Различают внутренний долг и внешний.




Внутренний долг — это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Он порождается бюджетными дефицитами, их долговым финансированием. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования. Вместе с тем, нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях, он может стать серьезной проблемой для экономики страны, так как наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала; государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с предпринимательским сектором, в результате чего ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов. Негативным последствием роста внутреннего долга является и увеличение суммы процентных выплат по нему. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте и, наоборот.

Чтобы последствия долга не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры: снижение инфляции, введение специальных налогов и секвестирования бюджета, т. е. пропорционального снижения расходов (на 5 или 10, 15% и т. д.) ежемесячно, практически, по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти. Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.).

Внешний долг — это задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран. Он может появиться по двум основным причинам:

а) в результате прямого заимствование средств у иностранных государств, частных компаний;

б) путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

Последствия внешнего долга для страны тяжелее, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнение ряда условий, которые «неудобны» для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит.

Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг:

– использование для погашения части долга золотовалютных резервов страны;

– переоформление краткосрочной задолженности в долгосрочную или отсрочка выплаты внешнего долга (с согласия кредитора).

 

3. Денежно-кредитная политика, как составная часть стабилизационной политики, включает в себя регулирование предложения денег, кредита и процентных ставок с целью контроля над совокупным спросом в экономике для стабилизации экономической активности.

Использование конкретных инструментов этой политики Центральным банком страны предусматривает решение двух главных проблем: недопущение или хотя бы минимизацию безработицы и инфляции.

Три инструмента денежно-кредитной политики:

1. Изменение нормы обязательных резервов (считается самым грубым инструментом): Если ЦБ сокращает норму обязательных резервов, он способствует росту кредита (объема предоставляемых ссуд коммерческими банками) и предложения денег. Если ЦБ увеличивает норму обязательных резервов, он способствует сокращению кредита и предложения денег.

2. Изменение учётной ставки процента – процентной ставки, под которую ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам (довольно грубый инструмент): Уменьшение учетной ставки способствует увеличению спроса коммерческих банков на кредиты ЦБ, что увеличивает кредит и предложение денег. Увеличение учетной ставки способствует сокращению спроса со стороны коммерческих банков на кредиты ЦБ, вызывая сокращение кредита и предложения денег.

3. Операции на открытом рынке - покупка или продажа ЦБ государственных ценных бумаг – наиболее часто используемый инструмент: Если ЦБ покупает у населения государственные ценные бумаги, растут резервы коммерческих банков, следовательно, увеличивается кредит и растет предложение денег. Если ЦБ продает государственные ценные бумаги населению, то сокращаются резервы коммерческих банков, сокращается кредит и предложение денег.

Так как использование перечисленных инструментов воздействует на предложение денег, они воздействуют и на процентные ставки. Если предложение денег растет, ставка процента падает и наоборот. Поэтому денежно-кредитная экспансия (политика, направленная на увеличение предложения денег, то есть стимулирующая политика) называется политикой «дешевых» денег. Сдерживающая денежно-кредитная политика (политика, направленная на уменьшение предложения денег) называется политикой «дорогих» денег.

Политика «дешевых» денег проводится на фазе спада, так как снижение процентной ставки способствует росту инвестиций, следовательно, растет совокупный спрос и уровень выпуска (доходов). Политика «дорогих» денег проводится в условиях инфляции спроса: повышение процентной ставки способствует сокращению инвестиций, сокращается избыток совокупного спроса, сокращается инфляция.

4. Социальную политику можно определить как систему мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются актуальными для современного цивилизованного общества. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывают новые перспективы для экономического развития и являются фактором экономического прогресса.

Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.

Объектом социальной политики являются общественные слои и поддержание стабильности их существования как необходимого условия для обеспечения устойчивого и эффективного развития государства в целом. Субъектами социальной политики наряду с государственными органами выступают различные институты гражданского общества. Важную роль играют профессиональные союзы, различные общественные объединения, а также негосударственные организации, занимающиеся экономической, культурной, образовательной, другой деятельностью. Субъекты социальной политики активно взаимодействуют в социальной сфере, определяют цели, задачи, приоритеты и нормативную правовую базу социальной политики, а также осуществляют действия по ее реализации.

Социальная политика охватывает вопросы труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, отдыха и охраны здоровья, социального обеспечения, социальной поддержки и защищенности населения. Она призвана противодействовать таким негативным явлениям, как безработица, резко выраженная социальная дифференциация, антиобщественные явления (преступность, наркомания, беспризорность и др.).

Стратегическими целями социальной политики являются:

· улучшение материального положения и условий жизни людей;

· обеспечение эффективной занятости работников и повышение их кон-курентоспособности на рынке труда;

· реализация на практике конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры;

· обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье;

· улучшение демографической ситуации и снижение смертности населения и др.

Социальная политика, проводимая различными страна­ми, многообразна. В ее рамках можно выделить ряд основ­ных направлений:

· политика доходов населения (уровень и качество жизни, потребительская корзина, благосостояние);

· политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата, нормирование и охрана труда, занятость, социальное партнерство, защита трудовых прав граждан);

· социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан (социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание населения);

· развитие отраслей социальной сферы (здравоохране­ния, образования, науки, культуры, жилищной сферы, фи­зической культуры и спорта);

· социальная защита отдельных групп населения (инвалидов, ветеранов, молодежи, семьи и т.д.);

· политика в области инфраструктуры социальной сферы (жилье, транспорт, дороги, связь, бытовое обслуживание);

· экологическая политика;

· демографическая и миграционная политика.

Все вышеперечисленные направления связаны между со­бой, что вызывает необходимость проведения сбалансиро­ванной социальной политики на основе выделения основ­ных приоритетов. Приоритеты социальной политики – это основополагающие направления целевых действий, ориен­тированных на решение наиболее значимых социальных проблем в конкретном пространственно-временном измере­нии. Это, по сути, содержание социальной политики, про­блемы, осознанные обществом как первоочередные задачи, и действия субъектов, ориентированные на их решение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: