Пирл С. Бак
Первое восприятие маскулинности женщиной - это восприятие отца. Таким образом, он создает для нее важную модель отношения к реальному мужчине и к внутренней маскулинности. В сновидениях женщин, у которых отношения с отцом были нарушены, закономерно присутствуют повторяющиеся маскулинные образы. Сновидения и переживания женщины, имеющей склонность к воспроизведению паттерна вечной девушки - пуэллы, часто содержат фигуру, которую я называю «старик-извращенец». А в сновидениях и переживаниях «женщины-амазонки» часто возникает фигура «рассерженного мальчика».
Так как женщина-пуэлла склонна отрицать свою силу и влияние, над ней властвует могущественная и авторитарная маскулинность, могущество которой, однако, оказывается извращенным, и она становится похожей на жертву своего внутреннего критика и судьи. В отличие от нее «амазонка в панцире» имеет тенденцию отрицать свою непосредственную живость и игривость. В маскулинной форме эта часть паттерна «амазонки» становится похожей на сердитого, бунтующего подростка, испытывающего потребность в самоутверждении и в разрушении сковывающего ее панциря. Чтобы лучше развить связь с внешней и внутренней маскулинностью, женщине нужно осознать присутствие таких фигур в своей психике и то воздействие, которое они на нее оказывают. Обратившись к этим фигурам, женщина может сформировать у себя новое, более творческое отношение к маскулинности.
Во время анализа многие женщины мне говорили: «Разве я смогу этого добиться?... Я какая-то неполноценная... все делаю не так... Это безнадежно... Меня"никто никогда не полюбит». И услышав это один или два раза от очень многих женщин, я стала размышлять, что же скрывается за отсутствием силы духа, за негативным образом «Я»? Что делает женщин такими неуверенными и несвободными, что они продолжают оставаться вечными девушками, оказавшись в ловушке архетипического паттерна пуэллы?
Неожиданно у меня в сознании возник повторяющийся мотив, присутствующий в снах многих анализируемых женщин, да и в моих собственных, - это образ старика-извращенца с садистскими наклонностями. Иллюстрацией к этой теме может послужить следующий сон.
В этом сне старик-извращенец преследует молодую невинную девушку, выжидая момент, когда сможет на нее напасть. Он говорит, что покончит с ней, когда та станет носить длинные платья; то есть когда уже будет готова стать женщиной. Но у юной невинной девушки есть подруга, которая предупреждала ее об этом старике, поэтому она была способна противостоять ему и бороться с ним. Старик-извращенец намеревался схватить ее сзади, чтобы сильнее напугать; он все время был в ярости и активно преследовал девушку. Но она ударила его ногой в промежность и так сильно оттолкнула от себя, что тот отлетел назад и упал. Обезумев еще больше, старик схватил ведро с грязной водой, в которой мыли клубнику, и попытался вылить ее на девушку. Но та оказалась проворнее, успела схватить ведро и опрокинула воду на него самого. Когда она это сделала, раздался голос: «Это испытание в волшебных сказках, которые рассказывают на четырех разных языках».
В сновидении проявляется связь между этими двумя фигурами: пуэллой и стариком-извращенцем. В нем также виден момент, когда пуэлла может совершить резкий переход в своем личностном развитии, а также опасность, присущая такому переходу. Ибо тогда начинается осознанная конфронтация и вместе с нею появляется возможность справиться с этой внутренней фигурой. К этому я вернусь несколько позже. Но сначала мне хотелось бы подробнее исследовать два образа: пуэллы и старика-извращенца, чтобы понять, как и почему они оказались вместе.
114
Глава 5
Внутренний мужчина
Как для каждой Персефоны найдется свой Гадес, который ее похитит и увлечет в подземный мир, так и в психике пуэллы существует нездоровое проявление ригидной, авторитарной стороны маскулинности. В своем потенциале этот аспект маскулинности воплощается в мудрого старика, который становится омерзительным и больным, из-за того что им пренебрегают. На мой взгляд, причина такого пренебрежения заключается в нарушении психологического развития отца, когда тот не участвовал в жизни дочери и не проявлял ответственного отношения к ней ни на уровне эроса, ни на уровне логоса. То есть фактически не выполнял отцовских функций.
Если отцовское начало, которое создает ощущение духовности и внутреннего авторитета, отсутствует или искажается, есть вероятность появления старика-извращенца. По моему мнению, всегда, когда в психике какой-то потенциал не получает возможности нормально развиваться, он развивается чаще всего извращенно. Один из таких потенциалов - отцовский, он существует у всех - и у мужчин, и у женщин. Но чтобы развить его, нужен опыт. Нужно снова и снова исследовать и экспериментировать, пробовать и проверять, и только так мы развиваемся и учимся использовать все, что существует внутри.
Итак, если у дочери не было прочных отношений с отцом или же его влияние было негативным, как ей ощутить и выявить эту внутреннюю часть своей личности? Скорее она станет опираться на то, что слышит от. матери и родственников, на представления, существующие в культуре, а также на свои фантазии, которые начинают развиваться в отсутствие реальности. Вполне вероятно, если отец не был отцом по отношению к дочери, то он не был и мужем ее матери. Поэтому вполне возможно, что мать относилась к мужчинам с горечью, цинизмом и раздражением, и у нее внутри был извращенный, неполноценный внутренний мужчина, т.е. она сама испытывала негативное отношение к маскулинности. В таком случае неудивительно, что у дочери может сформироваться такое же отрицательное отношение к отцу и мужчинам и так же будет нарушена связь с ее внутренней маскулинностью. Женщина с очень развитой фантазией рисует в своем воображении такого мужчину, как Синяя Борода. Это может проявляться в масштабах культуры. Предположим, женщина выросла в фашистской Германии, - разумеется, это крайний случай, - когда у власти стояли бездушные нацисты. Какой образ отца и какая
духовность могли у нее сформироваться? Или даже в Америке, где так часто мужчины до старости остаются мальчиками, очень высокий процент разводов и ни у кого нет никаких обязательств друг перед другом.
Если у женщины искажено восприятие отца, то искажен и образ мужчины вообще, то есть она будет негативно относиться ко всему мужскому роду, а к ее отдельным представителям - с недоверием. Но это искаженное отношение к отцу и мужчинам по-разному проявляется у пуэллы и «амазонки». Женщина-«амазонка» склонна видеть мужчин слабыми, покорными и бессильными. Только она сильна и могущественна; только она независима. В ее мире роль мужчин очень незначительна или их нет вообще. В отличие от амазонки, пуэлла приписывает им все могущество. Она зависима, она жертва, отданная на откуп влиятельному мужчине. Он распоряжается, а она вольно или невольно ему подчиняется. Нетрудно видеть, что таким образом у нее развивается садомазохистский синдром. Приписав все могущество мужчине, она слишком мало оставила для себя, и ее самооценка и уверенность в себе находятся на самом низком уровне. Конечно, вполне возможно, что в бессознательном переживается сильная инфляция - т.е. формируется нереалистичное представление о себе, характеризующееся огромным высокомерием. Пуэлла может ощущать себя эдакой изнеженной Принцессой на горошине по отношению ко всему низшему. Но на уровне сознания она может ощущать себя Золушкой, которой пренебрегают, которую оскорбляют и низводят до уровня уборщицы. Сон одной женщины может послужить прекрасной иллюстрацией сказанному выше. Мужчина, для нее небезразличный, рассыпался в похвалах очень уверенной в себе даме с нарцис-сическими склонностями, тогда как сама сновидица работала в чулане, разделывая цыплят. В конце концов сновидица не выдержала и, придя в ярость, высказала той женщине все, что о ней думает, назвав ее надутой и высокомерной гордячкой. Именно так и нужно было поступить в реальности: признать бессознательную, подверженную инфляции нарциссическую установку, которая ее порабощала, побуждая считать себя униженной.
В установке пуэллы по отношению к самой себе часто можно услышать лицемерный и циничный голос, убеждающий ее в том, что она неполноценна, никогда ничего не добьется и не будет достойна любви. Если она ему верит, создается порочный круг, который сохраняет у нее это негативное отношение к себе как к
116
Глава 5
Внутренний мужчина
слабому ни на что не годному существу. Она часто даже действительно ощущает себя неудачницей в реальном мире, отдав всю свою энергию этому внутреннему садисту, который, с одной стороны, говорит, что у нее ничего не получится, а с другой стороны, подпитывает ее инфляцию.
Так происходит у>всех четырех разновидностей паттерна пу-эллы: «куколка-милашка» проживает проекции своего партнера; «девушка из стекла» живет в мире фантазий и не способна обратиться к реальности; «парящая в вышине» вожделенно порхает от одного мужчины к другому, не связанная никакими обязательствами; «никчемная» всем плоха и является изгоем общества. По существу, если женщина не уверена в себе и потакает внутреннему тупице, она не может реализовать себя в жизни. Одной из моих клиенток приснилось, что она ехала на машине, думая о будущем ребенке и подарках на свадьбу, и припарковалась в тупике, где какой-то старик попытался украсть у нее машину. Она его заметила, когда тот уже проколол все шины, поэтому не могла ехать дальше. Нет ничего удивительного в том, что в реальной жизни она буксовала в своем развитии и ее творческий потенциал безнадежно дремал.
Женщин часто обвиняют в том, что им никогда не приходилось пройти через серьезные испытания. Постоянно задается вопрос: «Где те женщины, которые творили историю?» Но если описанное мной на самом деле в чем-то типично, тогда, по-моему, вопрос никого не удивит. Пуэлле необходимо справиться со своим внутренним стариком-извращенцем, который полностью уничтожает ее потенциальные возможности, прежде чем она сможет их обнаружить и успешно реализовать в реальном мире.
По моему убеждению, один из способов воздействия старика-извращенца на женщин через культуру заключается в том, что им навязывается маскулинное представление о творчестве, в основе которого лежит логика и рассуждение. Если женщина будет следовать таким нормам, ей придется творить, как это делают мужчины, а не женщины - исходя из внутреннего ядра фемининной сущности. Нечего удивляться тому, что нашлось так мало женщин, которые «сделали это», ибо таким образом они лишь отвергали свои творческие возможности. И в дополнение к применению маскулинных норм и оценок в отношении женского творчества, воздействие на культуру оказывал старик-извращенец, заставляя их чувствовать себя виноватыми, если они находили вре-
мя заниматься творчеством для себя. Анаис Нин, которая большую часть своей жизни проживала паттерн пуэллы и сама была дочерью пуэра, но нашла в себе волю и силы заниматься творчеством, чтобы внести свой вклад в мир, смогла очень ясно это выразить. Вот что она пишет:
Вместе с тем существует дополнительная проблема, которая возникает в отношении литературного творчества у женщин (у мужчин такой проблемы нет), и она связана с чувством вины. Каким-то образом женщина связала творческую деятельность и стремление к творчеству с представлением о маскулинности, и у нее появился страх, что такая активность связана с проявлением агрессии. Ибо культуре не было нужно, чтобы женщины были успешными. Поэтому мужчина не чувствовал вины, когда запирался в комнате, чтобы написать роман, на протяжении трех месяцев не обращая внимания на свою семью. Но в женщину самой природой было заложено ощущение, что ее личная жизнь - это ее основная обязанность, а ее литературная деятельность относится к самовыражению. Такая субъективность и нарциссизм привели ее в замешательство, но при этом мы никогда не называем писателя-мужчину нарциссической личностью.73
Это вовсе не значит, что я таким образом извиняю или оправдываю отсутствие у женщин творческих способностей. Вовсе нет, ибо это означало бы попасться в ловушку паттерна пуэллы, жертвы, беспомощной девушки, находящейся в полной власти противного старика-извращенца. Однако мой опыт говорит о том, что нужно понять, как развивался жизненный паттерн, чтобы суметь его изменить. Как правило, у деструктивного жизненного паттерна существует внутреннее и внешнее проявление, и как только оно становится заметным, его следует корректировать на обоих уровнях. В области творчества женщинам очень важно увидеть, как функционирует маскулинная фигура извращенца: извне - на уровне культуры и внутри - в сфере психики.
Кроме творчества, сексуальности и эмоциональной близости есть и другие сферы, на которые распространяется садомазохистский паттерн. В упоминавшемся выше сновидении старик
73 Evelyn J. Hinz, ed., A Woman Speaks: The Lectures, Seminars and Interviews ofAnaisNin (Chicago: The Swallow Press, 1975), p. 82-83.
118
Глава 5
Внутренний мужчина
является сексуальным извращенцем, а девушка - юной и невинной. Испытывая садистское влечение, он хочет над ней надругаться. Получается так, словно эти два аспекта - невинность и извращенность - сосуществуют бок о бок. Рассмотрим следующий пример. У одной женщины, проходившей у меня анализ, не было отца, с которым можно было бы поддерживать эмоционально близкие отношения, и она продолжала поиски своего «отца» в каждом встречном мужчине. В молодости она была отчужденной и от собственной сексуальности, так как с отцом запрещено ложиться в постель. Но затем она попала в плен своей Тени: из состояния сексуальной наивности она чрезвычайно быстро перешла к сексуальному промискуитету, не умея ответить «нет» на притязания мужчин, даже если эти притязания противоречили ее чувствам. Большинство мужчин, которыми она увлекалась, ей действительно очень нравились, но при этом в них она по существу искала отца. Она соглашалась быть сексуальным партнером, так как именно таким способом она могла заполучить мужчину. Но при этом ей не удавалось достичь полноценных отношений с ними, так как они в основном были женаты, и отсутствие обязательств друг перед другом в рамках этих отношений повторяло ее первичные отношения с отцом. По существу, это поведение исходило не из ядра ее фемининного эроса, а представляло собой отыгрывание, обусловленное потребностью в отцовской любви и поддержке, которые она никогда не получала от реального отца. По существу своим отыгрыванием она в каком-то смысле предавала себя и партнера каждый раз в таких отношениях. В глубине души она не доверяла мужчинам, иначе смогла бы им сказать то, что действительно чувствовала. Влияние ее внутреннего старика-извращенца заключалось в том, что он говорил ей: единственная возможность вступать в отношения с мужчинами - выставить на продажу свое тело, и такое влияние еще больше подрывало ее доверие к мужчинам. К тому же он ее побуждал вступать в отношения с мужчинами, которые на самом деле оставались для нее недоступными. А потому в своей сексуальной «свободе» она оставалась закрытой для проявлений близости и эроса, как это было в прошлом, когда она была наивной девушкой. Но старик-извращенец мог ею управлять и удерживать ее от важных для нее отношений только потому, что она сама отдала ему власть из-за своей невинности, из-за отсутствия фемининного самоутверждения, потому что оставалась пассивной и зависимой
и отыгрывала поведение девушки, а не взрослой и уверенной в себе женщины.
Такой паттерн встречается не так уж редко. В реальной жизни нужно лишь посмотреть на большое количество случаев насилия над детьми. Женщины, которые в детстве подвергались сексуальным домогательствам взрослых мужчин или даже изнасилованию, впоследствии в своей жизни очень серьезно переживали эти извращенные отношения. В результате обычно их уверенность в себе была снижена, и если женщина могла заглянуть глубоко в себя, она могла обнаружить старика-извращенца, садистский, негативный Анимус, который продолжал свои домогательства. Еще один пример проявления такого паттерна на социальном уровне - личность проститутки. Проведенные исследования показали, что очень часто в детстве этих девочек грубо отвергал отец, и затем они постоянно отыгрывали это отношение и сопутствующую ему ненависть, продавая себя мужчинам. Однако даже у внешне счастливой домохозяйки или у молодой жизнерадостной женщины можно часто заметить скрытое воздействие этого паттерна.
В фильме «Последнее танго в Париже»74 показан крайний случай - отношения старика-садиста и молодой женщины-мазохистки. В этом фильме показана и опасность подобных отношений и для мужчины, и для женщины. В начале фильма некий опустившийся и пребывающий в депрессии пожилой мужчина случайно встречает энергичную молодую женщину: они оба смотрят квартиру, которую каждый из них хочет снять. Их отношения развиваются на сексуальном уровне, причем они крайне обезличенные - до такой степени, что мужчина говорит, что они здесь только занимаются сексом и не должны задавать никаких вопросов: они даже не знают друг друга по имени. Сперва девушка хочет узнать о нем больше, но в конце концов уступает его требованиям; он ее чем-то привлекает, поэтому она соглашается встречаться на его условиях. Отношения, начавшиеся со случайной и забавной встречи, превращаются в навязчивую зависимость, заставляющую ее смириться с всевозможными оскорбительными и унизительными сексуальными актами, к которым принуждает ее мужчина. Можно ожидать, что их отношения бу-
74 «Последнее танго в Париже» - известный фильм Бернардо Бертолуччи (1972). - Примеч. пер.
120
Глава 5
Внутренний мужчина
дут продолжаться бесконечно, однако неожиданно ситуация полностью изменяется. Мужчина в конце концов влюбляется в девушку и хочет, чтобы их отношения стали более близкими. Но как только он приближается, девушка сама начинает настаивать на увеличении эмоциональной дистанции. Именно она становится-отвергающей стороной, именно теперь она полностью владеет ситуацией. Наконец, когда он пытается добиться ее близости и хочет узнать ее имя, она отказывается, между ними происходит ссора, и во время истерического припадка девушка, защищаясь от мужчины, стреляет в него, и этот выстрел становится смертельным. Ее слова:
Я не знаю, кто он такой. Он преследовал меня на улице. Он пытался меня изнасиловать. Он сумасшедший. Я не знаю, как его зовут. Не знаю, кто он такой. Он сумасшедший. Я не знаю его имени.75
В конце фильма она пытается оправдать себя своей невинностью и неосведомленностью, т.е. тем, что она не знала даже его имени.
В этом фильме показаны доведенные до крайнего драматизма отношения между мужчиной-садистом и женщиной-мазохисткой. Но что еще важнее, в нем показана оборотная сторона этих отношений, которая часто остается незаметной для наблюдателей и участников. Она заключается в том, что девушка также является садисткой, ибо именно она в конечном счете отвергает мужчину и отказывается от близости в отношениях с ним. Оборотной стороной ее подчинения мужчинам является ее негативные чувства - недоверие и даже ненависть. Александр Лоуэн в своей книге «Любовь и оргазм» с разных точек зрения описал паттерн зависимой дочери. По его мнению, такая женщина ведет себя как психологическая проститутка, которая, будучи отвергнутой, испытывает огромную потребность в любви. И чтобы получить эту любовь, она готова на все. Однако эта чудовищная потребность пожирает мужчину, к которому ее влечет, ибо независимо от того, сколько он ей дает, ей никогда не будет достаточно. Поскольку ее потребность нельзя насытить, ее любовники в конце концов истощают свои возможности и чувствуют себя виноватыми. А она пре-
зрительно плюет на них, считая каждого из них полным ничтоже-
ством76.
Хотя это крайность, но, на мой взгляд, в большинстве паттернов, характеризующихся связью пуэллы и старика-извращенца, как правило, присутствует элемент такой связи. В упоминавшемся ранее сновидении невинная девушка должна противостоять мужчине-извращенцу. При этом ей нужно сознательно сосредоточить внимание на этой персоне, а не вести себя так, словно его вообще нет, подобно тому как она вела себя раньше, будучи совершенно невинной. Именно сознательное выявление этой внутренней фигуры в конечном счете помогает ей самоутвердиться и, следовательно, избавиться от его угрожающей циничной власти. Опрокидывая на него ведро с грязной водой из-под клубники, она самоутверждается как женщина; таким образом она отказывается окунаться в воду с остатками чьей-то неудачной любви и утверждает силу своих чувств. Но сначала она должна вступить в конфронтацию с этой фигурой, т.е. узнать, кто он такой, как звучит его имя. В фильме «Последнее танго в Париже» трагедия происходит, когда молодая девушка на самом деле боится встретиться со стариком, боится узнать, кто он такой, не хочет знать его имя. В сновидении, как и в сказке «Румпельштильцхен», все происходит наоборот - точное знание имени и сущности персонажа предотвращает трагедию и помогает девушке вырваться из рук извращенца.
Но как происходит идентификация и как определяется имя этой фигуры? Во-первых, эту возможность дают сны, в которых раскрывается сущность наших внутренних персонажей, а также динамика их взаимодействия. Во-вторых, можно осознать свои проекции на других людей и фантазии относительно того, какими мы хотим их видеть. В-третьих, волшебные сказки, мифы, литературные произведения и художественные фильмы также позволяют нам увидеть себя в разных персонажах и паттернах взаимодействия. В-четвертых, хороший результат дает метод активного воображения, т.е. активный диалог с внутренней фигурой, который дает возможность узнать, кто это, почему здесь находится и так себя ведет. Одна моя клиентка рассказала о своей работе с активным воображением, она разговаривала со стариком-извращенцем,
75 Bernardo Bertolucci, Last Tango in Paris (New York: Dell Publishing Ca, 1973), p. 197.
76 Alexander Lowen, Love and Orgasm, p. 266-267. (В рус. переводе: Лоуэн А. Любовь и оргазм: Современный взгляд на психологию чувства сексуального удовлетворения. - М.: Феникс, 1998.)
122
Глава 5
Внутренний мужчина
который появлялся в нескольких ее снах. Когда она его спросила, почему он такой мерзавец и ничтожество, он ответил: «Малышка, ты сбиваешь меня с толку своей невинной самоуверенностью. Ты ведешь себя как беспомощная жертва. Ты мной пренебрегаешь, а потом осуждаешь, но ведь мне, как и всем, нужно внимание, поэтому я тебя, беспокою. Постарайся понять меня, узнать, почему я разочарован. Тебе нет до меня дела, вот я и кажусь тебе мерзким». По-видимому, этот персонаж пытался ей сказать, что он стал извращенцем, так как она не обращала на него внимания и вела себя так, будто его никогда не было. И когда она стала с ним общаться с доверием, дружелюбно и ласково, он стал изменяться.
Итак, если пуэлла проявляет пренебрежение к старику-извращенцу и забывает о нем, она остается пассивной и беспомощной. Что значит пренебречь этой фигурой на психологическом уровне? Одна разновидность пренебрежения - вообще не признавать ее существования. Например, рассмотрим установку идеалистического и подверженного инфляции оптимизма «парящей в вышине», которая не признает никаких пределов и ограничений, верит в то, что все возможно, и отказывается признать мощь демонических и Теневых аспектов бытия. Она ко всему относится с нетерпением, не принимая в расчет временных ограничений, и стремится в будущее вместо того, чтобы делать то, что необходимо сейчас. «Куколка-милашка», вероятно, попадает в ловушку, не сумев признать свои темные стороны вследствие идеалистических проекций ее отца и возлюбленных. Оборотная сторона такого паттерна - идентификация с Теневой стороной, как это происходит у «никчемной», мятежная установка, которая не направлена на конфронтацию с фигурой старика-извращенца вследствие слишком мощной идентификации с ней. Чрезмерная терпимость к наркотикам и алкоголю и сексуальная зависимость могут послужить этому примером, ибо в данном случае не признаются естественные ограничения тела и эмоциональной жизни. А «девушка из стекла» пренебрегает стариком-извращенцем, скрываясь от него в мир своих фантазий.
Кроме того, пренебречь стариком-извращенцем можно, попытавшись от него ускользнуть. Одну из моих клиенток во сне преследовал страшный старик, и она попыталась от него убежать. Когда они подбежали к ограде, она повернулась и пнула его в ногу, и тогда он отключился и упал в дыру, в которой находился ящик, похожий на гроб. Она попыталась его похоронить, но не сделала
это до конца, и вскоре он снова оказался позади нее, уверяя, что на сей раз она от него не убежит. Однако она от него убежала: даже не убежала, а улетела; как только она взмыла вверх, воздушный поток увлек ее на простор небес. В данном случае старик-извращенец воспринимался сознанием через часто повторяющуюся циничную и самокритичную установку, говорящую о том, что она ничего не добьется, и вызывающую мучительное чувство вины из-за ее «неполноценности». Несколько лет это мешало девушке развиваться и учиться, а затем, когда она, наконец, отважилась вернуться в колледж, эта фигура ей твердила, что у нее ничего не получится. Во сне у нее начался процесс конфронтации с этой внутренней фигурой, однако он не был завершен полностью, поэтому она все еще пыталась убежать. Простор неба, в который ее увлек воздушный поток, символизировал ее внутреннюю пустоту, чувство подавленности и вины за то, что она не пыталась реализовать свои возможности, а вместо этого проецировала свой творческий потенциал на мужчин. В процессе анализа, как только она стала обращаться к своему внутреннему цинизму и противопоставила ему свою [фемининную] основу, она стала меньше и меньше ощущать себя жертвой обстоятельств и все больше принимать на себя ответственность за свои решения. Например, она взяла на себя ответственность за собственное профессиональное развитие, и когда порочные, циничные голоса закричали: «Ты ничего не добьешься», она громко крикнула им в ответ, что они ошибаются и она сможет достичь тех целей, которые поставила перед собой. И как только она это сделала, перед ней открылись новые грани ее жизни.
Желание убежать и скрыться от такой фигуры может объясняться еще и тем, что она может обладать практически дьявольской силой. В конечном счете, дьявол - это именно тот, кем изначально пренебрегли и кого отвергли, но вместе с тем для него характерны гордость и тщеславие. И эти две черты - отверженность и тщеславие, как правило, чередуются в психике. По моему опыту, когда я чувствовала, что меня отвергают, я отвечала на это самой себе: «Ну ничего, я от них уйду - к тем, кто меня действительно ценит...» Но, разумеется, человек, которого отвергли, не может проявлять самоуважение и чувствовать себя уверенным в своей значимости, поэтому на уровне фантазии происходит компенсация: «На самом деле я велик, а те болваны, которые меня отвергли, слишком глупы, чтобы это понять». Но вместе с тем он боится, что отвергнувший оказался прав.
124
Глава 5
Внутренний мужчина
Противостоять фигуре старика-извращенца - значит противостоять комплексу отвержения-инфляции. То есть противостоять своей идентификации с дьяволом, с всесильной и одновременно немощной гордостью, которая, с одной стороны, говорит: «Я этого не смогу», а с другой - считает себя достаточно могущественной, чтобы решить, что сможет и что не сможет сделать. Такая установка не оставляет ничего высшим силам, находящимся за границами Эго, внутренним ресурсам исцеления, хотя все они остаются скрытыми за внешней оболочкой девичьего бессилия. Противостоять фигуре старика-извращенца - значит вступить с ней в рискованную борьбу. Вступив в борьбу, можно обнаружить в себе новые силы, как это случилось во сне с девушкой, которая вылила на старика ведро грязной воды и тем самым получила подтверждение, что готова выдержать гакое испытание. Противостоять фигуре старика-извращенца также значит признать, что в извращении присутствуют некие скрытые возможности. Наконец, известно, что дьявол - это падший ангел, высшая сущность, чьи возможности почему-то не раскрылись так, как это должно быть, вследствие искаженной установки.