с начала Григорианского стиля (с 1583 года)




Доклад

О причинах разногласий между

Православной и Католической церквами

В датировании праздника Пасхи

с начала Григорианского стиля (с 1583 года)

Предисловие

Когда я весною 1967 года был в Ленинграде, в связи с вопросом о рецензировании моего последнего труда по Пасхалии: «Основы исправления хронологии Пасхалии Русской Православной Церкви», от 1 Апреля 1967 (?) г., на 32 страницах большого формата машинописи, то Ректор Ленинградской Духовной Академии, епископ Михаил (Мудьючин?) предложил мне заняться научным исследованием новой темы: «нет ли каких других причин расхождения между Православной и Католической Церквами в датировании праздника Пасхи, кроме обусловленных разницей в стилях?» Так как эта тема гармонировала и с последним моим пасхалистическим сочинением «Основы исправления хронологии Пасхалии Русской Православной Церкви» и с современным общецерковным экуменическим настроением, то я сразу же и легко согласился на этот труд и, с благословением Божиим через Владыку Ректора и при том, в убеждении, что на это у него есть и предварительное благословение Святейшего Патриарха Алексия, тогда же принялся за подыскание полезной мне в этом деле литературы в библиотеках Ленинградской Духовной Академии и городской публичной имени Салтыкова-Щедрина.

А так как этот вопрос ни у нас, ни заграницей, никогда не дебатировался, то литература о нем оказалась крайне бедной, и потому, волей-неволей, пришлось рассчитывать только на самостоятельное одиночное его решение, «без всякой» поддержки прежних исследований.

Но и среди наших лживых знатоков этого дела «ни един же бе помогай» мне, а, наоборот, только препятствовали. Так, когда я сказал об этом одному из них, высокоуважаемому мною, Д.П. Огицкому, то он категорически ответил мне: «Напрасно только протрудитесь: никакой другой причины разногласий нет, кроме разности в стилях».

Но я и после такого заявления его не изменил своего намерения и не отказывался от обещания потрудиться над исследованиями предложенной мне темы.

А в основание своего труда я положил два бесстрастных хронологические исследования: одно на русском языке «Полный церковно-хронологический цикл (круг) времен и лет вечно-неисходимой и неизменяемой православной Пасхалии в Лицах – с приложением вечных вруцелетника и месяцелунника» Иеромонаха Иоакима. 1880 г. Москва, а другое - на французском “Manyel de diplomatique”, A. Giry. 1894. Paris.

Поэтому, чтобы дать ясное представление о моем труде, - о том, что взято мною из этих книг и что привнесено от себя, я должен, прежде всего, сказать что представляют из себя эти книги по форме и по содержанию, а также – дать характеристику и оценку их в отношении к исследуемому мною вопросу.

«Полный церковно-хронологический цикл (круг) времен и лет вечно-неисходимой и неизменяемой православной Пасхалии…»

Что это за книга?

С формальной стороны каждая страница этой книги разделяется на две равных, очерченных с 3-х сторон линиями, половины. Каждая половина разделена на 9 долевых граф с показателями вверху значения их: 1 - № Индиктиона, 2 – Лета от С.М.; 3 – Лета от Р.Х. по счислению от С.М. (разделяется на 2 подграфы: от 5500 и 5508 г.), 4 – индикт, 5 – круг солнца, 6 – круг луны, 7 – Ключ границ, 8 – Пасха Иудейская, 9 – Пасха Христова.

В каждой из квадратной клеток каждой графы зафиксированы, не только как действительно бывшие, но и как долженствующие по убеждению автора, быть именно в эти самые годы, месяцы, числа и дни, праздники Иудейской и Христовой пасхи, а также определяющие их круги солнца и луны.

В отношении к прошедшему времени датировки праздника Пасхи, как Иудейской, так и Православной – христианской, доведены, не только до, действительного или же предполагаемого, начала появления их в какие-то исторические времена, но и до самого начала сотворения мира, то есть, даже в первый год бытия Мира, по библейско-православному летоисчислению, уже указаны, как долженствующие быть, даты и Иудейской, и Христианской Пасхи. Но, поскольку оперировать над такими, смехотворными, заведомо-фиктивными «историческими» датами не входит в пределы моего сочинения, то я при их фотографировании, способом фотосъемки, для своих нужд, ограничился только периодом с начала ново-заветных времен до конца XV Индиктиона.

А будущие датировки Иудейской и православной Пасхи доведены у него, как это видно из титульного листа до миллионного от С.М. года. Но я опять по тому же соображению перефотографировал их для себя только до конца XV Индиктиона.

Критика сочинения иеромонаха Иоакима

Если бы хронологический труд иеромонаха Иоакима подвергнуть научной критике, то можно бы указать на многие существенные недостатки его, и с формальной и с материальной стороны – недостатки, сводящие этот труд в целом почти на нет. Но так как это не входит в задачу моего сочинения, то я умолчу о них. Однако не откажусь взять из него для меня полезное. А полезны в нем для меня датировки православной, а также и еврейской Пасхи с начала Григорианского стиля, то есть, с 1583 года. Полезны же они в том смысле, что вполне соответствуют фактической действительности, то есть, тем числом каждого года, когда праздновались праздники Пасхи.

В этом документально удостоверяется полное совпадение с датировками нашей Пасхалии XIV Индиктиона, напечатанными в Следованной Псалтири и Типиконе. А сравнение их с датировками, за это же время, Пасхи Католической Церкви дает мне в руки нужный материал для соответствующих выводов.

Первая, использованная мною книга, есть: “Manyel de diplomatique”, A. Giry. 1894. Paris. (Справочник по дипломатии А. Жири.)

Книга, по содержанию своему, с первого взгляда, если не совсем чуждая, то очень далекая от моей темы: что, в самом деле, может быть общего между дипломатией и Пасхалией? Сферами жизни царств мира сего и «царства не от мира сего»? А с точки зрения современной нам русской действительности, это – несоизмеримые между собою, и говорить о какой-то общности их и странно и смешно. Но на деле, и с точки зрения живой действительности – при том же, действительности зарубежной и дореволюционной – разница и дальность между этими двумя сферами жизни нашей планеты – такого же порядка, как – двух полюсов ее, как двух сторон одной и той же монеты. Это – сферы жизни Государства и Церкви. И так как они, при всей своей идеологической разности и дальности, а иногда и враждебности своих интересов, все же находятся в постоянной внешней взаимосвязи, требуемой единством их материальных, культурных и общественных нужд, то отсюда, естественно, возникает и взаимная нужда в знании, и при том, в знании точном, безошибочном, жизни друг друга, и особенно выдающихся моментов её. А так как праздник Пасхи, и на Востоке и на Западе, являлся одним из самых выдающихся в ежегодной жизни Церкви моментом Её, оказывавшим, да и теперь оказывающим в некоторых отношениях, какое-то влияние на жизнь и общество, и Государство в целом, то отсюда (в дипломатических отношениях Государств и Христианских Церквей между собою) и возникла необходимость в знакомстве, как по существу, так и в историческом аспекте, с праздником Пасхи и со временами ежегодного празднования его, или с тем, что называется Пасхалией.

Ответом на эту (законную) государственную потребность Государств Западной Европы в их дипломатических отношениях с Церковью, главным образом, с Католической, и явилась использованная мною книга профессора А. Жири.

Что же она из себя представляет?

Как показывает заглавие её «Справочник по дипломатии», основным содержанием её являются не церковные, а государственные и политические интересы и взаимоотношения. Но, в силу выясненных мною выше причин, автор её никак не мог обойти молчанием (и некоторых, важных в дипломатическом смысле, моментов жизни Церкви. В числе таких моментов оказался ) и праздник Пасхи. И так как он имеет свою историю, и ежегодное нахождение дат его обусловлено сложной системой правил, то автор, чтобы придать своему труду основательность и всесторонность, а также историческую и фактическую достоверность, по необходимости должен был включить в него хотя самое существенное, что относится к этому вопросу. Результатом этого и оказались три главы этой книги.

В первой из них, по порядку III-ей, излагается история праздника Пасхи и правила нахождения ежегодных дат его, начиная с первых, апостольских времен и до появления Григорианского стиля; во второй, по порядку IV-ой, то же – от начала Григорианского стиля и до написания этой книги. А в третьей главе приводятся пасхальные хронологические таблицы с первого и до 2000 года по Р.Х.

Но т.к. христианская Пасха с первого года от Р.Х. еще не народилась на свет, – не было полного единства в ежегодной датировке её среди отдельных церквей много лет, и даже веков, спустя после исторического нарождения её «зело рано во едину от суббот» в момент Воскресения Христа из мертвых, – то и датировки праздника Пасхи за это время в этих таблицах надо принимать не как фактически бывшие, а как ретроспективные, то есть долженствующие быть в эти сроки, согласно правилам на основе 532-х летнего Индиктиона. А этот способ пасхалистических вычислений, народившийся около 557(?) года на Западе по идее Фомы Аквитанского, окончательно утвердился на Западе и на Востоке только к началу IX века. А с начала IX века и до самой Григорианской реформы в 1582 году, значит, даже и по разделении Церквей в 1054 г., как теория, так и практика датировки праздника Пасхи стали (были) нераздельны, и между Западом и Востоком в Церкви Христовой в разрешении этого вопроса царило вожделенное для всех единство, - то единство, твердый фундамент которого был заложен еще на Первом Вселенском Соборе в 325 году по Рождестве Христовом. Ввиду этого и в книге проф. А. Жири, для Католической и Православной Церкви до самого начала Григорианского стиля – одни нераздельные таблицы, а с 1583 года они разделяются на Католические и Православные.

За историческую правильность Православных таблиц достаточным ручательством служит точное соответствие их с таблицами XIV Индиктиона (с 1409 по 1940 гг) нашей Следованной Псалтири и Типикона. А за такую же достоверность Католических таблиц ручается, как высокое звание автора книги «профессора школы хартий», так и, основанная на хартиях, историческая документация всей вообще книги, имевшей в свое время на Западе, значение «Справочника». А всякий Справочник, по самой идее и назначению своему не допускает не только намеренных, но и ненамеренных искажений действительности. Иначе он, даже из-за мелочей, грозит автору недоверием со стороны общества и государства и крахом его книги. А это для меня и есть самое главное.

 

Иже знает от Бога послушает нас, и иже несть от Бога не послушает нас. О сем познаваем духа истины и духа ___ (1Ио., 4,6)

«Да разумею искусство ваше, аще во всем послушливи есте» (2 Кор.2,9)…да не обидимы будем от сатаны: не неразумеваем бо умышлений его» (Ст.11)

Нашел я, потрудившись, с помощью Божией и при содействии, главным образом неверующих, но добрых, посланных мне Им людей и нужную мне литературу, - правда, довольно скудную, но достаточную для объективно-научного исследования этой темы, как в историческом, так и в хронологическом, а также и в каноническом аспектах её.

В числе найденных мною в библиотеках книг, на первом месте, после Библии, стоит, по своей значимости для этой темы, уникальная в Ленинградской Салтыкова-Щедрина Библиотеке книга на французском языке “Manyel de diplomatique”, A. Giry, профессора школы хартий, зам/директора высшей практической школы. Париж. 1894 г.

Что же представляет из себя эта книга?

По своему заглавию, да и основному содержанию, она, если не совсем чуждая, то дальше стр. 37, 9?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: