Систематизация законодательства - это деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение действующего законодательства путём его внешней и внутренней обработки в целях поддержания его системности и обеспечения субъектов права необходимой информацией.
Значение систематизации: Сперанский был первым кто попробовал систематизировать законодательство "Полное собрание законов Российской империи". После Сперанского было издано полное собрание законов СССР, конец 70х годов - 50 томов.
1. необходимое условие эффективности правотворческой деятельности, которое способствует ликвидации пробелов и коллизий в праве
2. предпосылка эффективности правового воспитания (в том числе юридического образования)
3. является действенным способом обеспечения субъектов права необходимой правовой информацией; позволяет оперативно находить и правильно толковать норму права.
Виды (формы) систематизации законодательства:
1. учёт законодательства - это сбор, хранение и поддержание в контрольном состоянии необходимых НПА. Информации о них, создании информационно - поисковых систем, обеспечивающих нахождение необходимой информации в массиве актов, взятых на учёт. Результат учёта: журналы учёта, создание картотек, информационно-поисковые системы.
Принципы организации учёта:
1. полнота информационного фонда
2. достоверности информации
3. удобство пользования
Способы учёта:
1.) хронологический (по датам принятия)
2. алфавитно-предметный
3. системно-предметный
2.)кодификация - называют коренную, как внешнюю, так и внутреннюю переработку действующего законодательства, путём подготовки и принятия нового кодифицированного акта, могут этим заниматься только правотворческие органы государства
мы получаем: кодифицированный акт (кодекс)
Признаки кодифицированного акта:
1. закрепляет нормы, регулирующие наиболее важные вопросы общественной жизни, определяющие иерархические основы той или иной отрасли законодательства
2. регулируют значительную и достаточно обширную сферу общественных отношений
3. единый внутреннее связанный документ
4. рассчитан на длительный срок действия
5. имеет значительный объём и сложную структуру
6. представляет собой определенный этап совершенствования законодательства, поскольку охватывает как ранее действовавшие нормы права, так и вновь созданные
Виды кодифицированных актов:
1. основные законодательства о нотариате 1933 года
2. кодекс
3. устав может иметь кодификационное значение, например, воинский устав
4. положение тоже может носить кодифицированный характер, как правило регламентируются вопросы деятельности органов
5. правила
Инкорпорация - нормативно правовые акты объединяются полностью, либо частично в различные сборники в определённом порядке без изменения их формы и содержания. Данным положением инкорпорация отличается от кодификации. Кто может заниматься инкорпорацией - правотворческие органы и неправотворческие органы, то есть любой субъект права. Что получаем в результате инкорпорации - сборники, собрания, своды (3 нормативных акта). Чем сборник отличается от собрания.
Сборник - это инкорпорированное издание НПА, а также тематическое издание НПА, произведённое уполномоченным на то гос. органом (но не высшим органом), либо неофициальными субъектами систематизации.
Собрание - это инкорпорированное издание НПА высших органов гос. власти и управления.
Свод - это собрание всего действующего законодательства за определённый период.
Виды инкорпораций:
1. по субъекту:
-официальная - осуществляется от имени и по поручению либо санкции правотворческого органа, который утверждает или иным образом официально одобряет подготовленный сборник
-неофициальная - осуществляется разными субъектами, не имеющими специальных полномочий для осуществления данной деятельности.
2.по способу упорядочения:
-предметная НПА (сборник законодательных актов о транспорте, о здравоохранении и т.д.)
-хронологическая - НПА располагаются по времени издания (собрание законодательства РФ - официальная хронологическая инкорпорация)
3. по объёму:
-генеральная - систематизируются всё законодательство страны (или субъектов федерации)
-частичная - регулирует определённый круг вопросов (систематизируются законодательные акты экологического характера)
Консолидация - это устранение множественности НПА, принятых по одному вопросу путём сведения их в один новый укрупнённый акт. Ею могут заниматься только правотворческие органы. В результате получаем новый сводный НПА, при этом содержание нормативного массива остаётся неизменным, а раннее действовавшее НПА утрачивают юридическую силу (особенно характерно для Франции).
Вопрос № 43