Золотой век русского искусства




Большими достижениями отмечено также развитие изобразительного искусства, особенно живописи. Романтизм в русской живописи XIX в. представляют О.А. Кипренский и С.Ф. Щедрин. Первый известен главным образом как портретист, написавший «Автопортрет с кистями за ухом», «А.С. Пушкин», «Е.П. Ростопчина» и др. Второй создал поэтические образы итальянской природы, в частности серию «Гавани в Сорренто».

В творчестве К.П. Брюллова романтизм сочетается с классицизмом. Его кисти принадлежат такие известнейшие картины, как «Последний день Помпеи», «Вирсавия» и др.

С середины XIX в. ведущим направлением в русской живописи становится реализм. Его утверждению и успешному развитию способствовало возникшее в 1870 г. Товарищество передвижников, куда вошли почти все лучшие русские художники того времени. Наивысшего расцвета реализм в живописи достиг в творчестве И.Е. Репина и В.И. Сурикова. Первый создал такие шедевры, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», а также портреты «Протодьякон». «Мусоргский» и др. Второй известен полотнами «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Ментиков в Березове» и др.

Выдающимися художниками-реалистами были также И.Н. Крамской, В.М. Васнецов, В.Г. Перов, П.А. Федотов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин.

Весьма успешно развивается также русский театр. Его расцвет связан с именем великого драматурга А.Н. Островского, творческая судьба которого была соединена с Малым театром в Москве. Он создал пьесы «Гроза», «Доходное место», «Лес», «Бесприданница», постановка которых сделала русский театр классическим. Выдающимся актером на русской сцене был М.С. Щепкин.

Впечатляющие успехи и достижения русской культуры и сегодня кажутся удивительными и невероятными. Но они действительно были и позволили России занять достойное место в ряду передовых стран мира.

 

Серебряный век

Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким. Он продолжался примерно четверть века: 1898-1922 гг. Начальная дата совпадает с годом создания объединения «Мир искусства», основания Московского художественного театра (МХТ), где была поставлена «Чайка» А.П. Чехова, а конечная – с годом высылки из уже Советской России большой группы философов и мыслителей. Краткость периода вовсе не умаляет его значимости. Напротив, с течением времени эта значимость даже возрастает. Она заключается в том, что русская культура — пусть не вся, а только часть ее – первой осознала пагубность развития, ценностными ориентирами которого выступают односторонний рационализм, безрелигиозность и бездуховность. Западный мир пришел к такому осознанию намного позже.

Серебряный век включает в себя прежде всего два главных духовных явления: русское религиозное возрождение начала XX в., известное также под именем «богоискательство», и русский модернизм, охватывающий главным образомсимволизм

и акмеизм. К нему принадлежат такие поэты, как М. Цветаева, С. Есенин и Б. Пастернак, не входившие в названные течения. К серебряному веку следует также отнести художественное объединение «Мир искусства» (1898-1924), создателями которого были А. Н. Бенуа и С. П. Дягилев, снискавший себе славу организацией знаменитых «Русских сезонов» в Европе и Америке.

Что касается русского авангарда, то он представляет собой отдельное, самостоятельное явление. По своему духу и устремлениям он расходится с серебряным веком. «Башня» Вяч. Иванова и «Башня» В. Татлина слишком различны, чтобы быть вместе. Поэтому включение русского авангарда в серебряный век, которое делают многие авторы, обусловлено скорее хронологией, нежели более существенными мотивами.

Выражение и название «серебряный век» является поэтическим и метафорическим, не строгим и не определенным. Его придумали сами представители серебряного века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...» Его употребляет Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман «Серебряный голубь». Редактор журнала «Аполлон» С. Маковский использовал его для обозначения всего времени начала XX в.

В самом названии имеется некое противостояние предшествующему, золотому веку, когда русская культура переживала бурный расцвет. Она излучала яркий, солнечный свет, освещая им весь мир, поражая его своей силой, блеском и великолепием. Искусство тогда активно вторгаюсь в общественную жизнь и политику. Оно в полной мере соответствовало известной формуле Е. Евтушенко: «поэт в России — больше, чем поэт». Напротив, искусство серебряного века стремится быть только искусством. Излучаемый им свет предстает лунным, отраженным, сумеречным, таинственным, магическим и мистическим.

Что нового дал этот период русской культуре?

Во-первых, это менталитет социокультурного человека, освобождающего от мышления, пронизанного политикой, социальностью как каноном-клише, мешающем думать и чувствовать свободно, индивидуально. Концепция философа В. Соловьева, призывающая к необходимости активного сотрудничества Человека и Бога, становится основой нового миросозерцания части интеллигенции. Эта устремленность к Богочеловеку, ищущему внутренней целостности, единства, Добра, Красоты, Истины.

Во-вторых, «серебряный век» русской философии – это время отказа от «социального человека», эпоха индивидуализма, интересам к тайнам психики, господство мистического начала в культуре.

В-третьих, «серебряный век» отличает культ творчества как единственной возможности прорыва к новым трансцендентальным реальностям, преодоление извечной российской «двоичности» – святого и звериного, Христа и Антихриста.

В-четвертых, Возрождение – неслучайный термин для этой социокультурной эпохи. История высветила его «ядровое» значение для менталитета времени, его прозрений и предсказаний. «Серебряный век» стал наиболее плодотворным этапом для философии и культурологии. Это буквально искрящийся каскад имен, идей, характеров: Н.Бердяев, В.Розанов, С.Булгаков, Л. Карсавин, А. Лосев и др.

В-пятых, «серебряный век» – эпоха выдающихся художественных открытий, новых направлений, которые дали беспрецедентное разнообразие имен поэтов, прозаиков, живописцев, композиторов, актеров.

А. Блок, А. Белый, В. Маяковский, М. Цветаева, А. Ахматова, И. Стравинский, А. Скрябин, М. Шагал и ещё много имен.

Особую роль в культуре «серебряного века» сыграла русская интеллигенция, фактически являясь ее средоточением, воплощением и смыслом. В известных сборниках «Вехи», «Смена вех», «Из глубины» и других становился вопрос о ее трагической судьбе как социокультурной проблеме России. «Мы имеем дело с одной из роковых тем, в которых ключ к пониманию России и ее будущего», – проницательно писал Г. Федотов в трактате «Трагедия интеллигенции».

Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве «серебряного века» дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. По словам Д. С. Лихачева, «мы подарили Западу начало нашего века». Понимание роли человека в окружающем мире как «божественной» миссии заложило основание принципиально нового гуманизма, где трагизм существования по сути преодолен через обретение нового смысла жизни, нового целеполагания. Культурная сокровищница «серебряного века» есть бесценный потенциал в сегодняшнем и завтрашнем пути России.

 

Советская культура

Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской культуры. Переломом в буквальном смысле слова: развивавшаяся по восходящей линии отечественная культура, достигшая в период «серебряного века» высочайшей точки и всемирного признания, была остановлена и ее движение пошло резко вниз.

Как мыслилось, пролетарская культура должна была прийти на смену дворянской и буржуазной культурам.

Одновременно с ликвидацией старой интеллигенции шло создание интеллигенции советской, причем ускоренно – через «выдвиженчество» (вчерашних рабочих партийные органы выдвигали в директора), рабфаки (подготовительные факультеты для ускоренного обучения и подготовки рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вузы.

Самым эффективным средством считалась всеобщая национализация – не только фабрик и заводов, но также театров и художественных галерей.

Активнее других боролся со старой культурой Пролеткульт (Пролетарская культура) – культурно-просветительская и литературно-художественная организация (1917-1932) пролетарской самодеятельности при Наркомпросе, отрицая культурное наследие.

В стране развернулась массовая кампания ликвидации неграмотности среди взрослых и детей.

Форсированная подготовка школьников и студентов на первых порах привели к заметному снижению качества обучения.

В 1930-е годы в деятельности большевиков произошел новый, менее радикальный, чем в 1917 году, поворот, – переход от революционного аскетизма к благополучию частной жизни и более цивилизованным формам поведения.

Поэтическим символом русской эпохи, с ее творческими взлетами, преследованием инакомыслящих, метаниями и отчаянием русской интеллигенции, представляется деятельность трех великих поэтов – В. Маяковского, А. Блока и С. Есенина.

Состояние внешнего согласия с проводимым партией курсом и внутреннего несогласия с ним по общечеловеческим и общегуманным соображениям именуют «внутренней эмиграцией».

Исключительно важное место в развитии абстрактной живописи принадлежит гениальному русскому художнику, поэту и теоретику искусства В. В. Кандинскому (1866-1944).

Другим творцом современного искусства стал К.С. Малевич (1878-1935). С него начинается эра супрематизма (от лат. supremus – высший, последний), или искусства геометрической абстракции.

Одной из центральных фигур русского авангарда, был В.Е. Татлин (1885-1953), считающийся основоположником конструктивизма, течения, которое до 1921 года официально признавалось властями в качестве ведущего направления революционного искусства.

Одной из ключевых фигур в искусстве XX века являлся гениальный русский живописец, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства П.Н.Филонов (1883-1941), создатель самостоятельного направления русского авангарда – так называемого аналитического искусства.

Одним из крупнейших представителей сюрреализма был Гениальный живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства М.З. Шагал (1887-1985). Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Щагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм.

После Великой Октябрьской революции литература разделилась на три лагеря. Первый составили писатели, отказавшиеся принять революцию и продолжавшие трудиться за границей. Второй состоял из тех, кто принял социализм, прославлял революцию, выступив таким образом «певцами» новой власти. В третий вошли колеблющиеся: они то эмигрировали, то возвращались на родину, убедившись, что подлинный художник в отрыве от своего народа творить не может.

Теоретическим результатом пребывания русских мыслителей на западе явилось самобытное учение – евразийство.

После высылки из Советской России в 1922 году ведущих философов немарксистского направления фактически закончился «серебряный век» русской культуры и было положено начало административному вмешательству партии в сферу духовной культуры.

Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, вынуждены были принять и новую идеологическую доктрину, ставшую краеугольным камнем художественной концепции на многие десятилетия. Она называлась социалистическим реализмом. Его родоначальником явился М. Горький (1868-1936).

Несмотря на партийный контроль и идеологические запреты советская литература дала миру целый ряд великих творцов. Среди них две гениальные поэтессы – А. Ахматова и М. Цветаева, и четыре лауреата Нобелевской премии: М. Шолохов, Б. Пастернак, А. Солженицын и И. Бродский.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: