Былины. Летописи. Жития (6 часов)




Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы Министерства образования и науки РФ «Начальное общее образование», авторской программы В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, М. В. Головановой «Литературное чтение», рекомендованных Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, авторской программы Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпина «Русский язык», рекомендованной Министерством образования и науки РФ для классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы.

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

– воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

– развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

– учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление обучающихся;

– формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение обучающихся и ассоциативное мышление;

– развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

– формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

– обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

– формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

– обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

– расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

– обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

– работать с различными типами текстов;

– создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Коррекционная направленность программы осуществляется формированием речевой культуры через систему целенаправленной работы по развитию, совершенствованию и обогащению коммуникативной стороны речи, усвоением приемов умственной деятельности.

На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические коррекционные задачи:

– преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу «Обучение грамоте и развитие речи», формирование правильного слогового чтения;

– формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;

– формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;

– развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;

– преодоление недостатков в развитии речи обучающихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;

– развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;

– привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения.

Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения – формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения – постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения – наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), обучающиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении; разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература.

Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей.

Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8–10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Тематика чтения определяется содержанием комплекта учебников, «Школа России». Она включает произведения устного народного творчества, художественные произведения для детей отечественных и зарубежных писателей и поэтов прошлого и современности. Произведения для чтения на каждом этапе обучения должны быть доступны по объему, содержанию и лексико-грамматической структуре.

Работа над текстом начинается с первого года обучения. Дети учатся отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих наблюдениях в связи с прочитанным; в последующие годы формируется умение сравнивать то, что они узнали из текста, с собственным опытом, наблюдениями и ранее прочитанными произведениями. Обучающиеся овладевают умением сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно определять главную мысль произведения.

Учитель постепенно, поэтапно переводит детей, имеющих задержку психического развития, от умения работать над текстом с помощью педагога к умению работать самостоятельно. В первый год обучения необходимо сформировать у ученика умение делить текст на части по вопросам, затем делить текст на законченные по смыслу части и участвовать в коллективной работе по озаглавливанию частей для составления плана. Далее самостоятельно делить текст на части с помощью учителя, затем самостоятельно составлять план прочитанного.

В работе над текстом предусматривается также постепенное формирование у обучающихся умения сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно передавать содержание прочитанного и иллюстраций к нему, выполнять краткий и выборочный пересказ; на первоначальном этапе подбирать в тексте слова и выражения, характеризующие действующих лиц, составлять рассказ о персонаже, затем сопоставлять несколько персонажей из одного или нескольких рассказов.

На протяжении изучения курса «Литературное чтение» учитель систематически обращает внимание обучающихся на синонимы, образные выражения, фразеологические обороты; создает условия для обогащения ими активного словаря обучающихся.

В программу введено в порядке пропедевтики требование практического накопления элементарных сведений по теории литературы: средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры – без употребления терминов).

Программа предусматривает обучение детей элементарному анализу художественных произведений, практическому умению различать сказку, рассказ, статью, стихотворение, басню. Учителю необходимо опираться на детальный и глубокий анализ содержания, выявлять разнообразные взаимосвязи и взаимозависимости, помогать детям приобретать новые знания, выяснять значимое и существенное в тексте, его художественную направленность, так как дети с задержкой психического развития испытывают трудности в установлении причинно-следственных и временных связей, не умеют самостоятельно почерпнуть из текста новую для них информацию, ограниченно понимают средства художественной выразительности.

Важным условием в работе над текстом является создание ярких представлений о предметах, явлениях и событиях, описанных в тексте с опорой на собственный чувственный опыт ребенка, на непосредственные наблюдения. Поэтому особое значение приобретает проведение специальных экскурсий. Для формирования и развития творческого восприятия и воображения, оценочного личностного отношения к прочитанному необходимо использовать «словесное рисование картин» к тексту, творческое дополнение и изменение сюжетных линий произведения, создание сказок, умение оценивать поступки героев, что усиливает воспитательное воздействие произведений через эмоциональную отзывчивость.

В 4 классе на изучение литературного чтения отводится 102 часов (3ч в неделю, 34учебные недели). C учётом календаря праздничных дат, расписанием учебных занятий школы, годового учебного графика программа будет пройдена за 99 часов. В связи с этим в рабочую программу внесены следующие изменения: раздел «Зарубежная литература» сокращён на 3 часа за счёт часов, отведённых на повторение и обобщение.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Былины. Летописи. Жития (6 часов)

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Житие Сергия Радонежского».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: