Тема 5. Диалектика как учение




О всеобщей связи и развитии

Цели: 18, 24, 29

Возникновение диалектики как учения, основные этапы развития. Диалектика и метафизика. Диалектика и догматизм. Суть диалектики. Основания материалистической диалектики. Диалектика объективная и субъективная. Диалектика как учение о всеобщей связи. Категории связи. Понятие системы. Принцип причинности. Концепция детерминизма. Диалектика как учение о развитии. Понятие развития. Законы и категории развития. Противоречивость бытия и познания. Диалектическое отрицание. Диалектическая и формальная логика. Предмет диалектической логики. Принцип историзма. Прогресс и регресс.

 

Содержание семинарских занятий

 

1. Проблема философской методологии. Варианты решения философской методологии в истории философии. Философская и естественнонаучная методология: общее и особенное.

2. Диалектика как наука. Основания научности. Средства диалектики: принципы, законы, категории.

 

Контрольные вопросы

 

1. Предмет диалектики. Историко-философские определения диалектики.

2. В чем принципиальные расхождения метафизики и диалектики?

3. Метафизика: неверное или ограниченное видение мира?

4. Существует ли необходимость метафизического видения мира?

5. В чем необходимость диалектического представления мира?

6. В чем суть диалектики? Понятие субъективной и объективной диалектики. Их взаимосвязь.

7. Что выражает основное положение диалектики, каково его значение для науки и практики?

8. Понятие принципа и его необходимость в научном познании?

9. Принципы диалектики. Отличие принципов диалектики и частных наук.

10. Понятие связи и развития.

11. Можно ли считать диалектику наукой?

12. Понятие закона. Взаимосвязь законов диалектики и законов частных наук.

13. Как связаны движение и развитие?

14. Что выражают законы диалектики в описании процесса развития?

15. Что такое диалектика вещи?

16. Кто «научил» человека диалектике и зачем она ему нужна?

17. Какой вклад в понимание мира делает диалектика?

18. Почему оказывается возможным в диалектике рассмотрение законов бытия и мышления?

19. Каковы предположительно последствия игнорирования диалектики, если человек с нею незнаком?

20. В чем принципиальные отличия усвоения человеком диалектики и метафизики мира?

 

Отвечая на вопросы, студент:

– получает представление о диалектике как науке;

– использует личный опыт в анализе перехода от метафизического анализа окружающего мира к диалектическому;

– сравнивает метафизическое и диалектическое видения окружающего мира;

– учится диалектическому пониманию мира;

обобщая личный опыт, находит его диалектическое и метафизическое содержание;

– оценивает последствия абсолютизации метафизического мышления для науки и практики;

– убеждается в необходимости диалектического видения мира;

– приводит доказательства диалектики природы, общества и мышления.

 

Проблемные задания

 

1. По мнению Сократа, диалектика – это искусство вести спор с целью достижения истины. Присутствует ли в этом толковании предмет диалектики в его современной трактовке? Может быть, столкновение в противоположном – особенность только спора?

2. Какое значение в существовании вещи имеет противоречие? Присуще оно всем вещам или только отдельным? Учитывает ли практика использования вещи наличие противоречия?

3. Что дает человеку знание о противоречии? Каковы последствия в практике использования вещи, если противоречие осознается или не осознается?

4. Можно ли утверждать, что диалектика вещи всегда присутствует в практике использования вещи?

5. Прав ли Платон, утверждая, что существующее есть результат сведения противоречивых частностей в единое целое и общее?

6. Выражает ли диалектику природы Спиноза, утверждая, что она есть причина самой себя?

7. Являются ли выражением сути вещей антиномии Канта, когда об одной и той же вещи высказываются прямо противоположные суждения? Например, можно ли об одном и то же человеке говорить, что он хороший и одновременно плохой? Обязательно ли такое антиномичное видение мира?

8. Раскройте содержание и практический смысл понятия «диалектика взаимосвязи».

 

 

Тема 6. Философская теория познания

Цели: 13, 19, 25, 26, 30, 33

Познание как объект философского познания. Проблема познаваемости мира в истории философии. Познание как отражение. Субъект и объект познания. Агностицизм. Знание и познание. Объект и предмет познания. Знание, отражение, информация. Знание и вера. Формы познания: чувственное и рациональное. Чувственная форма познания: ощущение, восприятие, представление. Рациональная форма познания: понятие, суждение, умозаключение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Уровни познания: эмпирический и теоретический. Объяснение и понимание. Понятие истины. Объективность истины. Принцип конкретности истины. Понятие абсолютной и относительной истины. Практика как основа, цель и критерий познания.

Понятие науки. Научное и ненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Развитие науки и рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

 

Содержание семинарских занятий

 

1. Познание как философская проблема. Гносеологическая проблематика в истории философии. Развитие познания и практика.

2. Формы научного познания. Диалектика взаимосвязи. Проблема взаимосвязи форм познания в истории познания.

3. Учение об истине. Истина как диалектический процесс: абсолютная и относительная истина. Истина и практика.

4. Практическая необходимость научного видения мира. Философские проблемы науки. Взаимосвязь философии и частных наук. Научные революции и их структура. Наука и практика.

 

Контрольные вопросы

 

1. Понятие познавательного отношения человека к окружающему миру.

2. Как представляется философией процесс познания с точки зрения своего предмета?

3. В чем видит философия проблему познаваемости мира?

4. Каковы основные элементы процесса познания?

5. Основные этапы процесса познания.

6. В чем необходимость взаимосвязи чувственной и рациональной форм познания?

7. Что выражает диалектика чувственного и рационального? Каковы последствия абсолютизации одной из форм?

8. Каково значение практики для процесса познания?

9. Что есть объективная истина? Существует ли субъективная истина?

10. Значение истины в практике человеческого существования.

11. Существует ли вечная истина?

12. В чем содержание абсолютной и относительной истины?

13. Возможна ли абсолютная истина в практике человеческого существования?

14. Почему истина – процесс? Почему истина в изменении?

15. Возможно ли логическое, не проверяемое практикой доказательство истины?

 

 

Отвечая на вопросы, студент:

– находит предмет философского анализа в познавательном отношении человека к окружающему миру;

– выявляет структуру познавательного процесса;

– обнаруживает противоположные стороны познавательного процесса;

– учится различать истину объективную и субъективную;

– объясняет необходимость абсолютной и относительной истины;

– показывает возможность логического доказательства истины.

 

Проблемные задания

 

1. Покажите взаимосвязь истинности философского и естественнонаучного знаний. Обосновать место философии в процессе познания действительности.

2. Понятие конкретности истины. Почему «…абстрактной истины нет, истина всегда конкретна?» Раскройте значение этого положения для практики научного и обыденного мышления.

3. На основе анализа текстов представьте мнение философов о том, что является непосредственной целью познания. Как понять изречение: «Если ты знаешь, что ищешь, то зачем ищешь? А если не знаешь, то как надеешься найти?» Как практика разрешает (если разрешает) этот парадокс?

4. Мы часто обращаемся к здравому смыслу. Как это представление соотносится с научным познанием, философским осмыслением мира?

5. Как и всякая теория, теория познания диалектического материализма имеет исходные положения. В чем они выражаются? Имеют ли они универсальный характер?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: