Культура Древнего Египта
Название «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос», сами египтяне называли свою страну «Та-Кемет», что означает Черная земля, т.е. по цвету почвы.
В Y тыс. до н.э. климат в Египте был более прохладным и долина Нила была практически полностью заболочена, за ее же границей находятся горы и пустыни. В IY тыс. до н.э. климат стал более жарким, болота в основном высохли, и эта земля была постепенно заселена людьми. Плодородие земель прямо связано с ежегодными разливами Нила, приносящими на поля плодородный ил, и, по словам Геродота, Египет – это «дар Нила». Стабильные урожаи способствовали росту земледельческих поселений, ряд из которых постепенно превратились в города; начала складываться система номов (их было порядка 40) – городов-государств, т.е. городов с прилегающей к ним сельскохозяйственной территорией. Затем наступает эпоха борьбы между номами, которая к концу IY тыс. до н.э. привела к образованию двух больших государств – Верхнего и Нижнего Египта. Борьба между ними окончилась около 3100 г. до н.э. победой Верхнего Египта, и Египет стал единым государством.
Периодизация истории Древнего Египта.
В настоящее время в истории Древнего Египта принято выделять следующие периоды:
Додинастический период: до 3100 г. до н.э.
Ранее царство: 32-28 вв. до н.э.
Древнее царство: 28-23 вв. до н.э.
Среднее царство: 23-18 вв. до н.э.
Новое царство: 1580-1085 гг. до н.э.
Позднее царство:1085-332 гг. до н.э.
В 715 г. Египет оказывается под властью эфиопских властителей, с 671 по 655 г. до н.э. – под властью Ассирии, а с 525 г. до н.э. – Персии. Но в 332 г. до н.э. Египет был завоеван Александром Македонским, а после его смерти и распада державы Александра Египет становится самостоятельным государством под властью Пталомея и затем его потомков. В 30 г. до н.э. Египет был завоеван римлянами, а после раскола Римской империи входит в состав Византии. Периодом же наивысшего расцвета и политического могущества является Новое царство, когда Египет по праву называют мировой державой.
|
По существу, Египет стал первым государством на Земле, первой великой, могущественной державой, первой империей, претендующей на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых покоилась верховная власть в Египте, были незыблемость и непостижимость.
Во главе государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальными ресурсами считался собственностью фараона. Религия в Древнем Египте требовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и после смерти. В Египте сформировалось представление о божественности фараона – он признавался сыном бога во плоти. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культуре Египта.
Религия Древнего Египта.
Религия Древнего Египта представляла собой сложное напластование верований, возникших в разное время и в разных местах. Древние египтяне обожествляли солнце, луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, различные силы природы. Особым объектом почитания стал царствующий фараон. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему.
|
Египетский пантеон.
Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одном из документов упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране. Общеегипетскими богами обычно становились местные боги какого-либо из номов, правители которого захватывали трон фараонов и основывали общеегипетскую династию, превращали свой ном в столицу всего государства.
Наиболее чтимыми верховными божествами были: бог солнца Ра, странствующий в небесной ладье по небесному небосклону; бог-творец Птах, по слову которого были созданы боги и весь мир; Осирис, олицетворение умирающей и воскресающей природы, владыка загробного мира, а также покровитель царской власти. Его сестра и супруга Исида понималась как богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства. Их сын бог Хор олицетворял небо и свет, считался защитником фараона. Богом мудрости и счета был бог Тот, богиня Сохмет воплощала могущественную силу, богиня Хатхор считалась богиней неба, любви и веселья.
В египетском пантеоне были представлены божества, олицетворявшие и абстрактные понятия, например бог познания Сиа, богиня справедливости и правосудия Маат.
Одной из характерных особенностей египетской религии является длительное сохранение пережитков древнейших верований, восходящих к фетишизму и тотемизму. Отсюда обычное для египтян представление своих богов в образах животных, змей, лягушек. Так, бог Апис – символ плодородия, почитался в образе могучего быка, богиня Сохмет – львицы, Тот – павиана, бог водной пучины Себек – крокодила, богиня Уаджет – олицетворение единства Верхнего и Нижнего Египта – змеи-кобры.
|
Постепенное изживание следов тотемизма привело к трансформации образов богов. Они стали изображаться в виде человека с головой того или иного животного или птицы. Кроме этого, появляются и новые формы олицетворения. Символом бога Ра стал высокий, слегка сужающийся кверху каменный столб – обелиск, верхушка которого покрывалась медью, а олицетворением бога Хора стал солнечный диск с распростертыми крыльями сокола, или божественный глаз как один из символов солнца.
Обилие богов, переплетение их функций заставило со временем жрецов упорядочить пантеон и установить определенные отношения между богами. Примером служит система, созданная гелиопольскими жрецами. Согласно их представлениям, сначала существовал бог Нун - первобытный водный хаос. Из него появился бог Атум (позднее превратившийся в бога Ра), который понимался в образе некоего холма, ставшего своего рода первичной твердью. Бог Атум-Ра создает из себя первую пару богов – Шу (воздух) и его жену Тефнут (влажность). От происходят бог земли Геб и богиня неба Нут, которые в свою очередь порождают Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Эти древнейшие божества объединяются в семью важнейших и изначальных богов – божественную девятку, так называемую Эннеаду, от которой и происходят все другие египетские боги и люди.
Подобных попыток было множество, изменялись имена божеств, иногда их объединяли в семьи, состоящие из бога-отца, богини-матери и бога-сына, так называемые триады (например, Осирис, Исида и Хор – абидосская триада).
Несмотря на все усилия упорядочить и привести в стройную систему многочисленных богов, до конца этого сделать не удалось, вплоть до конца существования Древнего Египта.
Особую роль играл культ царствующего фараона. Согласно учению жрецов фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например, Ра, и земной матери фараона. На земле фараон-бог правил как воплощение Хора, но после смерти фараон становился лишь богом и отождествлялся теперь с Осирисом. Как и всякое божество, фараон имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения и т.д. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежащего могучего льва с головой человека, которому придавалось портретное сходство с фараоном.
Религиозная реформа Эхнатона.
По мере укрепления централизованного государства, общеегипетской экономики, социального и культурного сплочения Египта в египетском пантеоне начинают возникать идеи единого Божества, творца, создателя мира и людей. Наиболее полно концепция единого божества была сформулирована при Эхнатоне. По его повелению, единым и недилимым творцом мира был объявлен Атон, изображавшийся в виде солнечного диска, от которого расходятся руки-лучики, дарующие людям свет и жизнь. Культы других богов если не уничтожались, то рассматривались как проявление единого божества. Атон не имел теперь ни супруги, ни детей, а стал неким абстрактным божеством. Поскольку Атон рассматривался как единое божество, другие боги потеряли законное право на существование рядом с ним. По приказу Эхнатона имена других богов уничтожались, им не приносились больше жертвы. Однако концепция единого божества не была принята в Египте, и после смерти Эхнатона религия Атона была отменена. Но важность данной реформы состояла в том, что идея монотеизма оказалась сформулированной в египетской религиозной мысли.
Заупокойный культ.
В египетской религии большое место занимал заупокойный культ. Его основой было сформировавшееся у египтян понимание сущности природы и предназначения человека, которые и предопределяют его жизнь. Согласно этим представлениям каждый человек есть синтез трех основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника («ка») и его души («ба»). Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие. А раз так, то возникает проблема сохранения тела. Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице. Только в этом случае рядом с мумией может находиться «ка» и «ба» человека. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни. Стены гробниц расписывались сценами земной жизни и быта, начиная от вспашки полей и заканчивая пиршествами. Для выполнения необходимых работ в загробном мире в гробницу клали специально изготовленные фигурки людей - слуг, работников, которые назывались «ушеби».
По представлениям древних египтян посмертное блаженство можно получить не за добрые дела и праведную жизнь на земле, а благодаря соблюдению некоторых обрядов заупокойного культа.
Во времена Нового царства была сделана попытка развить этический элемент в заупокойном культе и стала разрабатываться идея о загробном воздаянии за земные поступки. В одной из глав знаменитой «Книги мертвых» подробно излагается процедура загробного суда в виде взвешивания сердца умершего на весах перед Осирисом. Человек рассказывает о своих земных свершениях а бог Тот и богиня Маат взвешивают его сердце, проверяя правильность слов умершего. Если умерший вел неправедную жизнь, то его бросают в пасть чудовища, если праведную – он попадает на благодатные поля Иалу, где проводит вечную беспечальную жизнь.
Однако этический момент в египетской религии был выражен еще слабо и не получил дальнейшего развития. Вместе с тем, продолжение грандиозных строительств дворцов, гробниц, храмов стимулировало дальнейшее развитие художественного творчества.
Письменность.
Нередко на стенах гробниц росписи сопровождались определенной системой знаков, что свидетельствует об овладении египтянами языка и создания своей не на что не похожей письменности.
Египетская письменность зародилась в конце IY тысячелетия до н.э., прошла длительный путь формирования и как развитая система сложилась ко времени Среднего царства. Ее исходной основой было рисуночное письмо, пиктография, в котором каждое слово или понятие изображалось в виде соответствующих рисунков. С течением времени по мере усложнения управления, необходимости более частого применения письма для различных нужд рисуночные знаки стали упрощаться.
Египетская письменность составлялась из определенного набора знаков, передающих звуки произносимых слов, символов и стилизованных рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий. Такие письменные знаки получили название иероглифов, а сама письменность – иероглифики. К середине II тыс. до н.э. наиболее употребительных иероглифов насчитывалось около 700, а в греко-римскую эпоху – несколько тысяч.
Постепенно на основе старой иероглифической письменности вырабатывается скоропись, известная позднее как иератическое письмо.
Материалом для написания иероглифов служили: камень, глиняные черепки, дерево, кожаные свитки. Широкое применение получил папирус. Папирусная бумага изготавливалась из специально приготовленных стеблей растения папирус, в изобилии произраставшего в заводях Нила. Отдельные листы папируса склеивали в свитки, длина которых достигала нескольких метров, но известны свитки и в 20 и в 45 метров. Писцы писали обычно кисточкой, изготавливаемой из стебля болотного растения каламус, один конец которого писец разжевывал. Смоченную в воде кисть обмакивали в красные и черные чернила. Обучение письму проводили в специальных школах было доступно лишь представителям господствующего класса.
Древнеегипетская литература.
Наиболее древние египетские тексты дошедшие до нас – это молитвы богам и хозяйственные записи. А литература Древнего Египта представлена различными жанрами – это поучения царей и мудрецов своим сыновьям и ученикам, множество сказок о чудесах и чародеях, повести, жизнеописания сановников, песни, заклинания.
Одно из самых известных сочинений древнеегипетской литературы – «Беседа разочарованного со своей душой ». Человек, разуверившийся в смысле жизни, начинает искать смерти. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства и уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь. Душа советует сполна насладиться земным бытием: «Радуйся, пока ты здесь».
Примером повествовательной литературы является «Отчет Унуамона» о его путешествии по поручению фиванского верховного жреца в финикийский город Библ за лесом для храмовой ладьи. Унуамон подробно и живо рассказывает о своих злоключениях, не забывая давать и волнующие описания природы.
Научные знания.
Наука являлась важнейшей частью египетской культуры: без научных знаний невозможно было нормальное ведение хозяйства, военное дело, управление страной.
Древние египтяне умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, высчитать вместимость корзины, величину кучи зерна, площадь круга, поверхность полушария и шара, рассчитать объем пирамиды.
Египтяне научились точно определять сроки посева, вызревания и жатвы зерна. Они создали точный календарь, построенный на наблюдении за небесными светилами. Началом года был день восхода самой яркой звезды – Сириуса. Весь год состоял из 365 дней, делился на три сезона, в каждом по 4 месяца. Египтянами также был создан точный каталог звезд и карты звездного неба. Примерно тогда же были изобретены древнейшие в человеческой истории часы - водяные и маленькие карманные или нашейные часики.
Значительные успехи наблюдались и в медицине. Развитию медицинской науки способствовал обычай мумификации трупов, во время которого жрецы и врачи могли изучать анатомию человеческого тела и его внутренние органы. Достижением древнеегипетской медицины можно считать учение о кровообращении и сердце как главном его органе. Египтяне установили связь между повреждениями головного мозга и расстройством функций частей тела, например, нижних конечностей. Уже в древнейший период была развита специализация врачей: различались врачи утробные, глазные, зубные. При раскопках гробниц были найдены разнообразные хирургические инструменты, что позволяет сделать вывод о широком развитии хирургии. Египтяне обобщали и систематизировали свои знания в области медицины - сохранилось до настоящего времени несколько лечебников, содержащих подробные инструкции, как лечить раны, переломы и т.д.
Ко II тыс. до н.э. относятся и древнейшие дошедшие до нас географические карты – на одной из них дан подробный план золотых рудников в Восточной пустыне.