Президентская республика




Содержание.

Введение …………………………..…………………………………………………………………..3

 

1. Форма правления ……………………….………………………………………………….….5

2. Взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства

и политическим режимом …………..…………………………………….…..……………8

3. Монархия ……….…………………………………………………….……..…………….…....10

3.1 Абсолютная монархия …………………………………………..…………….…………….11

3.2 Конституционная монархия ……………………………………………….……………….13

4. Республика...…………………………………………………………….………………….....15

4.1 Президентская республика …..………………………………………………..…………..16

4.2 Парламентская республика ……...………………………………………….……….…..19

4.3 Смешанная республика ………………………………………………….…………...…...20

5. Определение формы правления РФ ………………………………….………………..22

 

Заключение…………………………………………………………………………………………..24

Список литературы………………………………………………………………………………...26


Введение.

Понятие формы правления существует в науке теории государства и права с незапамятных времен. Одним из пионеров в изучении вопроса формы правления был древнегреческий философ Платон, которые первым и сформулировал это понятие. На данный момент история вопроса формы правления насчитывает более двух тысячелетий, однако, несмотря на это, изучение известной темы не потеряло своей актуальности и в наши дни.

Изучение данной темы имеет особое практическое значение для будущих юристов, ибо знание форм правления и их особенностей необходимо для понимания действующих государственных механизмов, как в России, так и в других государствах.

Целью данной работы является рассмотрение существующих признанных наукой теории государства и права форм правления.

Конкретными задачами, решением которых мы будем заниматься на протяжения работы, будут:

1. Поиск наиболее актуального понятия Формы правления.

2. Исследование формы правления как элемента формы государства.

3. Рассмотрение монархии и её разновидностей как формы правления.

4. Рассмотрение республики и её разновидностей как формы правления.

Спорным в современной юридической науке является также вопрос отнесение Российской Федерации к суперпрезидентским и президентским республикам.

5. Мы попытаемся определить вид республики к которому относится Российская Федерация.

Нормативно-правовую базу исследования будет составлять Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12.12.1993 года.

При проведении исследовательской работы были использованы научные труды таких ученый правоведов, как доктора юридических наук Алексеева С.С, доктора юридических наук Морозовой Л.А., Матузова Н.И., Корельского В.М. и других видных деятелей теории права.

Данная работа состоит из пяти глав, введения, заключения и списка использованных источников.

В первой главе мы рассмотрим некоторые из существующих в российской науке теории государства и права определений формы правления.

Вторая глава будет включать в себя изучение взаимосвязей формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом.

В третьей главе мы рассмотрим понятие монархии, определим её разновидности, признаки и перспективы исторического развития.

В четвертой главе мы изучим республику, дадим понятие её и рассмотрим её виды и признаки.

В пятой главе мы попытаемся определить вид республики, к которой относится Российская Федерация.


1. Форма правления.

Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах они взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим или недемократическим способом они образованы.[1] Исходя из указанной характеристики, можно понять, что форма правления напрямую влияет на устройство государственных органов, на их взаимодействие с местными органами власти, и на наличие демократических институтов в государстве.

Термин «форма правления» есть во многих конституциях стран мира (Бразилия 1988г., Иордании 1952г., Казахстана 1995г., Мексики 1917г., Эфиопии 1994г и др.). Почти в каждой из них указывается то, какая форма правления в этом государстве – монархия или республика (исключением является конституция Израиля, где используется словосочетание «Государство Израиль»). Однако самого понятия формы веления не найти ни в одной конституции. Оно формируется только в работах ученых правоведов.

Необходимо отметить, что в научной литературе существуют различные подходы к понятию формы правления. Сторонники узкой трактовки этого понятия связывают форму правления только или прежде всего с правовым положением главы государства (А.А. Мишин), приверженцы широкой трактовки включает в это понятие отношения высших органов государственной власти с центрами экономической и политической власти и даже политическую среду (чешский автор Й. Благож).[2]

Управление государством помимо трех традиционных ветвей высших органов власти осуществляется и местными органами государственного управления (например, органами субъектов РФ), а само это управление представляет не только прямые, но и обратные связи органов государства с населением.

Ошибочно отождествлять форму правления с управлением государства. Последнее понятие намного шире. Кроме этого, название конкретной формы правления не всегда может дать верное представление о способе управления. Великобритания или Япония являются монархиями, но монарх в них по факту не имеет властных полномочий и не допускается к управлению государством.

Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осуществляет верховную власть. Различают две основные формы правления: монархическую и республиканскую.[3]

В современной юридической науке выделяется две основные формы правления – это монархическая и республиканская. Основным критерием этого разделения является принципиальное различие в формировании системы высших государственных органов, так при монархической форме правления в классическом варианте власть передается от отца к сыну, при республике же, как правило, высшее должностное лицо государства выбирается посредством альтернативных выборов.

Форма правления представляет собой наиболее консервативный компонент организации государственной власти, поскольку отношения населения к власти, ее роли и месту в жизни человека опирается на устойчивые представления, систему ценностей, традиции, господствующие в обществе. Вероятно, этим объясняется сохранение института монархии в таких промышленно развитых европейских странах, как Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Норвегия, Испания и т.д.[4]

При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства – в порядке наследования или путем выборов.[5]

По мере перехода от феодального к индустриальному обществу, монархии стали ослабевать, начали появляться представительные институты и учреждения, существующие формы правления стали обогащаться, и принципиальное значение приобрело не то как назначается глава государства (по наследству или путем выборов) а то как осуществляются взаимоотношения между органами власти, как уравновешена их власть, и теперь анализируя форму государственного устройства в первую очередь обращают внимание не на то республика там или монархия, а на то какая её разновидность установлена. Но более подробное описание разновидностей форм правления предусмотрено в главах третей и четвертой данной работы.

Следует отметить, что форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства.[6]

И обобщая описание формы правления, мы считаем нужным воспользоваться определением формы правления данным в учебнике Корельского и Перевалова. «Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.»[7]


2. Взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства

и политическим режимом.

Совокупность формы правления, формы государственного устройств и политического режима представляет собой Форму государства. Доктор юридических наук Людмила Александровна Морозова дает следующее определение форме государства: Форма государства раскрывает особенности его внутренней организации: порядок образования и структуру государственных органов, характер взаимоотношений государственных органов и населения, а также методы, способы и приёмы, используемые для организационной и управленческой деятельности. Петров описывает форму государственного устройства – это территориальная организация государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и с государством в целом.[8]

То есть, изучая взаимосвязь формы правления с такими понятиями, как форма государственного устройства, и политический режим, мы будем изучать взаимоотношения составляющих элементов более общего понятия – формы государства.

Рассмотрим структуру формы государства:

I. Первым элементом выделим форму правления. Форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением[9].

II. Вторым элементом является Форма государственного устройства. Государственное устройство представляет собой политико-территориальную организацию государства, включая характер взаимоотношений между центральными и местными властями.

III. И третий элемент формы государства – это государственно-правовой режим. Государственно-правовой режим представляет собой совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. [10]

Следует отметить, что все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. Это не три формы, а три аспекта единой формы государства, которые в каждом конкретном случае принимают, неповторимы облик. И все же ведущая, доминирующая роль принадлежит политическому (государственному) режиму, поскольку он имеет решающее влияние на две другие стороны формы государства и является для них наиболее общей политической предпосылкой. Любые изменения в методах осуществления государственной власти – в сторону ли демократии или, наоборот, автократии – неизбежно отражаются на форме правления и (хотя и в меньшей степени) на форме государственного устройства. [11]

Исторический опыт показывает нам, что форме правления наряду с известным консерватизмом свойственна и изменчивость. Однако при всех изменениях форма правления включает в себя элементы, позволяющие отличить ее от других компонентов формы государства, от формы государственного устройства, формы политического (государственного) режима:

1. Способы формирования высших органов государственной власти (выборы, назначение или престолонаследие)

2. Структура органов верховной власти (законодательные органы – парламент; исполнительные органы – премьер-министр, правительство, министерства; органы судебной власти);

3. Распределение компетенции между высшими органами государственной власти;

4. Принципы взаимоотношения органов верховной власти;

5. Взаимоотношения государственных органов с населением.

Формы правления различаются, зависимо от того, как осуществляется верховная власть.

Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего их формировании.[12]


3. Монархия.

Монархия (от греческого Monarchia – единовластие, единодержавие) - в эксплуататорских государствах форма правления, при которой верховная власть формально полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства монарха, власть передается, как правило, в порядке престолонаследования.[13]

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (короля, царя, императора, шаха и т.д.), который выполняет функции и главы государства и законодательной и во многом исполнительной власти.[14] Основными признаками монархии являются:

1. Власть передается по наследству;

2. Осуществляется бессрочно;

3. Не зависит от населения.

Монархией называются такие государства, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собственному усмотрению, по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок всем народом или частью его, которому и принадлежит суверенитет.

В основе монархии лежит специфическое представление народа о характере власти. Ильин так описывает его: Через обряд или без обряда - но в сокровенной глубине царской души утверждается некая священная глубина, качественно высшая по сравнению с обыкновенными людьми и призванная к тому, чтобы подчинить себе и обычно-человеческое, страстное и грешное, земное сердце царя. Горе царю, если он этого подчинения не соблюдает, если он сам не культивирует в себе эту священную глубину- духа, любви, благой воли, справедливости, мудрости, бескорыстия, бесстрастия, правосознания и патриотизма. Книга Ману исчисляет все соответствующие пороки или хотя бы слабости царя и непрестанно договаривает об их последствиях: "Божья кара истребит царя, уклоняющегося от своего долга, царя и весь его род".[15]

На протяжении веков исторический опыт множества государств породил широкое разнообразие монархий, которые практически невозможно подстроить под одну единую формулу. Термин «монархия» греческого происхождения, переводиться как «единовластие», «единодержавие», хотя на практике это не всегда подтверждается. Например, в Спарте существовало два царя, Полибий указывает властвование двух консулов в Древнем Риме монархией. И наоборот, лица, именовавшиеся монархами, не имели фактически их полномочий в царский период Рима. Впрочем, несмотря на большое внимание древних к формам правления, последние являлись тогда еще во многом неразработанными.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные общие черты монархического правления.

Монархии бывают двух видов:

· Неограниченная (абсолютная монархия);

· Ограниченная монархия, которая подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционная).

 

Итак, рассмотрим разновидности монархии поподробнее.

 

3.1 Абсолютная монархия.

В эпоху абсолютизма государство присваивает себе право неограниченного вмешательства в дела граждан, мотивируя это соображениями их собственного блага, применяя к ним в случае необходимости принуждение и даже насилие. Подданные мирились с этим во имя блага гражданского мира: центральная власть прекращала феодальные усобицы, религиозные войны, брала на себя миссию единения страны. Постепенно в историческом бытии средневекового общества происходили глубокие изменения, находившие внешнее выражение в снижении эффективности прежних способов организации производства, переходе к новым формам ведения хозяйства, изменении социальной структуры, интенсификации процессов образования наций и становления национальных государств.[16]

При абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств.[17] Неоднозначны мнения исследователей по поводу наличия в современном мире абсолютных монархий. Одни считают, что в чистом виде такого рода монархий не осталось. А если такие и имеются, то к ним можно отнести Объединенные Арабские Эмираты, и государства Саудовская Аравия. Нет конституции в королевстве Бутан, но там есть закон о Нацио­нальном собрании, а этот своеобразно формируемый парламент собирается на сессии, хотя и выполняет на деле лишь совещатель­ные функции. Абсолютные монархии теперь спрятаны под конститу­ционной или парламентской оболочкой.

На самом же деле, монарх в них вла­ствует неограниченно. В некоторых конституциях даже оговаривается, что вся власть исходит от монарха (а не народа). Монарх имеет право абсолютного вето по отношению к актам парламент­ских органов: их решения не вступают в силу без одобрения монар­ха. По форме в такой монархий хотя и есть признаки ограниченной монархии (например конституция), они отменяются монархом (Свазиленд), в некоторых же странах действие конституций на десятилетия приостанавливается (Бахрейн). Парламенты на годы распускаются (Кувейт, где только и существует полностью выборный парламент). В некото­рых конституциях (Бахрейн, Кувейт) даже говорится об ответст­венности правительства перед парламентом (по традиции прави­тельство возглавляет сын, брат или другой близкий родственник монарха, но, как отмечалось, парламент имеет на деле совещательный характер). К тому же, например, в Брунее, в парламенте чис­ленно преобладают лица, являющиеся его членами по должности, т.е. назначенные монархом. Парламент по существу рассматрива­ется как особая форма мусульманского института аш-шура — со­вещания правителя с авторитетными людьми. Да и конституция, хотя документ называется, таким образом, не является основным законом. Это лишь королевский дар монарха.

Подлинной же конституцией считаются две священные книги му­сульман — Коран и сунна (особенно первый). Учитывая указанные обстоятельства, видимо, все же правильнее называть сохранив­шиеся монархии такого рода полуабсолютными.

Многие из абсолютных монархий имеют теократические черты. Наиболее ярко это выражено в мусульманских монархиях (кроме Марокко), в султанате Бруней. Это — тео­кратические полуабсолютные по форме и абсолютные по существу монархии. К ним относится и королевство Бутан в Гималаях, хотя теократические черты в данном случае выражены сла­бее. Важную роль в полуабсолютных теократических монархиях играет семейный совет. Он имеет очень широкие полномочия от назначения наследника престола, которым не всегда может стать старший сын действующего монарха, до сложения его (монарха) полномочий. Органы государства связанны с населением довольно своеобразно. Во-первых, их связи определяются ре­лигиозными догмами. Во-вторых, они персональны, основывают­ся на верности монарху и принадлежности к общине правоверных (умме). В-третьих, они, по существу, односторонние, хотя сущест­вует Мажилис (право любого «правоверного» члена уммы прийти на прием к монарху, что на практике не всегда осуществляется), эти связи имеют характер повиновения. В-четвертых, эти связи осуществляются в большей мере через авторитетных лиц в общине. Назначаемые местные органы государства состоят аз членов королевской семьи и других при­ближенных к монарху лиц. В связях с населением они выступают не столько как представители государства, сколько как олицетво­рение монаршего дома.

Особое место среди полуабсолютных теократических монархий занимают Объединенные Арабские Эмираты. Здесь вся полнота власти принадле­жит, коллегиальному органу — Совету эмиров семи объединившихся эмиратов. Национальное собрание (назначаемый эмирами своего рода парламент) состоит не при этом Совете, а при правительстве, тоже назначаемом эмирами. Хотя решения Совет принимает коллегиально, определяющие позиции принадлежат эмиру крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимающе­го 86% территории ОАЭ. Его глава периодически переизбирается Советом эмиров его председателем и до Временной конституции 1971 г. имеет значительные властные полномочия.

 

3.2 Конституционная монархия.

Юридически власть монарха в конституционных монархиях ограничена, как правило, это ограничение установлено либо законодательно, либо наличием представительного органа. Обычно это ограничение определяется конституцией. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархию.

Конституционная монархия как форма правления возникает в период становления буржуазного общества. И по сей день она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция, Япония и др.).

Парламентскую монархию можно выделить по следующим признакам:

- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Парламентарная монархия характерна для современных индустриально развитых государств, с демократическим политическим режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.).[18]

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделяется между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918).

Дуалистическая монархия первоначальная форма ограниченной монархии.

Такая форма, при которой уже в той или иной мере проведен принцип разделения властей. Монарх осуществляет исполнительную власть, как правило, через назначаемое им правительство. Весьма значительны полномочия монарха в отношении органа законодательной власти.

Дуалистическая монархия возникает в особых исторических условиях, как выражение компромисса между монархом и народом. В этом случае перевес пока остается за монархом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим. Эта форма правления в традиционных государствах[19].

В настоящее время «классических», дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через подчиненное ему и ответственное только перед ним правительство, не существует. Однако элементы именно такой формы правления заметны в странах, тяготеющих или к абсолютной, или к парламентарной монархии.

Таким образом, мы рассмотрели монархические формы государственного правления и каждой из них дали краткую характеристику. Выяснили то, что при абсолютной монархии правитель обладает огромной властью над народом, в отличие от конституционной.


4. Республика.

Республика (лат. Respublica, от res – дело и publicus – общественный, всенародный) форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Исторически Республика возникла в античную эпоху в Европе как антипод монархии. Наибольшее распространение республиканская форма правления получила при капитализме, хотя и в современную эпоху в ряде стран сохраняется монархическая форма правления. [20]

Республика - это форма правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.[21]

Республиканская форма правления характеризуется следующими чертами:

1) верховная власть осуществляется выборными органами;

2) источником власти является народ, которые реализует эту власть посредством выборов высших и местных представительных органов власти;

3) срочность полномочий представительных органов;

4) использование институтов демократии в разнообразных формах;

5) юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц. [22]

Республиканская форма правления является на данный момент самой распространенной в мире.

В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.

Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Причем их развитие и совершенствование шло неоднозначно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республике пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монархической формы к республиканской.

Республиканская форма правления существовала в виде аристократической и демократической республик.

В аристократической республике основная масса населения даже формально отстранялась от участия в выборах высших органов государственной власти. Таковым были Спарта и Римская республика V - II вв. до н. э. В Риме вся реальная власть была сосредоточена в руках должностных лиц. Народное собрание выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом.

В демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. Так, в Афинах V – IV вв. до н. э. ведущая роль среди властных органов принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции.

По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями различают президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую) республики.

 

Президентская республика

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.[23]

В президентской республике

1) в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства;

2) президент избирается на всеобщих выборах и тем самым получает свои полномочия непосредственно от народа;

3) президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не парламентом.[24]

Во многих республиках мира принята форма президентской республики (США, Бразилия, Мексика, Филиппины, Зимбабве, Грузия, Туркменистан и др.). Подавляющее большинство стран Латинской Америки — президентские республики. В Африке до 90-х гг. совсем не было парламентарных республик. При данной форме осуществляется жесткое разделение законодательной и исполнительной власти: законодательствует парламент, страной управляет президент через подчиненных ему министров.

Иногда министры образуют Совет министров возглавляемый админи­стративным премьер-министром, но и в этом случае фактическим главой правительства является прези­дент. Зачастую (например, в США) министры не образуют особого органа, они со­ставляют кабинет президента, его совещательный орган. В пре­зидентской республике президент избирается посредством прямых выборов. Он получает свой мандат непосредственно от народа и не зависит от парламента (кроме случаев импичмента).

Министры (премьер-министр и Совет министров) назначаются президентом по своему усмотрению (в некото­рых странах, например в США, требуется утверждение верхней палаты парламента, в чем она отказывает крайне редко и не по пар­тийным соображениям). Министры не нуждаются в доверии пар­ламента (нижней палаты), и такого голосования не проводится. В президентской республике страной управляет та партия, кото­рая победила на президентских выборах, а не на выборах в парла­мент, в ее руках исполнительная власть, хотя в некоторых стра­нах, особенно в США, велика и роль парламента (во многих других странах парламент занимает скромное положение). Законы при­нимает только парламент, но президент имеет право отлагательно­го вето и часто его используют особенно в условиях «разделенного правления», когда в парламенте имеет большинство другая пар­тия, чем та, к которой принадлежит президент. Министры ответ­ственны только перед президентом, парламент не может уволить их в отставку путем вотума недоверия. Существует независимый орган конституционного контроля, независимые суды, как, впро­чем, и в парламентских республиках.

Недоверие правительству при «сильном» президенте не выносится. Такие факты неизвестны. Президент сам меняет пра­вительство, если он видит такую необходимость и соответствую­щее отношение к правительству со стороны парламента. Сложно что-то сказать и о недоверии отдельным министрам.

Наряду с определенным смягчением принципа президенциализма в президентской республике появились и такие ее формы, которые свидетельствуют о возрастании всевластия президента, о превращении его по существу в единственный институт государст­венной, а то и партийно-государственной власти. Выше мы уже упоминали концепции и практики партии-государства, о пожиз­ненных президентах в президентско-монократических республи­ках прошлого (Гвинея, Заир, Малави, Экваториальная Гвинея, Уганда и др.), где президент возглавлял и государственный аппа­рат, и единственную разрешенную партию. Учитывая особую роль президента и слабость парламента в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии их нередко называют суперпрезидентскими республиками. Свои особенности имеет республиканская форма на условиях военных режимов, когда высшим органом государства является созданный в результате переворота военный (революци­онный и т.д.) совет (хунта), избирающий своего руководителя президен­том (иногда — исполняющим обязанности президента, иногда — временным президентом). Это — милитарно-президентская рес­публика. Это — временная форма, но в отдельных странах до пере­хода к гражданскому режиму она существовала более 10 лет (Алжир, Нигерия, Эфиопия и др.).

В различных видах президентской республики прямые и об­ратные связи органов государства с населением имеют свои осо­бенности. В милитарно-президентской республике по существу имеют место только прямые связи путем административного метода уп­равления (на места также назначаются коменданты-офицеры). Связи, основанные главным образом на принуждении, хотя и в меньшей степени, характерны также для суперпрезидентской республики. В президентско-монократаческой республике для таких связей используется единственная огосударствленная пар­тия, но все эти связи приобретают, в конечном счете, персональный характер и направлены на укрепление власти пожизненного президента – идеолога государства. В традиционной президентской республике центром связей, с одной стороны, является президент, деятельность которого более открыта для населения, с другой — парламент. На местах нередко в каче­стве представителей государства, назначаются лица, избранные населением, что является одной из форм для установления и пря­мых, и обратных связей.


4.2 Парламентская республика.

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.[25]

Особенности парламентской республики состоят в следующем:

1) верховная власть принадлежит парламенту;

2) президент избирается не всенародно, а парламентом или образуемой им специальной коллегией;

3) правительство формируется только парламентским путем, при этом главой правительства является не президент, а лидер правящей партии или партийной коалиции;

4) объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство не пользуется поддержкой парламентского большинства и должно уйти в отставку.[26]

В таких республиках правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллегиальную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно властвует до тех пор, пока его поддерживает парламентское большинство. В случае, утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных выборов.

Президент такой республики избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, состоящей из членов парламента. Формально он может обладать значительными полномочиями, но является лишь номинальной главой государства.

Глава государства в парламентарной республике обладает широкими полномочиями. Он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

Глава правительства назначается, как правило, главой государства. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентской республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Последние десятилетия показывают, что классические формы парламентской и президентской республик не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлений создаются смешанные республики.

 

 

4.3 Смешанная республика.

Основной недостаток парламентской республики состоит в том, что при многопартийной системе нередки правительственные кризисы, отсюда частая смена правительства. Поэтому во многих государствах используется смешанная форма правленияс элементами президентской и парламентской республик. Смешанные республики устанавливаются главным образом в странах, свергших тоталитарные режимы (Болгария, Польша, Португалия, Россия)[27]

Смешанная (полупрезидентская) республика. Впервые полупрези­дентская республика (таково утвердившееся в литературе не со­всем точное, условное название) была введена во Франции в 1958 г. по инициативе де Голля, который стремился к сильной президент­ской власти, но должен был учитывать длительные традиции пар­ламентаризма в стране.[28] Название «полупрезидентская» не значит слабой власт



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: