Государственный общеобязательный стандарт резидентуры
По медицинским специальностям
Общие положения
1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт послевузовского медицинского образования (далее - Стандарт) разработан в соответствии cпунктом 3 статьи 175 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 года, устанавливает требования к содержанию образовательных программ, образовательной траектории, структуре и содержанию образования, оценке уровня подготовленности слушателей резидентуры
В настоящем стандарте применяются термины и определения:
1) квалификация - отражаемые в документе об образовании вид и степень профессиональной подготовленности выпускника резидентуры к выполнению профессиональной деятельности или продолжению образования;
2) куратор - лицо, закрепленное за слушателем резидентуры, обеспечивает функции академического наставника, участвует в формировании и реализации индивидуального учебного плана, осуществляет руководство образовательной и научной деятельностью обучающегося, оказывает содействие в трудоустройстве. Куратор назначается из числа профессорско-преподавательского состава кафедр (отделов) или работников практического здравоохранения первой или высшей квалификационной категории;
3) клинический наставник - лицо, закрепленное за слушателем резидентуры для овладения им необходимых практических навыков, назначаемое из числа профессорско-преподавательского состава кафедр (отделов) или работников практического здравоохранения первой или высшей квалификационной категории, имеющее соответствующую подготовку в сфере медицинского образования;
4) кредит (Credit, Credit-hour) - унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося, преподавателя, клинического наставника;
5) компетенции - способность студентов к практическому применению приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности;
6) специальность - комплекс приобретенных путем целенаправленной подготовки и опыта работы, знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности, подтверждаемый соответствующими документами об образовании;
7) преподаватель - лицо, закрепленное за слушателем резидентуры для овладения им необходимых теоретических знаний, назначаемое из числа профессорско-преподавательского состава кафедр (отделов), осуществляющих подготовку в резидентуре;
8) постреквизиты - дисциплины, для изучения которых требуются знания, умения и навыки, приобретаемые по завершении изучения данной дисциплины;
9) пререквизиты- дисциплины, содержащие знания, умения и навыки, необходимые для освоения изучаемой дисциплины;
10) резидентура - форма получения послевузовского углубленного медицинского образования по клиническим специальностям;
11) слушатель резидентуры -специалист, осваивающий образовательные программы резидентуры.
2. Образовательные программы резидентуры реализуются медицинскими организациями образования и науки, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности по соответствующим специальностям резидентуры, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.
3. Медицинские организации образования и науки Республики Казахстан (далее - организации) осуществляют подготовку слушателей резидентуры в соответствии с:
1) отраслевой рамкой квалификации;
2) настоящим Стандартом, типовой профессиональной учебной программой и типовыми учебными планами специальностей резидентуры;
3) рабочими учебными планами;
4) академическим календарем;
5) индивидуальными планами работы слушателя резидентуры.
4. Продолжительность обучения в резидентуре составляет от 2 до 4 лет в зависимости от избранной специальности.
5. Обучение в резидентуре осуществляется только по очной форме.
6. Применение настоящего Стандарта предусматривает достижение следующих целей:
1) обеспечение гарантии качества образования за счет предъявления обязательных требований к уровню подготовки слушателей резидентуры и образовательной деятельности медицинских организаций образования и науки;
2) упорядочение прав субъектов образовательной деятельности;
3) повышение объективности и информативности оценки подготовки слушателей резидентуры и качества образовательных программ;
4) создание условий для академической мобильности слушателей резидентуры;
5) обеспечение функционирования единого образовательного пространства Казахстана.
7. Типовые учебные планы специальностей резидентуры, в соответствии с положениями настоящего Стандарта, определяют совокупность требований к структуре, объему и содержанию образовательных программ резидентуры, нормативным срокам обучения и уровню подготовки слушателей резидентуры.
8. В рамках специальностей резидентуры медицинскими организациями образования и науки самостоятельно разрабатываются образовательные программы в соответствии с профессиональными стандартами, утверждаемыми в соответствии с пунктом 3 статьи 138-5 Трудового Кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года.
Образовательные программы ориентированы на результат обучения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
9. Результаты обучения формулируются на уровне всей образовательной программы, на уровне модуля, отдельной дисциплины и предполагают способности:
1) демонстрировать развивающие знания и понимание, полученные на уровне базового и высшего медицинского образования, которые являются основой или возможностью для оригинального развития или применения идей, в контексте практической деятельности и научных исследований;
2) применять знания, понимание и способность решать проблемы в контекстах и рамках более широких (или междисциплинарных) областей, связанных с изучаемой областью;
3) интегрировать знания, справляться со сложностями и выносить суждения с учетом этической и социальной ответственности за применения этих суждений и знаний;
4) продолжать обучение самостоятельно.
10. Требования к ключевым компетенциям выпускников резидентуры определяются типовой профессиональной учебной программой.
11. Уровень освоенных компетенций в рамках обязательного минимума и предлагаемого организацией образования и науки в области здравоохранения объема учебной нагрузки обеспечивается различными видами контроля (экзамен, промежуточная аттестация, итоговая аттестация).
12. Контроль учебных достижений слушателей резидентуры и оценка их по учебным дисциплинам или модулям ориентированы на итоговые результаты обучения и освоенные компетенции. Формы контроля учебных достижений обучающихся определяются организацией самостоятельно.
13. Лицам, завершившим обучение по образовательной программе резидентуры, присваивается квалификация врача специалиста по соответствующей специальности и выдается документ государственного образца.