учебники: Марченко; Матузов, Малько; Храпанюк.
Право - это система установленных и гарантированных государством формально определенных правил поведения общего характера, обусловленных, в конечном счете, материальными и духовно-культурными условиями жизни общества.
Сущность права — главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Основоположники философии выдающиеся античные мыслители сущность права усматривали в общесоциальной справедливости:
Сократ: справедливость драгоценнее всякого золота — это равенство для всех и добровольное подчинение всех закону; законное и справедливое — одно и то же. Право — есть справедливость, выраженная в реализации разумно взвешенных интересов всех членов общества.
Платон: справедливость — это сочетание трех добродетелей — мудрости, мужества, умеренности; она заключается в том, что никто не должен вмешиваться в дела других, захватывать чужое, лишаться своего. «… Неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом … где законы установлены в интересах нескольких человек».
Аристотель: право — это политическая справедливость, справедливый порядок, установленный в государстве, в обществе. «Понятие справедливости связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общежития».
Существует два основных подхода к сущности права: классовый и общесоциальный.
Классовый подход - право это совокупность общеобязательных, формально определенных юридических норм выражающих волю определенного класса.
Общесоциальный подход (общечеловеческий) — право служит компромиссом различных социальных групп, выражает интересы всего общества в целом.
Существуют и иные подходы: религиозный - в праве преобладают интересы религии.(мусульманские страны); расовый подход - право выражает и защищает интересы одной титульной расы.
Сущность права заключается в том, что оно направлено на установление справедливости в обществе. Как общественный институт оно как раз и было найдено для того, чтобы противостоять насилию, произволу, хаосу с позиции справедливости и нравственности. Поэтому право всегда выступает в обществе стабилизирующим, усмиряющим фактором. Его главное предназначение - обеспечить согласие, гражданский мир в обществе с позиций прав человека.
Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.
Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло — нарушением этой нормы.
СУЩНОСТЬ ПРАВА.
Для юриспруденции важен вопрос: «Что собой представляет право?», и в зависимости от того, как понимается сущность права, что включается в это понятие, каким набором признаков его наделяются, толкуются все иные явления правовой сферы: правотворчество, правоприменение, правоотношение, принципы права, законность и правопорядок и т.д.
Под сущностью права понимается внутренняя устойчивая основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.
Л. С. Явич в «Сущности права» считает, что анализ сущности права оказывается необходимой предпосылкой трактовки права, понимания его образования и действия, верного восприятия социальной жизни права во всем многообразии ее проявлений. По мнению Явича познание сущности права позволяет верно определить место государственной деятельности динамичных и сложных процессах правообразования, правореализации, выявить объективные закономерности развития и функционирования правовых общественных отношений, указать на реальную значимость законности и правопорядка, верно определить возможности закона и суда в борьбе с правонарушениями.
И. А. Ильин «О сущности правосознания»: сама сущность и природа права в том, что оно творится сознательными существами для сознательных существ, мыслящими субъектами для мыслящих субъектов. Основная сущность права выражается в терминах: объективно-значащее правило внешнего социального поведения.
К. Маркс «Манифест коммунистической партии»: Одной из фундаментальных проблем юридической науки является «признание природы права как высшего и основного понятия в правоведении».
По мнению Венгерова основное назначение права заключается в том, чтобы быть социально-нормативным регулятором, определителем возможного и обязательного поведения индивидов и их коллективов. Обязательность права обеспечивается возможностью государственного принуждения и выше указанные характеристики и составляют сущность права.
Венгеров выделяет несколько теоретических аспектов сущности права:
- гносеологический аспект, который заключается в философской проблеме познания сущего
- выделение в самой сущности права главного основополагающего компонента, и он может быть либо классовый, либо общесоциальный.
Сущность права заключается в его внутренних закономерностях, в устойчивых и существенных свойствах, в которых раскрываются многообразие и противоречивость форм существования права, а также его функционирования и развития.
В юридической литературе выделяются два основных подхода к пониманию сущности права: классовый и общесоциальный.