В современных условиях легализация государственной власти означает установление, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего, Конституцией; опору власти на закон.
Легализация государственной власти — это юридическое провозглашение и закрепление правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности:
- законным должно быть ее происхождение (узурпация, захват государственной власти, ее присвоение незаконны);
- организация власти (в современном государстве она устанавливается конституцией, другими законами и не может осуществляться без непосредственного участия народа - выборов, референдума и др.);
- сфера полномочий государственной власти, круг отношений, который государственная власть вправе и может регулировать;
- формы и методы осуществления власти, деятельности государственной власти (они должны основываться на применении норм права с учетом общечеловеческих ценностей).
В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется прежде всего конституциями, принятыми демократическим путем (на референдуме, учредительным (конституционным) собранием и др.).
Легализация органов государственной власти, порядка их создания, деятельности осуществляется также иными правовыми актами: законами (например, законы о выборах Государственной Думы и Президента РФ), указами президента (например, указами Президента РФ утверждены положения о Министерстве внутренних дел РФ, Министерстве юстиции РФ и т.д.), постановлениями правительства, постановлениями органов конституционного контроля.
В условиях антидемократических режимов конституции могут приниматься лишь внешне демократическими методами. Юридическая легализация государственной власти в таких условиях будет иллюзорной.
Легитимность – это признание власти и ее юридических актов, ее пользы для общества, обоснованности и необходимости власти обществом в лице носителей или представителей власти. Легитимность может проявляться как в добровольном принятии большинством населения конкретной формы правления, власти той или иной группы и ее официального лидера, так и в борьбе за господство определенных политических сил.
Таким образом, следует отличать
1. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юр закрепление в конституции страны.
2. Легитимность представительных органов - на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов; эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти.
Легитимность органов управления - путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом.
В демократических сис темах уровень легитимности определяется степенью активности участия избирателей в выборах. Исторически сформировалось несколько типов легитимности. Согласно классической теории Макса Вебера, легитимность характеризуют два фундаментальных признака: признание власти, реализуемой существующими институтами государства; обязанность индивидов ей подчиняться.
Типы:
1. Традиционный тип. Он основан на принятии членами общества существующего порядка власти и отношений как должного, оставшегося в наследство от предшествующего периода развития.
2. Харизматический тип. Харизма – это набор исключительных, приписываемых субъекту власти качественных способностей, наилучшим образом обеспечивающих интересы общества и государства.
3. Рациональный тип. И власть, и право базируются на разделении большинством населения полезности содержания норм права, решений субъектов власти.
В современной науке выделены и другие типы легитимности, например в России выделяют также:
1. Идеологический тип (вера населения в правильность идеологических ценностей власти).
2. Структурно-полномочный тип (признание правомочности существующих органов власти действовать определенным образом).
3. Тип политической целесообразности (в 1990-1993 годы в России – вера населения в то, что деятельность властей приведет к качественно новому, лучшему состоянию общества).
Проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в государстве. Неспособность государства обеспечить такое участие снижает уровень легитимности власти и права. Для лучшего разграничения легализации и легитимности надо выяснить, почему иногда между ними ставят знак равенства. Это происходит тогда, когда:
1. Понятию легальности придается оценочное значение (это свойственно публицистике, когда авторы определяют существующие властные отношения не с точки зрения официального толкования законов, а с точки зрения своих представлений о них).
2. Когда законность пребывания у власти определенных сил квалифицируется не с точки зрения существующих в данной стране юр норм, но исходя из норм других государств, претендующих на мировое господство, не редко прикрываемых нормами МП. Отношение населения к гос власти и правовым нормам подменяется отношением населения иных социальных систем (главным образом из стран “золотого миллиарда”).
Абсолютной легитимности не бывает, всегда в обществе есть недовольные властью. Недовольство может быть латентным (скрытым) или ярко выраженным.