Таблица 2.
№ темы | Устный опрос | Письменные работы | Итого количество баллов | |
ответ на семинаре | лабораторная работа | тест | ||
Модуль 1 | ||||
1.Вводная лекция | 0-5 | 0-10 | 0 - 10 | |
2. Теория жанра рецензия | 0-5 | 0-10 | 0 - 10 | |
3. Анализ художественного произведения | 0-10 | 0-10 | ||
Всего | 0-10 | 0-10 | ||
Модуль 2 | ||||
1. Способы убеждения в рецензии (1) | 0-10 | |||
2. Способы убеждения в рецензии (2) | 0-10 | |||
3. Личность рецензента | 0-10 | |||
Всего | 0-30 | |||
Модуль 3 | ||||
1. Журналистская картина мира | 0-10 | 0-5 | ||
2. Метафора в рецензии | 0-10 | 0-5 | ||
Всего | 0-20 | 0-10 | ||
Итого | 0-30 | 0-50 | 0-20 | 0 – 100 |
Планирование самостоятельной работы студентов
Таблица 3.
№ | Модули и темы | Виды СРС | Неделя семестра | Объем часов | Кол-во баллов | |
обязательные | дополнительные | |||||
Модуль 1 | ||||||
1.1 | Вводная лекция | Написание теста, работа с источниками | 1-2 | 0-5 | ||
1.2 | Теория жанра рецензия | Написание теста, работа с источниками | 3-4 | 0-5 | ||
1.3 | Анализ художественного произведения | Написание теста, работа с источниками | 5-6 | 0-5 | ||
Всего по модулю 1: | ||||||
Модуль 2 | ||||||
2.1 | Способы убеждения в рецензии (1) | Написание рецензии | Подготовка доклада | 7-8 | 0-5 | |
2.2 | Способы убеждения в рецензии (2) | Написание рецензии | Подготовка доклада | 9-10 | 0-5 | |
2.3 | Личность рецензента | Написание рецензии | Подготовка доклада | 11-12 | 0-5 | |
Всего по модулю 2: | ||||||
Модуль 3 | ||||||
3.1 | Журналистская картина мира | Работа с источниками | 13-14 | 0-5 | ||
3.2 | Метафора в рецензии | Работа с источниками | 15-16 | 0-5 | ||
Всего по модулю 3: | 0-10 | |||||
ИТОГО: | 0-40 |
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Таблица 4.
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||||||
1.1 | 1.2 | 1.3 | 2.1 | 2.2 | 2.3. | 3.1 | 3.2 | ||
1. | Аналитика в печатных СМИ | + | + | + | + | + | |||
2. | Художественно-публицистические жанры в прессе | + | + | + | + | + | |||
3. | Литературная критика | + | + | + | + | + | |||
4. | Лицо современной прессы | + | + | + | |||||
5. | Основы рекламы и паблик рилейшенз | + | + | + | |||||
6. | Краеведение и СМИ | + | + | + |
Содержание дисциплины.
Тема 1. Вводная лекция.
Определения понятия «искусство». Цель, предмет, функции и виды искусства. Предметно-тематическое поле понятия «культура». Аксиология, как составная часть искусствоведческих наук. Характер взаимоотношений журналистики, культуры и искусства. Журналистика об искусстве. Структура министерства культуры РФ. Базовое законодательство в сфере культуры. Содержание и структура культуроформирующих функций журналистики по концепции В.В. Перевалова. Типологическая характеристика печатных изданий, специализирующихся на культурной тематике: «Литературная газета», «Культура» и «Новые известия». Система рубрик как показатель тематических предпочтений.
Тема 2. Теория жанра рецензия.
Рецензия с точки зрения журналистики и литературоведения: точки пересечения. Рецензия в классификациях журналистов (А.А. Тертычный, Л.В. Кройчик, В.В. Учёнова, Л. Шибаева). Определение жанра и его особенностей. Композиция и заголовок рецензии. Эпиграф как факультативный элемент рецензии. Тематические разновидности рецензии (книжная, театральная, музыкальная, кино-рецензия и рецензия на фестиваль и выставку). Особенности обзора печати как разновидности жанра. Феномен ресторанной критики. Гипертрофия рекламной функции в специализированных глянцевых журналах (на примере «Bar news» и «Гастрономические ведомости»).
Тема 3. Анализ художественного произведения.
Соотношение понятий «художественный образ» и «произведение искусства». Познавательные возможности восприятия. Описание и анализ художественного произведения в концепции Н.А. Яковлевой. Механизм и законы художественного восприятия (рецепция) по мысли Ю.Б. Борева. Жанрово-тематическое разнообразие материалов о культуре
Тема 4. Способы убеждения в рецензии (1).
Смысл стратегии убеждения применительно к средствам массовой информации. Оценочность как основная текстовая категория жанра. Оценочность на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях текста. Стилистическая тональность текста как способ воздействия на адресата: дискредитация, речевое одобрение и подчеркнутая объективность. Общеупотребительные тактики убеждения. Специальные тактики убеждения в рецензии.
Простые и сложные виды высказываний в аналитическом тексте. Сложные высказывания: отрицание («не», «неверно, что»), конъюнкция («и»), дизъюнкция («или»), импликация («если…, то»), эквивалентность («…, если и только…»); категоричные («все», «некоторые»), модальные («возможно», «запрещено», «хорошо» и т.д.).
Тема 5. Способы убеждения в рецензии (2).
Приемы, повышающие аргументативный потенциал текста: диалогизация, вопросно-ответные комплексы, зарисовка, обращения, цитация, мы-высказывания, плюрализм мнений, особенности композиции текста. Фигуры речи, способствующие увеличению персуазивности текста: градация, анадиплосис («удвоение»), сравнение, графон. Цифровые обозначения в аналитическом тексте как форма факта и убеждение посредством числа. Образы, созданные посредством числа и «феномен Пиаже» (сравнение предметов по внешнему признаку без учета их структуры). Прямое и косвенное доказательство (следствия, противоречащие фактам; доказательство через исключение; логическое противоречие; приведение к абсурду) в структуре аналитического текста. Использование индукции, дедукции и аналогии в целях убеждения реципиента.
Тема 6. Личность рецензента.
Автор как стилеобразующая категория текста (концепция Г.Я. Солганика). Позиция автора как социально-оценочное отношение к фактам, явлениям, событиям (концепция Л.Г. Кайды). Шкала ценностей как выражение авторской позиции (теория Н.И. Клушиной). Классификация журналистов О.Б. Сиротининой по типу речевой культуры (носители полифункционального, среднелитературного и литературно-жаргонизирующего типа). Проблема соотношения индивидуального стиля (концепция М.Н. Кима) и языковой личности (концепция Ю.Н. Караулова) рецензента. Творческая индивидуальность в понимании И.М. Дзялошинского.
Тема 7. Журналистская картина мира (ЖКМ)
Мышление как биологический процесс, язык с точки зрения медицины. Основные версии соотношения языка и мышления. Процесс осмысления сообщения. Неоднозначные фразы, неясные и неточные понятия, индексные слова, гипостазирование. Истина – проблема лингвистическая (идеи А. Болинждера). Понятие «картина мира», введенное М. Хайдэггером. Сосуществование языковой, художественной, научной и журналисткой картин мира. Особенности ЖКМ по В.Д. Мансуровой. Виртуальность как неотъемлемое качество ЖКМ. ЖКМ в России начала 21 в.: жаргонизация, варваризация, бюрократизация, стереотипизация, карнавализация, десемантизация, специфическая манера речи, проявляющаяся в интонации и агрессивности (по А.Б. Бушеву).
Тема 8. Метафора в рецензии
Теория метафоры. Процесс метафоризации (результаты эксперимента). Метафоры, которыми мы живем (теория Дж. Лакоффа, М. Джонсона): ориентационные, онтологические и структурные. Функции метафоры в СМИ по А.П. Чудинову. Анализ метафоры, построенной на восприятии цвета, звука, запаха, вкуса, температуры по А.Н. Григорьевой. Понятие синестезии и её отличие от полимодальности. Функции метафоры в рецензии. Развернутая метафора как авторская концепция.
Планы семинарских занятий.
Семинарские занятия учебным планом не предусмотрены.