Троя 1, Шлиман
Большие стены, сакральные постройки (прямоугольные с антами и опорами – мегароны), пропилеи (крытые ворота)
Троянские сосуды (ГМИИ)
Диадема из золота из мелких листочеков
Керамика: имитировали изделия из бронзы, орнамент в виде спирали (волны, море)
пиксида (сосуд с крышкой для украшений)
«кикладская сковорода» - плоский керам. Сосуд с гравированным орнаментом плывущей лодки
Фигурные сосуды в виде быка
Кикладские идолы («двойники», складывали в могилы, обнаженные юношеские и женские фигуры, выразительные в геометрике, сначала были небольшие и натуроподобные): играющий на флейте, арфист
Расписные сосуды и фигурки
Ежик
Ашос ануфриос – керамика: сосуды закрытого типа, геом. линейный орнамент, роспись имитирует дорогой металл или камень (лаковидная краска растекается пятнами). Стиль василики (вытянутый носик)
Раннеминойский период на Крите (копал Эванс)
Центр – Крит, распространяется на Микены и Тиринф
Керамика:
Сосуды лепные, роспись либо врезанный орнамент, позже любили чайники с вытянутым носиком, тонкий слой обмазки, штрихи, концентр полуокружности, зигзаги, спирали
Повышается роль камнерезного иск-ва, (влияние Египта). Золотые ювелирные украшения (булавки, подвески в виде цветка)
Мелкие статуэтки из глины и камня
Найдены таблички с письменами:
Линейное А (не расшифровано, принадлежит минойцам)
Линейное Б (1950-е, англ Чедвик и Вентрис, оказалось это диалект греческого)
Среднеминойский период на Крите (2000 – 1580)
Эпоха старых дворцов на Крите (рубеж 2 тыс.)
Фест (на юге Крита), дворец боле древний
Кносс (на севере Крита)
На о-ве Фере (Санторин) произошло извержение вулкана и все погибло
|
Особенность планировки:
Фасад – сплошная линия, охраняемый вход, по центру – открытый двор-площадь, вокруг – культовые и хозяйственные помещения на разных уровнях. Сложное сочетание уровней, переходов, галерей, освещение – через центр двор и световые колодцы (лестничные шахты). Оборонительные башни со стороны основного входа на севере
Мелкая пластика:
Адорант из Петсофа (идеал муж красоты, прав пропорции)
Женская фигурка из Петсофа (изящная богиня, жрица)
Керамика:
Сложные формы, белым и желтым на темном, геометрический + растительный узор
1800-1700 – стиль вазовой росписи «камарес» (живой подвижный легкий узор, полихромия)
Фестский кубок с лилиями (для смешения вина и воды)
Кувшин в виде птицы
Эпоха новых дворцов на Крите (1700-14500
На фундаментах старых дворцов – новые, масштабнее богаче: Кносс, Фест, Маллиа, Като-Закра, вилла близ Феста Агиа-Триада
Кноский дворец (Лабиринт)
- 10 тыс кв. м., более 100 помещений
- центр – мощеный двор 52 на 28 делил на вост и зап половины
- западная часть: тронный зал, святилище, 22 кладовые
- восточная часть: комнаты царицы, парадный зал с изо-м на стенах 2ных секир (лабрисы)
- 2 эт, водостоки, ванная
- росписи – коридор процессий
- иное отношение к натуре – натурный стиль
- оптимист хар-р, стремление к пестроте, яркости
- высокое значение культа быка и змеи
- восхваляли физ силы мужчин, красоту женщин
Вещи из тайника Критского дворца:
Статуэтки богинь и жриц со змеями (нежная женственность, плавность)
Стеатитовый ритон из Агиа-Триады (игры с быком, экспрессия, динамичность)
|
Стеатитовая ваза со сборщиками урожая
Рубеж 15/16 в – рост «натурного стиля»:
Бронз статуэтка адорант
Молящаяся женщина
Скачущий бык с акробатом
Ритон с головой быка
Монумент живопись, вазопись:
Фрески: Кносс, Агиа-Триада
- в технике штукового рельефа –от Малой Азии и Египта (природный гипсовый штук наносится на стену и сразу по ней вырезается изо-е, след-но очень плоское и раскрашивается)
- раскрашены локальными цветами рисунок, условность черт, фантастические цвета, муж фигуры – коричневые, женские – светлые, много изо-й растений с передачей структуры цветка
(Кусты плюща на фреске с кошкой и фазаном, Лилия на вазе из Кноса), морские сюжеты (фреска летающие рыбы, ваза с рыбой из Феста)
16 в – миниатюрная фреска из Кносса (хоровод дам и толпа мужчин) Миниатюрные фрески с С-З части Кносского дворца: в центре Композиция со складными стульями, ее обрамляют миниатюрные Дамы в голубом, Парижанка
16 – нач 15 в – в росписях начинает главенствовать человек! (юноша с ритоном, парижанка, процессия нарядных дам, акробаты с быком, Царь-жрец, Игра с быком – бык в галопе летит по воздуху, через него прыгает акробатка
«Дворцовый стиль» – появляется много фигуративных композиций, сцены из жизни дворцов, представления, игры
Ост-в Фера (Санторин)
- погиб после извержения вулкана в 1450 г, затем завоеван ахейцами
Живопись
Под слоем лавы сохранились фрески святилищ (дворцов там не было), фрески похожи на Критские: роспись с цветами и ласточками, фриз с ланями, фриз с голубыми обезьянами, сцена морского боя, боксирующие мальчики, девушка-жрица
|
Ахейцы восстановили Кносс: отделали тронный зал с троном из алебастра, росписи в зале – фриз с 2 грифонами на берегу реки (сильная стилизация, сухость рисунка, более декоративно
Вазы «дворцового стиля»:
- изысканные формы, темная роспись на светлом фоне, растительные и морские мотивы подчинены форме сосуда, подчеркивают его архитектонику