особенности своего восприятия мира с реальным миром, индивидуальные психические процессы с природными и социальными явлениями, зачастую не делая различия между причиной и следствием, а часто меняя их местами.

По Традиционному мифологическому мировоззрению её последователь способен подняться до уровня бога, а значит для человека, рода и социума миф о странствиях и подвигах культурного героя, в большинстве случаев, читай «бога», был практически полезен и являлся руководством к действию.

 

2. Мифология и особенности мифологического мировоззрения.

Появление философии на фоне мифа.

Два взгляда на миф: теистический подход и материалистический подход.

- Теистический подход: социальный опыт, который трансформировался в опыт религиозного осмысления мира. С.Н. Булгаков, С.Л. Франка, А.Ф. Лосев, А. Мень. Миф – результат воздействия богов и их энергий. Лосев: то, что делает миф целостным, лежит вне тварного бытия. Миф восходит к откровению. Личность тесно связана с мифом. Миф без личности – агностицизм, личность без мифа – тоталитаризм. По Лосеву, миром управляют мифологические силы, а духовная и светская стороны истории – лишь 2 вершины одного и того же мифологического айсберга. Миф реален.

Материалистический подход: миф – фантастическое отражение реального мира, не идентичное ему. При этом он качественно ниже науки (в Античности ещё Тит Лукреций Кар «О природе вещей»). Маркс и Энгельс соглашались с тем, что миф обладает реальным содержанием: реальная действительность находит отражение в мифологических образах.

Особенности мифологического мировоззрения.

1. В мифе мир представлен образами, а не понятиями, поэтому его бесполезно сравнивать с наукой.

2. Единство чувственного образа и идеи создают символ, который всегда указывает не на себя, а на нечно др.

3. Миф не обладает функцией объективного познания. Задача мифа – охарактеризовать картину мира и определить место в нём человека, а так же сделать человека ответственным за сохранение мироздания (ритуалы). Миф нельзя подвергать сомнению.

4. Действуют не причинно-следственные связи, а принцип изоморфизма: золото – вечность, следовательно, молодильные яблоки – золотые, скарабей. Смысл вещи подобен её устройству, а устройство – происхождению.

Для первобытного сознания нет идеального без материального. Миф, в отличие от религии смешивает сакральное и земное.

Религиозное мировоззрение: основана на вере в сверхчувственный мир. Тотемизм, анимизм, фетишизм.

В религиозных представлениях мир делится на сакральный и профанный миры. Сакральный мир: запреты, правила поведения, связанные с верой в сверхъестественные силы, с представлениями о сущностях высшего порядка, духах, призраках, умерших предках и о богах. Сфера профанного: охота, рыбалка, земледелие (н. знать хотя бы основы - наука).

Ядро первобытной религии – анимизм (Тайлор).

Фрезер «Золотая ветвь»: первобытный человек стремился управлять силами природы с помощью ритуалов и заклинаний. Убедившись в своей несостоятельности, человек обращается к посредникам – богам. Так появляется религия.

Религиозные действия, в отличие от ритуальных, самодостаточны, их цель – они сами.

Религия - это “умилостивление или привлечение на свою сторону сил, стоящих выше человека.

Согласно религиозному мировоззрению, действительностью управляют некие сверхъестественные силы. В язычестве эти силы зачастую похожи на людей внешне или, по крайней мере, поведением (этот подход называется антропоморфизмом). В монотеистических религиях (начиная с иудаизма) Бог не антропоморфен, хотя некоторые конфессии монотеистических религий и прибегают к антропоморфным образам по тем или иным причинам.

Ранние формы религиозного сознания характеризовались политеизмом (син. многобожие, язычество, идолопоклонство). Каждый бог (дух, идол и т. п.) в такой системе отвечает за что-то своё, они отличаются друг от друга по целому ряду характеристик и их отношения между собой нередко напоминают взаимоотношения в человеческом обществе (например, языческие боги нередко вступают в битвы друг с другом, плетут интриги и т. д.). Все высшие ценности – в трансцендентном мире.

 

 

Философское мировоззрение: ориентируется на рациональное объяснение мира. Этот тип мировоззрения представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением логически обосновать положения и принципы. Теоретическим ядром этого мировоззрения является философия, которая стягивает к себе остальные элементы, по отношению к которым философия выполняет интегративную функцию.

Философия рождается в полемическом диалоге с системой религиозно-мифологических взглядов на мир. Ее собственные позитивные воззрения складываются непосредственно в ходе критического переосмысления и преобразования того духовного материала, который был оставлен людям в наследство их предшествующим развитием. Естественно, что на первых порах она оказывается связанной рамками этого материала, находится в сильной, хотя и негативной зависимости от него.

Именно поэтому философия и выступает сначала вовсе не как особая наука, не как особая область знания, четко выделяющая предмет своего исследования, круг своих специальных проблем, а как «любовь к мудрости» или «мудрость вообще», — она рассматривает все, что попадает в поле зрения мыслящего существа. Ее предмет сливается с предметом мышления вообще, — это «мир в целом», без каких бы то ни было уточнений и ограничений. Философия выступает тут как синоним мировоззрения вообще. На этой стадии пока еще не приходится говорить о философии как об особой науке — по той простой причине, что нет еще других наук. Есть лишь слабые ростки математических, астрономических и медицинских знаний, вырастающие на почве практического опыта и ориентированные вполне прагматически. Неудивительно, что «философия» с самого начала включает в себя все эти немногочисленные зародыши научного познания и помогает им развиваться в своем лоне, стараясь освободить их от тех магически-знахарских наслоений, с которыми они переплетены в составе религиозно-мифологического мировоззрения. Развитие философии совпадает тут полностью и без остатка с развитием научного понимания окружающего мира.

Но именно поэтому в состав ее размышлений, естественно, попадает и все то, что впоследствии составит ее специальный предмет: исследование универсальных закономерностей, в рамках которых существует и изменяется как «бытие», так и «мышление», как постигаемый космос, так и постигающая его душа.

 

 

Научное мировоззрение:

Научные знания существенно отличаются от житейских и донаукових знаний. Они предусматривают не только констатацию фактов и описание их, но и объяснение фактов, осознание их согласно всей системы понятий определенной науки. Житейское, простое познания констатирует, хотя и очень поверхностно, как происходит то или иное событие. Научное мировоззрение дает ответ не только на вопрос "как?", но и на вопрос "почему?". Сущность научного мировоззрения заключается в достоверном обобщении фактов, а также в том, что по случайному он видит необходимое, закономерное, а за единичным - общее. И на основании этого научное мировоззрение предполагает разнообразные явления, объекты и события. Предсказание является вершиной научной деятельности человека. Весь процесс научного знания связан с ростом силы и диапазона научного предвидения. А предсказание дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное мировоззрение, таким образом, открывает возможность не только предвидение будущего, но и сознательного его формирования. Жизненный смысл каждой науки можно кратко сформулировать так: знать, чтобы уметь предвидеть, предвидеть, чтобы эффективно действовать.

Существенным признаком научного мировоззрения является его системность, то есть такая совокупность знаний, которая организована на основе определенных теоретических принципов. Простая совокупность различных знаний, не объединенных в взаимосвязанную систему, это еще не научное мировоззрение. Основой научных знаний есть определенные исходные положения, закономерности, которые и позволяют объединять соответствующие знания в единую систему. Знания превращаются в научные тогда, когда целенаправленный сбор фактов и их описание доводится до уровня введения их в систему понятий, то есть в состав теории.

Научное мировоззрение в корне отличается от религиозного. И основой этих различий является отношение их к вере. Как известно, религиозная вера - это фактическое принятие за истину того, что в принципе не поддается никакой практической проверке и логическому доводке. Унаследовав от религиозного мировоззрения понятие веры, научное мировоззрение качественно по-новому трактует это понятие. Вера в научном смысле приобретает органической, естественного единства с истиной. Вера в науке рассматривается прежде всего как уверенность, что основывается на знании, которое имеет системно-теоретическую организацию и практически-логическое подтверждение. Научная вера дает человеку мощи по отношению к силам природы и общественной жизни. Научная вера существует как логическую связь в системе знания и воспринимается как необходимость, которая вытекает из фактов, или из ранее установленных истин. Вот почему аргументированные результаты научного мировоззрения приобретают качества всеобщности и проявляют силу убеждения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: