НАШЕ СЧАСТЬЕ ДАЛ НАМ СТАЛИН 3 глава




Шесть последующих лет вплоть до начала Великой Отечествен­ной войны были для меня годами напряженной производственной и политической учебы. «Трехгорка» стала для меня большой школой, а коллектив трехгорцев — лучшим учителем. Все эти годы подготов­ляли меня к самому большому дню в моей жизни, и наконец этот день наступил: в 1940 году меня приняли в коммунистическую партию. Я почувствовал, что моя ответственность перед Рединой еще больше возросла.

Но вот грянула война, я ушел на фронт. Тяжело было расста­ваться с родной «Трехгоркой», с Москвой, но всех нас призывал долг перед Родиной.

Пять незабываемых лет пробыл я в рядах Советской Армии, не раз участвовал в боях и походах, много видел, много пережил. Служ­ба в строю, фронтовая обстановка, боевые традиции оставили во мне неизгладимый след. Я еще сильнее почувствовал любовь нашего наро­да к Родине, к великому Сталину, несокрушимую мощь страны со­циализма. Шли бои, а я уже мечтал, как после разгрома фашистских захватчиков вернусь на родную «Трехгорку» и с новыми силами возь­мусь за работу. Произошло это в 1946 году. Пришел я в тот же цех и в ту же бригаду, где работал.

* * *

Шестого июня 1949 года во втором ткацком цехе нашего комби­ната происходило производственное совещание всех трех смен жаккардного комплекта. Нашему совещанию суждено было стать началом большого движения, которое, как разлив полноводной реки, распро­странилось по всей стране. Это движение — соревнование за высокую культуру социалистического производства.

Конечно, все это началось не сразу. То, что зародилось на «Трехгорке», было подготовлено всем ходом социалистического сорев­нования. «Трехгорка» одной из первых подхватила почин Марии Волковой, ответила развертыванием движения многостаночников. Так же дружно откликнулся наш комбинат на призыв Александра Чут­ких, и скоро соревнование за бригады отличного качества разгорелось по всем цехам. Горячо поддержали трехгорцы и предложение Натальи Ярыгиной достичь, а затем и превзойти довоенный уровень произво­дительности оборудования. Ткачихи нашего комплекта решили превы­сить довоенную производительность оборудования на два процента и перевыполнили это обязательство. Наконец, «Трехгорка» энергично взялась за экономию сырья по примеру купавинских текстильщиц Марии Рожневой и Лидии Кононенко.

Однако опыт подсказывал мне, что в движении за лучшее ис­пользование техники и сырья, за высокое качество продукции не хватает еще одного важного звена — это борьбы за высокую культуру производства. Вот, собственно, в чем состояла основная идея моего предложения, с которым я выступил на производственном совещании 6 июня 1949 года.

Я долго вынашивал свою мысль, тщательно обдумывал, как сде­лать, чтобы культура на производстве стала достоянием всей нашей фабрики. «Трехгорка» должна стать предприятием высокой культуры социалистического производства.

* * *

Служба в армии, особенно на фронте, приучила меня, советского офицера, по-особому относиться к так называемым «мелочам», ко­торые на первый взгляд никакого значения в работе не имеют. Мно­го таких «мелочей» застал я в своем цехе, когда вернулся с фронта. Раньше я не обращал на них внимания, но после войны стал отно­ситься к ним уже по-иному.

Наблюдая работу ткачих, я заметил, что они не всегда одина­ково быстро и уверенно совершают свой маршрут между станками. В отдельных местах они вдруг замедляют шаг и идут осторожно, будто боясь споткнуться.

Разгадка оказалась простой: мешали выбоины в полу между станками. Мы немедленно потребовали исправить, пол. Шаг ткачих стал ровным, они уже не боялись оступиться и все внимание уделяли станкам.

Когда мы побывали в гостях у Чутких, я заметил, что у него в бригаде отлично освещены передний и задний планы рабочего ме­ста. У нас освещение было недостаточное.

Мы усилили освещение рабочего места, стали наводить чистоту. За нами сейчас же последовали другие бригады, потом вся ткацкая фабрика, затем весь комбинат.

Однажды из разговора с главным инженером одной ивановской фабрики я узнал, что у них средняя обрывность несколько ниже, чем у нас, на «Трехгорке». Оказывается, у нас плохо следили за увлажнением воздуха. Если воздух сух, пряжа пересушивается и чаще об­рывается. Ткачихе приходится затрачивать много энергии на ликви­дацию обрывов, да и брака получается больше.

Стоило наладить увлажнительную систему, как обрывность уменьшилась.

А вот еще «мелочь» — шкаф для помощника мастера. Очень важно, чтобы у меня и моих сменщиков всегда был под рукой нуж­ный инструмент, чтобы его не разбрасывали, не уносили, а потом не теряли времени на поиски. По моей просьбе администрация сделала для нас удобный шкаф. В этом шкафу — специальное отделение с выдвижными ящиками и полочками для инструмента и деталей, от­деление для одежды и других личных вещей, отделение для диспет­черского телефона. Теперь нужные нам инструменты или детали мы берем из определенного ящичка. Индивидуальные ящички сделали и для работниц. Это сберегло много рабочего времени, а сбереженное время — дополнительная продукция.

Когда мой шкаф был готов, возник вопрос об окраске. Я попро­сил покрыть шкаф светло-голубой краской. Мне возражали:

— Нельзя этого делать. Будут поминутно браться за шкаф грязными руками, он быстро испачкается.

— Вот потому-то и нужен светлый тон, — ответил я, — чтобы за шкаф брались только чистыми руками. Кто-кто, а ткач должен строго следить за чистотой рук. Он имеет дело с тканью и может запач­кать ее.

Однажды я попросил одного молодого помощника мастера по­казать мне свои руки. Юноша удивился, но показал. Они были в ца­рапинах и ссадинах.

— Спешишь, — сказал я. — Не годится это. Так из тебя хоро­шего помощника мастера не получится.

— Да откуда это видно, что я спешу?

— По рукам вижу, что торопишься. У хорошего мастера руки всегда чистые, без ушибов и порезов. Ничего не делай на скорую ру­ку. Внимательно смотри за станками, заблаговременно проверяй и прочищай. Тогда и суетни не будет и ткань получится добротная,

чистая.

Так шаг за шагом, нащупывая звено за звеном, мы создавали у себя в комплекте все необходимые условия для подлинной культуры на производстве, следовательно, для ритмичной, высокопроизводи­тельной работы.

Дело, разумеется, не обошлось без трудностей, хотя нас во всем поддерживают партийная и профсоюзная организации и дирекция комбината.

Труднее всего было переделать психологию некоторых рабочих, сломать привычку к старому, преодолеть недоверие к новому.

Взять такой вопрос, как внешний вид, опрятность самого рабо­чего. Забота о внешнем виде — это по сути забота о внутренней соб­ранности, дисциплине.

Я часто вспоминаю один из эпизодов фронтовой жизни. Наша часть обороняла город. Долгое время мы сидели в окопах, обноси­лись, загрязнились, а это отражалось и на настроении бойцов. И вот командование решило выдать всем новое обмундирование. Бы­ло приказано ежедневно бриться, регулярно менять подворотнички гимнастерок и чистить обувь. И мы словно переродились. Подтянув­шись внешне, мы стали веселее и бодрее. Казалось бы, это внешняя сторона дела, но она имела по существу глубокий внутренний смысл. Цель была достигнута — настроение у бойцов поднялось.

Так было и у нас на фабрике. Опыт показал, что когда человек приходит в цех в грязной одежде, он и работает не так как надо. Но уж если рабочий надел чистый костюм, он не потерпит грязи и бес­порядка вокруг себя и будет следить за чистотой станка и своего ра­бочего места.

Борьба за культуру производства — это не кампания, а постоян­ная кропотливая работа, которая не ограничивается только соблюде­нием чистоты.

Наша советская культура производства означает и правильную, хорошо налаженную технологию. Высокая культура производства — это умная, хорошо поставленная организация труда, механизация и автоматизация тяжелых и трудоемких работ, облегчающие труд. В этом направлении и развернули трехгорцы борьбу за производствен­ную культуру.

* * *

Часто меня спрашивают, хорошие ли у нас в бригаде станки. Я всегда отвечаю:

— У нас хорошие ткачихи.

И в самом деле, успех решают не станки, а люди, управляющие ими. Примером могут служить ткачихи нашего комплекта Александ­ра Штырова, Клавдия Желтова, Мария Графова. Недаром у нас го­ворят, что в работе они художницы. В их руках старые жаккардовые станки словно зажили второй жизнью.

Путь каждой из этих ткачих обычный для советской работ­ницы.

Александра Штырова пришла на «Трехгорку» пятнадцатилет­ней девочкой. Здесь же, на фабрике, работает ее отец Михаил Сер­геевич Штыров. Саша, как тепло называют Штырову, у нас на ком­бинате окончила школу ФЗО, потом курсы техминимума, затем шко­лу высокой производительности. Конечно, вначале у нее было ма­ло опыта, зато много настойчивости. Она училась у старых ткачих. У нее оказался хороший глаз и крепкая рука. Уверенно, ловко и без большого напряжения она начала работать на восьми жаккардовых машинах вместо шести по норме.

Однако молодой стахановке это казалось недостаточным. Она из­учала режим скоростей станков, сокращала время, затрачиваемое на операции, вырабатывала свои приемы смены и зарядки челнока. Вскоре она перешла на десять станков, потом на двенадцать, а через год вместе со стахановкой Зинаидой Меньшиковой работала уже на шестнадцати станках. У Штыровой, хотя она и молода, учатся теперь многие ткачихи. Ее имя занесено в книгу почета Министерства лег­кой промышленности. Она избрана депутатом Верховного Совета

СССР.

Много тысяч дополнительных метров ткани дала наша фабрика благодаря Александре Штыровой и ее последователям.

Любо смотреть и на работу Клавдии Желтовой. У нее каждый шаг продуман, каждая минута на учете. Она выполняет свои опера­ции быстро, ловко и красиво.

Я уже говорил, что важнейшее условие успешной работы ткачи­хи — это скорость. Клавдия Желтова, несмотря на молодость, освои­ла уже такие скорости, что по темпам работы приблизилась вплот­ную к нашим лучшим многостаночницам.

Отлично овладела техникой и ткачиха Мария Графова. У нее, как и у Штыровой, выработался свой твердый порядок в работе, свой стахановский стиль. Она приходит за двадцать—тридцать минут до начала смены, чтобы принять станки, проверить все вплоть до то­го, не попала ли капля масла «а пряжу. Ткачиха предыдущей смены еще работает, а зоркий глаз Марии уже побывал всюду. И если где произошла разладка или сработался початок, Графова сама налажи­вает дело, не считаясь с тем, что час ее работы еще не наступил. Именно так же через восемь часов поступит сменяющая ее подруга.

К ткачихам нашей бригады можно полностью отнести сталинские слова о том, что стахановцы — это люди культурные и технически подкованные, дающие образцы точности и аккуратности в работе, умеющие ценить фактор времени в работе, научившиеся считать вре­мя не только минутами, но и секундами.

С этими ткачами мы и начали соревнование сначала за работу на высоком уплотнении, а затем и за высокую культуру производства.

* * *

Когда в начале 1949 года по почину Александра Чутких нача­лось соревнование за звание бригад отличного качества, мы побыва­ли на Краснохолмском комбинате. Я и раньше был знаком с Але­ксандром Степановичем, встречался с ним на совещаниях и знал его как требовательного, волевого командира производства, поборника дисциплины и культуры.

Вся наша страна знает имя Александра Чутких. Знают его и далеко за пределами нашей Родины. Такую же широкую популяр­ность завоевали и многие другие новаторы социалистической про­мышленности: Волкова и Матросов, Кононенко и Рожнева, Борткевич и Быков. Они прославили себя своими делами, самоотверженным творческим трудом во имя любимой Родины.

Моя бригада внимательно ознакомилась с работой комплекта Чутких и решила включиться в соревнование за работу без брака. С января 1949 года мы стали давать только первосортные ткани.

Но вот прошло полгода, началось движение за звание бригады высокой производственной культуры и отличного качества. Начав­шись на «Трехгорке», это движение быстро распространилось по всей текстильной промышленности, а потом и по всей стране. Теперь уже Чутких, Ярыгина, Матросов и другие отвечали на наш призыв, как и мы в свое время откликались на их зов. У нас появились тысячи и тысячи последователей.

Наша цель была скромная — сделать свою родную «Трехгорку» образцовым, высококультурным предприятием. А вышло гораз­до лучше, чем мы предполагали. Тем радостней было сознавать, что крупица наших усилий принесла пользу Родине. Мы чувствовали себя как в бою. Словно сводку с фронта, читали мы сообщения о но­вых фабриках и заводах, включившихся в поход за культуру.

Успех движения за экономию, за высокое качество продукции не случаен. Он подготовлен всем ходом соревнования. А в активности масс — основа успеха всякого новаторского почина. Трудно перечис­лить все те организации, которые шли навстречу нашему предложе­нию и старались помочь его осуществлению. Такова сила коллектива.

Теперь мы можем уже говорить и о плодах нашей работы.

Чистота наведена во всех уголках комбината. Поднята на новую высоту культура управления. Все нити производства ведут в диспет­черский пункт. На всех мало-мальски значительных участках уста­новлены телефоны и лярингофоны. У каждого из нас под рукой те­лефонный аппарат. Кончилась беготня «вниз и вверх».

Упорядочены маслохранилища. Они похожи теперь на лаборато­рии. Вместо старой клееварки создана новая, отлично оборудованная, механизированная, блещущая чистотой. Реконструирован отбельный цех, процесс отбелки автоматизирован. Перестроен и красильный цех.

Полный переворот произошел в нашем фабричном транспорте. Нет прежних громоздких тележек с чугунными колесами. Их замени­ли легкие металлические тележки на шарикоподшипниках и на ре­зиновом ходу.

В цехах появились самоходы-чистители. Они автоматически производят обдувку верхних зон прядильных машин от пуха, этого бича текстильной промышленности.

Трудно перечислить все то важное и хорошее, что уже сделано на вашем комбинате. Благодаря усилиям коллектива наш комбинат превращается в предприятие образцовой производственной культуры. Но это, конечно, только начало. Теперь мы уже думаем о механиза­ции и автоматизации всех процессов производства в комплекте и на всем комбинате. Будут у нас станки-автоматы с различными совер­шенными приспособлениями вплоть до фотоэлементов. При меньшей затрате труда мы будем производить гораздо больше тканей, чем сейчас.

Наша производственная культура шагнет еще дальше, ибо нет предела творческому дерзанию советских людей.

* * *

У нас на «Трехгорке» побывало немало иностранных делегаций. Зарубежные текстильщики хотят понять, что заставляет советских рабочих заботиться о производстве, выступать застрельщиками новых высокопроизводительных методов труда.

Мы старались объяснить прежде всего главное: мы хозяева фаб­рик и заводов. При этом нами, людьми социалистического общества, руководят совсем иные мотивы, чем в буржуазном обществе. Для нас, советских людей, основная цель в жизни — процветание нашей Родины, строительство коммунизма. Это и есть советский животвор­ный патриотизм, в этом — стремление к высокопроизводительному труду. Хочется сказать словами одного из наших старейших ткачей, ветерана «Трехгорки» Ивана Васильевича Беликова, обращенными к молодым избирателям нашего комбината:

«Гляжу я на наших людей комбината и ясно вижу, почему они все так крепко трудятся. Не для личной наживы такой у нас слав­ный труд. Я сужу по себе. Лет мне уже немало. Мог бы и дома си­деть, пенсию получать, газеты почитывать, цветы разводить. А все же с «Трехгорки» не ухожу, не могу с ней расстаться, не могу жить

'без дела... Люблю труд, работа для меня самое важное, потому что это нужно для общества...

Вот это и есть та потребность в труде, без которой мы жить не можем».

Лакеи капиталистов расхваливают жизнь в буржуазном обще­стве, расписывают так называемый «западный образ жизни», трубят о «свободе личности». Но вот как выглядит этот хваленый образ жизни и эта «свобода личности», если отбросить словесную шелуху.

В газете «Труд» я прочитал письмо португальской работницы К. Больно было читать эти строки, говорящие об отчаянии, нищете и бесправии рабочего человека в капиталистической стране.

Работница К. работает^ ткачихой на одной из фабрик, где заня­то около тысячи человек, преимущественно женщин. Заработка ее едва хватает, чтобы жить впроголодь. Она может купить только не­много кислого хлеба из кукурузы с отрубями, рыбы и картошки. Не­которые рабочие питаются луком и хлебом да водянистой похлебкой, на большее нехватает. Значительная часть заработка уходит на опла­ту квартиры и на различные принудительные взносы. Одежду и про­дукты приходится покупать в рассрочку — значит, платить вдвое до­роже, потому что лавочники начисляют высокие проценты.

Ткачиха пишет, что социальное страхование, пенсия и медицинская помощь — это для них несбыточная мечта. Ее отец безработ­ный. Фабрика, где он работал, закрылась, потому что страна навод­нена американскими товарами... Голод, болезни, нищета — удел боль­шинства трудящихся.

Заканчивая свое письмо, ткачиха обращается к советским лю­дям:

«Ваша страна воодушевляет нас на борьбу, ваши песни напол­няют наши сердца надеждой, ваша преданность народному делу и ва­ши успехи вселяют в нас великую радость».

Так слова советской правды,- минуя все преграды, проникают даже в фашистский застенок.

Великая правда нашей советской жизни согревает сердца тру­дящихся всех стран, укрепляет в них веру в свои права, поднимает их на борьбу за свое счастье, за мир, против поджигателей новой: войны.

Как не похожа жизнь советских людей на то, что описывает португальская работница! Мы живем, не зная нужды, мы спокойны за себя, за будущее своих детей.

Труд в нашей стране — дело чести, доблести и геройства — ценится превыше всего. В связи со сто пятидесятилетием «Трехгорки» Родина наградила меня орденом Ленина, а затем за достижения на производстве я был удостоен Сталинской премии.

На заботу и отеческое внимание партии и правительства, я отвечу Родине, нашему любимому вождю и учителю Иосифу Виссарионовичу Сталину самоотверженным трудом, дальнейшим про­явлением новаторской инициативы.

У меня рождаются новые планы и мечты о еще большем повы­шении культуры производства. Я не сомневаюсь, что и моя личная мечта — завершить техническое образование — обязательно сбудется. В нашей стране мечты, как правило, всегда осуществляются.

Как-то одна из наших ткачих, Мария Чертова, сказала:

— А ведь, товарищи, коммунизм он уже совсем близко от­ нас!

Да, наш народ уверенно идет к коммунизму, своим творческим трудом приближает нас к светлому будущему человечества.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ВОРОШИН

Г. НЕЖЕВЕНКО,

токарь Одесского завода радиальных станков, лауреат Сталинский премии

 

ВЫСОКИЕ СКОРОСТИ

 

Еще совсем недавно за воротами нашего завода был пустырь, а теперь здесь раскинулся рабочий поселок, ясно наметились контуры будущей широкой улицы, в лесах и бетоне возвышается новый, строящийся цех. Скоро он вступит в строй. В начале этого года закон­чено строительство нового здания заводоуправления, и в нем удобно разместились конструкторское бюро, лаборатория, парткабинет, библиотека.

Наши конструкторы проектируют и создают замечательные станки, рационализаторы и изобретатели смело вводят новые усовер­шенствования и приспособления, облегчающие труд рабочих и повы­шающие их производительность.

Растет, быстро растет наш завод радиальных станков. Вместе с заводом растут люди, отлично понимающие, что без постоянной и упорной учебы нельзя полностью использовать чудесную технику, которой вооружила нас Родина. Не удивительно поэтому, что на на­шем заводе имеется много рабочих со средним образованием.

Культурный, образованный, хорошо знающий свое дело рабочий творчески осмысливает и двигает вперед технику.

Разве можно сравнить нашего советского рабочего с рабочим доре­волюционной России или рабочим любой капиталистической страны?

Мой отец, например, в совершенстве знал свое слесарное дело. До революции он работал в частной весоремонтной мастерской. Как-то однажды, помню, отец пришел домой очень озабоченным:

— Опять меня вызвал хозяин, — сказал он, — требовал, чтобы я обучил ученика. Обучу, конечно, — недобро усмехнулся отец, — но секрета своего не выдам. Секрет свой открою только сыну, когда он подрастет.

Разумеется, я еще не понимал тогда, о каком «секрете» идет речь. Это я понял много позднее, когда вырос и сам стал работать. Отец был хорошим мастером, и хозяину, конечно, очень хотелось, чтобы и другие в его мастерской работали так же быстро и ловко, как работал мой отец. Хозяину от этого — явная выгода, а рабочему — один ущерб.

Понятно, почему отец не хотел делиться с кем-либо своим опы­том. Товарищи по работе не осуждали отца, потому что они и сами так поступали. Ведь тогда каждый стремился быть вне конкуренции, чтобы застраховать себя от безработицы.

— Мастерство наше — хлеб наш, — говорили они. — А кто же по своей воле будет лишаться хлеба?

Никакой технической литературой мой отец не пользовался: она была недоступна большинству рабочих. Царский строй обрекал тру­дящиеся массы на политическое бесправие, нищету, на культурную отсталость. Да и могла ли пойти на ум книга, если отец работал от зари до зари и всегда приходил домой озлобленный и утомленный.

А сейчас в нашей стране рабочему предоставлены великолепные дворцы культуры, библиотеки, читальни,- красные уголки, техниче­ские кабинеты с литературой по всем отраслям науки и техники. Книга в большом почете у наших рабочих. И мы читаем не только технические книги, но и художественную литературу. Произведения классиков и советских писателей пользуются у нас большой популяр­ностью. Хорошее литературное произведение не только расширяет кругозор, но и учит преодолевать трудности, вдохновляет на борьбу за новые достижения в труде.

А ведь известно, что трудности всегда возникают, когда в про­цессе производства появляется новое. Вот, например, как зарожда­лось у нас на заводе движение скоростников. Еще два года назад на заводе только отдельные рабочие мечтали о скоростном точении и фрезеровании. Теперь же у нас девяносто скоростников. А давно ли нам, скоростникам, приходилось горячо спорить с предельщиками, которые, цепляясь за старое, пытались доказать, что в условиях на­шего завода невозможно применить скоростное резание! Вспомина­ются военные годы. Наш завод был эвакуирован на Восток. Мы выпускали сложные станки для промышленности. Как-то однажды меня вызвали к директору. До этого я три дня не уходил со своей бригадой с завода, заканчивая сложную и срочную работу. Когда начальник цеха утром сообщил мне, что после смены меня про­сят зайти к директору, я очень обрадовался: был вполне уверен, что мою работу одобрят. —

Но вышло совсем не так. Директор протянул мне мелко исписан­ный листок бумаги:

«Надо остепенить не в меру разошедшегося лихача, а то сегод­ня он в героях ходит, а завтра, глядишь, из-за него выйдет из строя ценный «ДИП-300».

Меня обвиняли в лихачестве. Предельщики «доказывали» дирек­тору, что повышение скорости резания будто бы пагубно отразится на станке.

— По таблице, — говорил механик, — полагается четыреста во­семьдесят оборотов шпинделя в минуту, а Нежевенко заставляет шпиндель вращаться со скоростью 780 оборотов в минуту. Это пре­ступление.

Он всячески стремился опорочить мой метод, защищая честь своей «таблицы».

Тяжелое чувство охватило меня. В то время в родной Одессе еще орудовал враг. На всех фронтах шли ожесточенные сражения. Родина переживала грозное время. А ко всему этому — личное горе: я получил страшное известие, что в оккупированном Первомайске фашисты зверски замучили мою мать.

Разве можно было оставаться спокойным? Имел ли я право ра­ботать по старинке? Для того ли меня оставили в глубоком тылу, чтобы я работал по «таблице», ниже своих возможностей?

Я не сдавался. Партийная организация и дирекция завода от­вергли нелепые обвинения предельщиков. Мой опыт получил широ­кое признание. Но это еще не было похоже на скоростное резание. И часто, беседуя между собой, рабочие говорили:

— Вот если бы резцы сделать более устойчивыми....

Эту задачу решил несколько лет спустя ленинградец Генрих

Борткевич. Как известно, он, изменив угол заточки резца, заставил станок работать во много раз производительнее.

А наши предельщики упорно продолжали свое:

— Оборудование у нас старое, изношенное. Мы многим рискуем, надо еще подумать...

Однако это нисколько не поколебало меня: я был твердо уверен, что стою на правильном пути. Да и партийная организация завода поддержала меня, откинув прочь пустые разговоры и «теории» о ка­ких-то особенных станках. С волнением приступил я к работе, чтобы доказать жизненность скоростного резания на нашем заводе.

...Еще раз проверено взаимодействие всех частей станка, под ру­кой все инструменты и приспособления. Устойчива и согласованна вся система: станок — приспособление—деталь. Готов действовать резец с отрицательным углом заточки. Наконец, включены невидан­ные ранее скорости. Быстро вращается деталь, и кажется, докрасна раскаленные металлические стружки, вылетающие вместе с вихрями искр из-под резца, только подгоняют ее, поторапливают. Сто метров в минуту... пятьсот... семьсот двенадцать.

Успех был полный. Но это было только начало. Ведь дело за­ключалось не только в том, чтобы самому поставить рекорд по ско­ростному резанию: важно было, чтобы и другие поняли и убедились, что ничего недоступного в этом нет, что пришло время перейти к высшему классу мастерства. Надо было увлечь других, утвердить это новое, способствующее дальнейшему усовершенствованию технологии и росту производительности труда.

Товарищ Сталин говорил, что стахановское движение «открывает нам тот путь, на котором только и можно добиться тех высших по­казателей производительности труда, которые необходимы для пере­хода от социализма к коммунизму и уничтожения противоположно­сти между трудом умственным и трудом физическим». И мы, совет­ские рабочие, прилагали и прилагаем все силы к тому, чтобы как мож­но шире развивалось стахановское движение, социалистическое со­ревнование. Об этом заботилась наша заводская партийная органи­зация.

У меня вошло в привычку после работы обязательно заходить в партийное бюро. Когда встречаются трудности, куда пойдешь? В парторганизацию. Когда радость какая, с кем разделить ее? Тоже со своими товарищами — коммунистами.

Во время одной из таких встреч с секретарем партбюро т. Алек­сеевым мы заговорили о стахановской школе скоростников. Органи­зации такой школы требовала сама жизнь.

— Думаю, Григорий Семенович, что руководить школой должен ты, — сказал мне секретарь партбюро.

Потом вопрос был согласован с дирекцией, инженеры мне мно­гим помогли, и стахановская школа скоростников начала работать.

Обычно собираемся мы вечерами у моего станка. После неболь­шого рассказа следует показ. Молодежь на практике учится, как лучше организовать рабочее место, как создать необходимые усло­вия для скоростного резания.

Иной рабочий, для того чтобы взять ключ или резец, останав­ливает станок и, нагнувшись к инструментальному ящику, роется в беспорядочно разбросанном инструменте.

У меня инструментальный шкафчик расположен так, что не нуж­но к нему нагибаться. Правая рука лежит на лимбе станка, левая достает из шкафчика нужный инструмент или приспособление, глаза же обращены к зажатой в патроне детали. В моем инструментальном шкафчике двадцать восемь полочек, каждая вещь имеет свое опреде­ленное место. Ощупью безошибочно я беру нужный инструмент.

Все это значительно экономит рабочее время, создает условия для высокопроизводительного труда.

Перейдя на резание со скоростью 500—700 метров в минуту, мне удалось сократить машинное время обработки деталей в пять—десять раз. Но вскоре я убедился, что само по себе скоростное резание, то есть резкое сокращение машинного времени, необходимого для обра­ботки детали, еще не дает нужного эффекта, если не сократить вспо­могательные операции, например на подвод резца для получения за­данных чертежом размеров, на промеры.

Как можно меньше движений! Сократить лишние операции! — вот на что должны быть сейчас направлены рабочая изобретательская мысль, смекалка.

Основательно и серьезно подумав над этим, я прежде всего изго­товил продольный лимб. Устройство его несложное. Лимб монтирует­ся на валике продольной подачи супорта станка. Когда у меня есть лимб продольной подачи, а также хорошо отрегулированный лимб поперечной подачи и надежно фиксированный поворотный резцедер­жатель, я могу работать уверенно, не опасаясь брака. Мне не прихо­дится каждый раз замерять обработанную деталь и останавливать для этого станок. Вспомогательное время сокращается до минимума.

Многие товарищи, которые наблюдали за моей работой, недо­умевали: «Как же это Нежевенко работает?! Вроде как на глазок!»

Но очень скоро за работу без брака дирекция завода доверила мне персональное клеймо ОТК. Теперь на всех токарных станках «ДИП» нашего завода установлены такие лимбы, и опыт скоростно­го резания металла получил большое распространение.

Но так же как один или несколько новаторов не могут сделать передовым целый завод, так и один завод, как бы хорошо ни ра­ботал, не может повысить производительность труда в масштабе це­лой отрасли промышленности или в масштабе всего города.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: