Диспансеризация представляет собой стройную систему динамического наблюдения за состоянием здоровья населения и является одним из важнейших методов работы женской консультации.
В соответствии с «Инструктивно - методическими указаниями по диспансеризации гинекологических больных» диспансерному наблюдению подлежит все женское население с той или иной выявленной патологией. Эти указания должны быть положены в основу работы всех врачей амбулаторно-поликлинических учреждений.
Акушерско-гинекологическая помощь занимает в системе здравоохранения исключительно важное место. К числу последних относится не только умение использовать наиболее эффективные современные методы и средства профилактики, диагностики и лечения, но настоятельная необходимость повседневного соблюдения этических норм советского медика, работающего в области охраны здоровья женщины, матери, ребенка.
Работа медицинского персонала акушерско-гинекологических учреждений направлена на укрепление здоровья женщины во все периоды ее жизни и предупреждение возможных осложнений и заболеваний, свойственных только женскому организму. К числу важнейших задач, стоящих перед медицинским персоналом указанных учреждений, относятся: обеспечение благоприятного исхода беременности и родов для матери и плода — рождение здорового ребенка при сохранении здоровья матери; предупреждение гинекологических заболеваний, в том числе и путем снижения числа искусственных абортов; оказание женщинам амбулаторной и стационарной медицинской помощи при гинекологических заболеваниях; повышение санитарной культуры всего населения и прежде всего женщин в области охраны их здоровья, охраны материнства и детства; пропаганда здорового образа жизни; активное участие в проведении мероприятий, направленных на улучшение условий труда и быта женщин.
Акушерско-гинекологическая помощь является массовой, ее оказывают всем нуждающимся в ней женщинам, проживающим как в городах, так и в сельских местностях различных регионов нашей страны. Все без исключения женщины в период беременности находятся под диспансерным наблюдением акушеров-гинекологов и акушерок; всем беременным женщинам обеспечивается возможность проведения родов в условиях акушерского врачебного стационара; все гинекологические больные получают амбулаторную, а при необходимости и стационарную помощь. Вместе с тем акушерско-гинекологическая помощь во многих случаях является неотложной, что диктует необходимость обеспечения в родильных домах или в акушерско-гинекологических отделениях больниц постоянной готовности к проведению экстренных оперативных пособий и вмешательств.
Лечебно-профилактическую помощь беременным, роженицам, родильницам и гинекологическим больным оказывают родильные дома, акушерские и гинекологические отделения больниц, консультации, входящие в состав других медицинских учреждений, а в сельских местностях, кроме того, - амбулатории, фелъдшерско-акушерские пункты и временно существующие в отдельных районах колхозные родильные дома.
Эффективность деятельности акушерско-гинекологических учреждений во многом зависит от создания и постоянного соблюдения в них лечебно-охранительного режима, осуществление которого требует выполнения комплекса разнообразных санитарно-гигиенических, противоэпидемических и другого рода мероприятий. В соблюдении лечебно-охранительного режима в учреждениях данного профиля первостепенное значение имеет общая и специальная медицинская культура. Сюда следует отнести и надлежащее отношение персонала к обслуживаемым женщинам, и здоровый климат в самом коллективе медицинских работников, и в значительной степени внешний вид учреждения, начиная с его территории, различных вспомогательных помещений и т.д. Такой режим представляет собой систему мероприятий, обусловливающих хорошее настроение у больных, создающих доверие к персоналу и предупреждающих или устраняющих отрицательные эмоции, что не может не способствовать благоприятному исходу как беременности, так и родов.
Особенности акушерско-гинекологической помощи во многом определяют взаимоотношения медицинского персонала со своими пациентками. Прежде всего надо отметить, что каждая женщина, идя на прием к акушеру-гинекологу, испытывает известное смущение, неловкость, чувство стыдливости, а иногда и страха. Наиболее ^ выражено это бывает у молодых нерожавших женщин, особенно в С тех случаях, когда их лечащим акушером-гинекологом является мужчина, тем более молодого возраста. В подобных переживаниях женщины, обратившейся к акушеру-гинекологу, нет ничего удивительного в связи с особенностями гинекологического исследования, существенно отличающегося от исследований, производимых терапевтом, хирургом или врачами другой медицинской специальности. Для женщины это, как правило, неприятная, порой «страшная» и даже болезненно переносимая процедура. Иногда даже не сам осмотр, а необходимость подвергнуться гинекологическому исследованию вызывает у отдельных пациенток значительное эмоциональное напряжение. Этого медицинским работникам акушерско-гинекологических учреждений забывать нельзя. В практической работе должно быть продумано и обеспечено все возможное для того, чтобы сделать гинекологическое исследование для женщины наиболее щадящим.
Само исследование женщин должно проводиться максимально бережно и безболезненно. При необходимости следует предварительно поговорить с пациенткой, успокоить ее. В обеспечении охранительного режима многое зависит не только от врача, но и от работающей вместе с ним акушерки. Именно она должна помочь женщине лечь на гинекологическое кресло. Присутствие акушерки в кабинете врача во время гинекологического приема обязательно. Помимо того что она помогает врачу в работе, ее присутствие успокаивает пациентку.
Акушера-гинеколога посещают женщины различного возраста, и причины их обращения также чрезвычайно разнообразны, поэтому оказываемая лечебно-профилактическая помощь, а также направленность рекомендаций и стиль их изложения будут далеко не одинаковы.
Так, например, в задачу акушера-гинеколога (акушерки) входит раннее привлечение в женскую консультацию молодоженов. Целенаправленная воспитательная работа с ними во многом определяет предупреждение аборта при непланируемой ими беременности. Совершенно очевидно, что противоабортная пропаганда и рекомендация применения противозачаточных средств должны вестись среди указанного контингента женщин в особо деликатной форме. Весьма часто пациентками акушера-гинеколога являются молодые здоровые женщины, находящиеся в преддверии материнства.
Необходимость сохранения врачебной тайны играет особую роль в деятельности сотрудников учреждений акушерско-гинекологического профиля. Тайны, доверяемые женщинами акушерам-гинекологам (акушеркам), весьма разнообразны по содержанию. Пациентки нередко стремятся сохранить тайну не только от посторонних лиц и знакомых, но чаще всего и прежде всего от близких родственников, особенно от мужей. Последнее может касаться наличия у женщины в прошлом беременностей, предстоящей или совершенной в прошлом операции на половых органах и т.д. Медицинский персонал всемерно обязан выполнить эти желания. Деонтологические требования не могут быть идентичными для персонала различных типов акушерско-гинекологических учреждений и даже для персонала отделений одного и того же учреждения.
Ответственность за всю работу медицинского персонала лечебно-профилактического учреждения, и в частности за соблюдение им принципов медицинской деонтологии, несут руководители учреждений, а также заведующие отделениями и лабораториями. Они призваны повышать профессиональный уровень подчиненного им персонала, расширять его кругозор и прививать такие морально-этические качества, как скромность, простота в обращении, вежливость, сострадание к больным и справедливость по отношению к товарищам по работе.
В деонтологическом воспитании персонала особое значение имеет рассмотрение на служебных совещаниях заявлений и жалоб женщин или их родственников на недостатки в работе медицинского учреждения, которые чаще всего возникают не только в результате недостаточной квалификации персонала, но и из-за нерадивого отношения медицинского работника к своим обязанностям, неумения контактировать с больными или посетителями, а порой из-за явного антидеонтологического поведения.
При деонтологическом воспитании врачей, акушерок, медицинских сестер и младшего медицинского персонала могут использоваться различные материалы служебно-инструктивного, юридического, исторического характера и т.д. К числу таких материалов относятся прежде всего законодательные акты, устанавливающие права и обязанности советских граждан вообще и медицинских работников в частности, а также правительственные постановления по охране здоровья населения и особенно по охране материнства и детства.
Современный этап развития здравоохранения ознаменован подготовкой к введению системы диспансеризации всего населения. Ведущей фигурой в осуществлении этого принципа, в обеспечении лечебно-профилактической помощью женщин различного возраста - от подросткового до старческого — является врач женской консультации. В связи с этим мы сочли целесообразным начать разбор специальных аспектов гинекологической деонтологии применительно к работе женских консультаций.
Акушерская деонтология.
Основные положения - мораль, этика.
Мораль - нравственные нравы.
Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль.
Деонтология - в переводе общее учение, т. е. наука о должном.
Это свод законов, свод методик, направленных к тому, чтобы принести пользу больному.
Основные положения:
1. взаимоотношения врача и больного;
2. взаимоотношения врачей и средних медработников;
3. взаимоотношения сестёр, акушерок друг с другом;
4. взаимоотношения средних мед.работников и общества.
Основы акушерской деонтологии:
В ж. к. понять душевное состояние женщины. Внимательность, чуткость.
Методы убеждения.
В искусство мед.работника включает такой элемент, как молчание, там, где это необходимо. Четкое выполнение назначений. Клятва Гиппократа - «никогда не стыдись спросить, не знать еще стыднее».
Полное обезболивание манипуляций.
Выводы.
Данная лекция отражает этапы развития науки, роль отечественной акушерско-гинекологической науки, организацию гинекологической помощи, ее этапы, этику и деонтологию медицинского работника, роль и место акушерки в лечебно-профилактическом учреждении.
Студент должен знать:
1. историю развития акушерско-гинекологической науки;
2. организацию акушерско-гинекологической помощи;
3. этику и деонтологию медработника.
Студент должен понимать: роль акушерки в системе отечественного здравоохранения.
Студент должен быть проинформирован: о достижениях отечественного здравоохранения акушерско-гинекологического профиля.
Вопросы для самоконтроля.
1. Основоположники акушерско-гинекологической науки.
2. Развитие гинекологии в Украине.
3. Организация гинекологической помощи в Украине.
4. Женская консультация, структура, задачи, диспансеризация.
5. Обязанности акушерки женской консультации.
6. Стационарная помощь женщинам, работа акушерки в гинекологическом отделении.
7. Этика и деонтология медработника.