Актуальность.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории Росси» (В.В. Путин)
Одним из приоритетных направлений в законе “Об образовании Российской Федерации” стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
3. формирование межличностных отношений и т. д.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в группе уже с младшего возраста, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями своего города и края. Решением данной проблемы стала реализация проекта.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города, края и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с малой Родиной возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Гипотеза.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель: приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.
Задачи:
Познавательное развитие.
· Дать знания детям о родном крае, городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае.
· Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Пермь
· Пополнить собственные знания и знания родителей о своей малой Родине.
Социально-коммуникативное развитие.
· Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
· Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды и здорового образа жизни.
· Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
Речевое развитие.
· Развивать связную речь детей, память, воображение, логическое мышление.
· Приучать детей слушать друг друга и быть внимательными.
· Отрабатывать речевые навыки во время презентации, подготовленной вместе с родителями.
· Развивать способность к словотворчетву.
Художественно-эстетическое развитие.
· Познакомить с культурой и традициями города.
· Использовать разные приёмы изобразительной деятельности в передаче полученных знаний.
· Использовать художественное слово при знакомстве с историей города и края.
Физическое развитие.
· Формировать основы экологического воспитания и здорового образа жизни в каждой семье.
· Воспитывать чувства гордости за пермских спортсменов, их успехи, желание попробовать себя в спорте.
Предполагаемый результат:
1. У детей будут сформированы знания о родном городе, крае.
2. Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, экскурсиях,дискуссиях, других видах деятельности.
3. Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.
4. Дети проявят внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
5. Воспитатели, дети и родители придут к пониманию своей значимости как культурных и просвещённых людей в развитии края, города.
Продукт проекта: пополнение материалом уголка по краеведению, оформление предметно- развивающей среды группы для расширения кругозора дошкольников.
Участники проекта
· дети
· воспитатели
· родители
. 1 этап: Подготовительный
1). Информационно-накопительный:
· Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта.
· Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
· Обращение к специалистам.
Разработка проекта
1. Беседы с родителями и детьми. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться друг с другом.
2. Создание творческой группы (заместитель директора по УВР, родители, заинтересованные в данной теме, воспитатели).
3. Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника темой проекта.
4. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
5. Составление плана работы над проектом.
6.Составление графика экскурсий и походов.
Этап: Основной
План реализации проекта.
Временной период | Подпроект | Компоненты (формы и методы работы) |
Сентябрь-октябрь | «Путешествие в мир динозавров» | Закрепление знаний детей об историческом прошлом Пермского периода на материале легенд, преданий, экспонатов музея, научной литературы. · Экскурсия в музей Пермских древностей · Выставка «Динозавры Пермского периода»» · Макет «Динозавры Пермского периода» · Просмотр документального фильма «Динозавры Пермского периода»» · · Выставка научной литературы о диназаврах · Оформление дидактических игр по краеведению: “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я — фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной» · |
Ноябрь-декабрь | Мастерская Деда Мороза | Расширять и закреплять знания детей о народно- прикладном искусстве, о традиционных праздниках, народных костюмах Пермского края.
· Беседы об особенностях празднования Нового года в Пермском крае
· Выставка народных национальных костюмов жителей Пермского края
|
Декабрь-январь | Великорусские сказки Пермской губернии | Воспитывать патриотические чувства, гордость за Родину, родной край. Формировать понятия добра и зла. Знакомить с русским народным национальным фольклором. · Чтение сказок писателей Пермской губернии · Презентация профессии «Актер. Кто он?» · Поход в театр юного зрителя на спектакль «Как Баба Яга сына женила» · Выставка сказочных персонажей. · Просмотр видеофильма «Мой детский сад», «Наша Родина – Россия» · Посещение ТЮЗа. Спектакль «Как баба Яга сына женила» · |
Февраль-март | «Папа, мама, я – это вся моя семья» | Воспитание у детей чувства гордости за всю семью. Родословную. Развивать творческие способности, любовь к народному искусству. Развивать физические навыки. Интерес к здоровому образу жизни. · «Сундучок моей семьи» · Праздник «Мы сегодня- моряки» · Мастер-класс «Цветы для мамочки» · Презентация «Моя семья» · |
апрель | Этот удивительный космос | Систематизировать представления детей об истории нашей планеты, солнечной системы, героях-космонавта. · Оформление космического пространства группы «Космос. Новая эра» · Космонавты Пермского края. Кто они? · Беседа с родителями В. Митягина о приземлившихся космонавтов в Перми (участники ток-шоу «Пусть говорят» г. Москва) · Экскурсия в Планетарий |
май | «Наши герои- земляки» | Воспитывать патриотические чувства, гордость за героев родного края. Воспитывать уважение к старшему поколению · Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: “Пермь – прошлое и настоящее», «Моя Родина –Пермский край!», «Пермяки – участники ВОВ», «Моё имя, его значение», «О чём рассказали старые фотографии». · Беседа» «Люди, прославившие Пермский край» · Участие в патриотической акции «Бессметрный полк» · Просмотр видеофильма, «Наша Родина – Россия» · Праздник «Пермский край! У нас с тобой все впереди» (в музее Хохловка») |
Формы и методы работы с родителями
1. Беседы с родителями о важности данной проблемы.
2. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной».
3. Изготовление семейных альбомов.
4. Привлечение родителей к изготовлению макета «Мир динозавров»
5. Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»
6. Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
7. Оформление альбомов “Достопримечательности моего города, «Птицы родного края», «Природа нашего края»
8. Информация для родителей «История родного города», и т.д.
9. Экскурсия в музей Пермских древностей.
10. Поход в театр.
11. Экскурсия в планетарий.
12. Экскурсия в Хохловку.
Этап. Завершающий
1). Презентационно — завершающий
1. Оформление уголка краеведения «Мой любимый город»
2. Открытое занятие “Моя Родина – Пермский край”
3. Выставка продуктов детской деятельности.
4.Оформление космического уголка «Космос. Новая эра»
5.Оформление макета «Эпоха Пермского периода»
6.Оценка этапов реализации проекта детьми.
7.Презентация проекта.
2). Контрольно-рефлексивный
1. Подведение итогов.
2. Закрытие проекта «Поездка в Хохловку»
Литература:
1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. - 2005. №1;
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156с.
3. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006.
4. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. с. 45 – 55.
5. Якушева Т. А. Воспитание Гражданско – патриотических чувств у ребенка дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
6. Зеленкин Д. «Великорусские сказки Пермской губернии»