ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ




Цель и задачи курсовой работы

 

Целью курсовой работы является углубленная проработка определенной темы дисциплины «Макроэкономика», позволяющая связать воедино полученные теоретические знания и практические навыки руководства организацией.

Курсовая работа - это исследовательский труд, направленный на поиск возможных вариантов решения проблемы. Основу этого труда составляет работа с нормативной и учебно-методической документацией, овладение приемами и методами расчета основных макроэкономических показателей системы национальных счетов, индексов цен, инструментами макроэкономической политики.

Написание курсовой работы ставит перед студентом следующие задачи:

- подбор и систематизация литературных источников;

- изучение системы информационного обеспечения работы;

- освоение существующих методик оценки макроэкономических показателей:

- формирование современного представления о государственном регулировании;

- изучение инструментов макроэкономической политики.

 

СТРУКТУРА РАБОТЫ

 

Курсовая работа по макроэкономике должна состоять из следующих частей: введения, основной части, заклю­чения, библиографического списка и приложений. Структура курсовой работы может изменяться в зависимости от темы и ее сложности.

Во введении автор должен показать актуальность избранной проблемы, степень ее разработанности и сформулировать цель и задачи, которые будут решаться в работе. Введение должно быть кратким (2 страницы).

В основной части излагается содержание темы. Эту часть рекомендуется разделить на 2 главы (каждая по 2-3 пара­графа соответственно), раскрывающих сущность проблемы.

В первой главе работы раскрывается теоретическое содержание проблемы. Во второй главе вопросы рассматриваются с точки зрения состояния разработки теоретических аспектов, связанных с переходом к рыночным отношениям и практика развития определенных экономических отношений в современных условиях. Главы курсовой работы должны быть взаимосвязаны, что достигается с помощью логических переходов от одного параграфа к другому. Для повышения наглядности содержания работы желательно использовать табличный материал, схемы, графики.

Увеличивать число глав не следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значительному превышению объема курсовой работы. Основная часть работы может быть изложена на 20-25 страницах стандартного листа.

Выводы, составляющие заключительную часть, вытекают из материалов курсовой работы и содержат обоснованные предложе­ния. Заключение нужно писать кратко на 2 страницах.

В конце курсовой работы прилагается библиографический список, составленный в определенной последовательности (законодательные акты, справочная и энциклопедическая литература, учебники, монографии и учебные пособия, периодические издания). Список составляется строго в алфавитном порядке по фамилиям авторов учебников и статей, а при отсутствии авторов - по заглавиям источников.

Если в работе имеются приложения, то они должны быть пронумерованы, а в тексте должны быть сделаны ссылки на них. При использовании статистических данных следует обратить внимание на их актуальность, так чтобы эти цифры отражали развитие экономических процессов за последние два - три года.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

Каждый студент, выполняющий курсовую работу, должен знать требования, которые предъявляются к письменным работам по экономической теории.

Основное внимание студент должен уделить всестороннему и глубокому теоретическому освещению изучаемой проблемы, как в целом, так и отдельных ее частей.

Написание курсовой работы необходимо начинать с постановки и изложения содержания основного вопроса каждого раздела. Раскрытие содержания должно быть доказательным, а не декларативным, научно аргументировано и разъяснено. Теоретические положения и выводы должны основываться на конкретных материалах реальной действительности. Причем факты и примеры должны быть не случайными, а типичными. Для того чтобы иметь правильные представления о тех или иных экономических явлениях и законах, желательно рассматривать их в историческом аспекте. Но это требование не следует понимать как необходимость всестороннего описания истории возникновения и форм проявления данных экономических явлений и законов. Очень важно, чтобы материал курсовой работы излагался логически последовательно и четко.

Поэтому при написании курсовой работы для полного и правильного раскрытия содержания избранной темы студенту необходимо:

• изучить научные работы по данной проблеме российских и зарубежных видных ученых;

• знать законодательные акты и нормативные документы по экономическим проблемам;

• ознакомиться со статистическими данными, публикуемыми в периодической печати и статистических сборниках;

• изучить статьи по избранной теме, публикуемые в журналах «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Экономист», «Общество и экономика», «Человек и труд», «Финансы и кредит», «Экономическая школа», «Мировая экономика и международные отношения», «Вестник Московского университета», в еженедельнике «Экономика и жизнь», «Вестник Санкт-Петербургского университета экономики и финансов» и др, а также информацию различных экономических форумов, сайтов и т.д.

Практика ставит проблемы и вопросы, к которым теория не всегда готова. Отсюда по многим проблемам экономиче­ской теории специалисты имеют разные точки зрения, и по ним ведутся дискуссии, которые находят отражение в литературе. В курсовой работе студент на основе изученной экономической литературы должен определить свою точку зрения по спор­ному вопросу, аргументировать ее, а потом изложить имеющиеся в литературе точки зрения по исследуемой проблеме и дать их критический обзор. Это придает работе полемический и творческий характер.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам, пишущим курсовые работы, является самостоятельное и творческое их выполнение. К сожалению, некоторые студенты вместо самостоятельной и добросовестной работы над из­бранной темой занимаются механическим списыванием текстов из опубликованных, часто устаревших статей, брошюр и книг, а также используют работы из Интернета. Такое выполнение курсовой работы недо­пустимо, так как приводит к тому, что в работе появляются неправильные положения и устаревшие материалы, не отража­ющие действительной картины экономического развития страны. Подобные работы не приносят студентам пользы и оцени­ваются неудовлетворительно.

Теоретически грамотно изложить материал в письменной форме - это новый важный этап в выполнении курсовой ра­боты, следующая ступень формирования знаний, их систематизации и сознательного усвоения. Овладев приемами самостоя­тельного получения информации, студент должен организовать самоконтроль знаний - логически, последовательно, стройно, в письменной форме раскрыть вопросы плана избранной темы.

Самостоятельный, творческий характер изложения выража­ется в том, что студент каждый вопрос плана освещает по продуманной им схеме, правильно использует и комментирует ци­таты, не перегружая ими текст, не допускает посторонних, отрывочных положений, логически между собой не связанных, приводит самостоятельно выбранный фактический материал для иллюстрации важнейших положений темы, увязывает анали­зируемые теоретические положения с практической действительностью.

Каждый параграф курсовой работы должен начинаться с постановки проблемы, а заканчиваться логическими выводами.

Курсовая работа должна быть написана хорошим литературным языком. Язык, стиль изложения, умение строить крат­кие предложения, выражать свои мнения в понятной, доступной форме, не допускающей разночтений, играют большую роль.

Следует соблюдать единообразие в применении терминов, условных обозначений сокращений слов. Другие сокращения не допускаются. Как показывает практика, часть курсовых работ оценивается неудовлетворительно, потому что в них оказываются серьезные литературные погрешности, которые не­редко приводят к искажению содержания вопросов и смысловым ошибкам. Чтобы избежать стилистических и других оши­бок, рекомендуется использовать современные издания словарей В. Даля, С. Ожегова, иностранные словари, экономические и философские энциклопедии, словари поисковых систем Интернет.

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Выполнение курсовой работы целесообразно разделить на 6 этапов:

• выбор темы;

• подбор и изучение литературы и специальной информации;

• составление плана работы, который необходимо согласовать с преподавателем;

• собрание и обработка фактического и статистического материала;

• написание курсовой работы;

• защита курсовой работы.

Тема курсовой работы студентом выбирается самостоятельно из числа тех, которые рекомендуются кафедрой. В отдельных случаях студенту предоставляется право предложить тему, не включенную в список кафед­рой. От правильного выбора темы часто зависит не только качество письменной работы, но и вообще возможность ее выпол­нения. Выбор темы из числа рекомендованных кафедрой избавляет студента от расплывчатого, или, наоборот, чрезвычайно узкого освещения того или иного круга вопросов, от вероятности выполнить курсовую работу вообще не по курсу экономической теории, а по другим родственным ему учебным дисциплинам.

Тему курсовой работы следует выбирать из тех разделов макроэкономики, которые являются наиболее сложны­ми для понимания или вызывают у студента научный интерес. Написание работы по таким темам поможет студентам более глубоко разобраться в сложных и трудных проблемах курса, ликвидировать пробелы, углубить знания по интересующей их научной проблеме и написать курсовую работу творчески, высказав свое мнение по существу.

При выборе следует учитывать, что в одной учебной группе не могут писать работу на одну и ту же тему более одного студента.

После выбора темы нужно самостоятельно по каталогу составить список необходимой литературы, подобрать ее и изучить. При составлении библиографического списка рекомендуется пользоваться библиографическими каталогами, тематическими библиографиями, перечнями статей, опубликованных в экономических журналах за год, в последнем номере того или иного журнала.

При этом главная задача студента — из огромной массы российской и зарубежной экономической литературы отобрать только те книги, журналы­ и статьи, в которых освещаются вопросы, относящиеся к выбранной теме курсовой работы.

Библиографические каталоги имеются в каждой библиотеке. Они делятся на систематические, предметные и алфавит­ные. Рекомендуется больше пользоваться систематическими каталогами, так как в них карточки с названиями книг и статей расположены по отраслям знаний.

В систематическом каталоге выделен специальный раздел «Общая экономическая теория (политическая экономия)», в котором карточки подобраны обычно по темам курса. Студент при отборе литературы должен найти в систематическом каталоге указанный раздел, а в нем — тему, соответствующую его курсовой работе, и выписать нужные ему книги и статьи.

Изучение периодической литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы курсовой работы, а затем уже переходить и к более ранним изданиям. Такая последовательность изу­чения литературы обусловлена не только глубоким реформированием всех сторон нашей жизни в последнее десятилетие, но и тем, что экономическая наука — наука творческая, она, как и любая другая наука, не может стоять на месте, постоянно раз­вивается и обогащается новыми теоретическими положениями, выводами, концепциями.

После подбора и изучения литературы студент должен составить тщательно продуманный план курсовой работы, ко­торый призван способствовать более полному раскрытию основных ее вопросов. План — это основа работы, и от того, как он составлен, будет зависеть уровень всей письменной работы. План работы тесно связан с ее структурой. Но раз дана структура работы, состоящая из введения, основного раздела и заключения, то задача студента состоит в том, чтобы определить 2 главы основной ее части, соблюдая их взаимосвязь и последовательность изложения.

Составленный план работы представляется для согласования преподавателю экономической теории, который консуль­тирует студента.

Для написания курсовой работы нужны как литературные источники, так и фактические материалы, на основе кото­рых можно сделать обоснованные выводы о происходящих процессах и явлениях в экономической жизни общества, о зако­номерностях развития. К сбору фактического материала следует подходить внимательно. Выписывать нужно только те дан­ные, которые имеют прямое отношение к теме, и не все, а наиболее важные, типичные и сопоставимые, помогающие раскры­тию вопросов темы.

Источниками получения статистических и фактических данных могут быть статистические сборники «Россия в цифрах» и «Российский статистический ежегодник», статистические данные Интернет (например, www.infostat.ru, www.rgs.ru, www.GKS.RU, сайт Минэкономразвития и др.) правительственные постановления и решения, Указы Президента РФ, статистические справочники, журналы и газеты, приложения к ним (например, «Финансовые известия», «Частная собственность» и др.), различные информационные бюллетени по экономическим вопросам; книги, брошюры, статьи, отчетные данные предприятий и учреждений и др.

Хорошо подобранный фактический материал позволяет выявить экономические процессы и закономерности. В связи с этим очень важно научиться правильно анализировать цифровой и фактический материал, уметь его научно обработать, сгруппировать и привести к сопоставимым единицам измерения.

После того как подобрана и изучена литература, составлен план, подобран и соответствующим образом обработан конкретный (цифровой) материал, можно приступать к написанию курсовой работы. Это весьма трудоемкий и ответственный этап, так как здесь студент должен проявить умение самостоятельно мыслить, анализировать данные, делать обобщения, вы­воды и конкретные предложения для практики хозяйствования. На этом этапе можно конкретизировать план работы, разби­вать узловые вопросы на пункты и подпункты.

При использовании фактического материала необходимо соблюдать известные правила, а именно:

• данные следует приводить к абсолютным (млн., руб., т, м, шт.) или относительным (%) показателям и при их сравнениях обязательно в одинаковых измерениях;

• для доказательства определенной закономерности, тенденции требуется привести не одну, а ряд цифр, которые раскрыли бы сущность экономического процесса. Так, говоря о росте инфляции, нужно привести данные ее роста в про­центах за несколько месяцев, а лучше за ряд лет;

• для наглядности цифровые данные могут быть сведены в таблицы, диаграммы и графики, т. е. подвергнуты обра­ботке. Это зависит от самих материалов и содержания того вопроса, которые они выражают.

Следует, однако, помнить, что использование фактического материала в курсовой работе не должно приводить к на­воднению ее большим количеством цифр. Необходимо стремиться к тому, чтобы данных было немного, но новейших, типич­ных, выразительных и убедительных.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: