Формы и методы работы с родителями




Актуальность.

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории Росси» (В.В. Путин)

Одним из приоритетных направлений в законе “Об образовании Российской Федерации” стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

3. формирование межличностных отношений и т. д.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в группе уже с младшего возраста, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями своего города и края. Решением данной проблемы стала реализация проекта.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города, края и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с малой Родиной возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Гипотеза.

Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Цель: приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.

Задачи:

Познавательное развитие.

· Дать знания детям о родном крае, городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае.

· Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Пермь

· Пополнить собственные знания и знания родителей о своей малой Родине.

Социально-коммуникативное развитие.

· Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.

· Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды и здорового образа жизни.

· Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.

Речевое развитие.

· Развивать связную речь детей, память, воображение, логическое мышление.

· Приучать детей слушать друг друга и быть внимательными.

· Отрабатывать речевые навыки во время презентации, подготовленной вместе с родителями.

· Развивать способность к словотворчетву.

Художественно-эстетическое развитие.

· Познакомить с культурой и традициями города.

· Использовать разные приёмы изобразительной деятельности в передаче полученных знаний.

· Использовать художественное слово при знакомстве с историей города и края.

Физическое развитие.

· Формировать основы экологического воспитания и здорового образа жизни в каждой семье.

· Воспитывать чувства гордости за пермских спортсменов, их успехи, желание попробовать себя в спорте.

Предполагаемый результат:

1. У детей будут сформированы знания о родном городе, крае.

2. Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, экскурсиях,дискуссиях, других видах деятельности.

3. Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.

4. Дети проявят внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.

5. Воспитатели, дети и родители придут к пониманию своей значимости как культурных и просвещённых людей в развитии края, города.

Продукт проекта: пополнение материалом уголка по краеведению, оформление предметно- развивающей среды группы для расширения кругозора дошкольников.

Участники проекта

· дети

· воспитатели

· родители

 

. 1 этап: Подготовительный

1). Информационно-накопительный:

· Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта.

· Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

· Обращение к специалистам.

Разработка проекта

1. Беседы с родителями и детьми. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться друг с другом.

2. Создание творческой группы (заместитель директора по УВР, родители, заинтересованные в данной теме, воспитатели).

3. Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника темой проекта.

4. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

5. Составление плана работы над проектом.

6.Составление графика экскурсий и походов.

 

Этап: Основной

План реализации проекта.

 

 

Временной период Подпроект Компоненты (формы и методы работы)
Сентябрь-октябрь «Путешествие в мир динозавров»   Закрепление знаний детей об историческом прошлом Пермского периода на материале легенд, преданий, экспонатов музея, научной литературы. · Экскурсия в музей Пермских древностей · Выставка «Динозавры Пермского периода»» · Макет «Динозавры Пермского периода» · Просмотр документального фильма «Динозавры Пермского периода»» · · Выставка научной литературы о диназаврах · Оформление дидактических игр по краеведению: “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я — фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной» ·
Ноябрь-декабрь Мастерская Деда Мороза Расширять и закреплять знания детей о народно- прикладном искусстве, о традиционных праздниках, народных костюмах Пермского края. · Беседы об особенностях празднования Нового года в Пермском крае · Выставка народных национальных костюмов жителей Пермского края
  • Мастер – класс «Новогодние игрушки для елки»
  • Выставка старинных новогодних игрушек
  • Праздник «Здравствуй, новый год»
  • Экскурсия «Прогулка по старой Перми»
  • Беседа «Новый год и Рождество в Перми»
 
Декабрь-январь Великорусские сказки Пермской губернии Воспитывать патриотические чувства, гордость за Родину, родной край. Формировать понятия добра и зла. Знакомить с русским народным национальным фольклором. · Чтение сказок писателей Пермской губернии · Презентация профессии «Актер. Кто он?» · Поход в театр юного зрителя на спектакль «Как Баба Яга сына женила» · Выставка сказочных персонажей. · Просмотр видеофильма «Мой детский сад», «Наша Родина – Россия» · Посещение ТЮЗа. Спектакль «Как баба Яга сына женила» ·
Февраль-март «Папа, мама, я – это вся моя семья» Воспитание у детей чувства гордости за всю семью. Родословную. Развивать творческие способности, любовь к народному искусству. Развивать физические навыки. Интерес к здоровому образу жизни. · «Сундучок моей семьи» · Праздник «Мы сегодня- моряки» · Мастер-класс «Цветы для мамочки» · Презентация «Моя семья» ·
апрель Этот удивительный космос Систематизировать представления детей об истории нашей планеты, солнечной системы, героях-космонавта. · Оформление космического пространства группы «Космос. Новая эра» · Космонавты Пермского края. Кто они? · Беседа с родителями В. Митягина о приземлившихся космонавтов в Перми (участники ток-шоу «Пусть говорят» г. Москва) · Экскурсия в Планетарий
май «Наши герои- земляки» Воспитывать патриотические чувства, гордость за героев родного края. Воспитывать уважение к старшему поколению · Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: “Пермь – прошлое и настоящее», «Моя Родина –Пермский край!», «Пермяки – участники ВОВ», «Моё имя, его значение», «О чём рассказали старые фотографии».   · Беседа» «Люди, прославившие Пермский край» · Участие в патриотической акции «Бессметрный полк» · Просмотр видеофильма, «Наша Родина – Россия» · Праздник «Пермский край! У нас с тобой все впереди» (в музее Хохловка»)

 

Формы и методы работы с родителями

1. Беседы с родителями о важности данной проблемы.

2. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной».

3. Изготовление семейных альбомов.

4. Привлечение родителей к изготовлению макета «Мир динозавров»

5. Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»

6. Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)

7. Оформление альбомов “Достопримечательности моего города, «Птицы родного края», «Природа нашего края»

8. Информация для родителей «История родного города», и т.д.

9. Экскурсия в музей Пермских древностей.

10. Поход в театр.

11. Экскурсия в планетарий.

12. Экскурсия в Хохловку.

 

Этап. Завершающий

 

1). Презентационно — завершающий

1. Оформление уголка краеведения «Мой любимый город»

2. Открытое занятие “Моя Родина – Пермский край”

3. Выставка продуктов детской деятельности.

4.Оформление космического уголка «Космос. Новая эра»

5.Оформление макета «Эпоха Пермского периода»

6.Оценка этапов реализации проекта детьми.

7.Презентация проекта.

 

2). Контрольно-рефлексивный

1. Подведение итогов.

2. Закрытие проекта «Поездка в Хохловку»

 

Литература:

1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. - 2005. №1;

2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156с.

3. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006.

4. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. с. 45 – 55.

5. Якушева Т. А. Воспитание Гражданско – патриотических чувств у ребенка дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

6. Зеленкин Д. «Великорусские сказки Пермской губернии»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: