Правовое регулирование: понятие, предмет, стадии. Способы и типы правового регулирования.




 

Правов. регулир-е – осуществл-е с помощью прав. средств возд-е на обществ-е отн-я с целью их упорядоч-я.

Признаки: 1 ) Специфич-й вид соц. регулир-я; 2)Строит-ся на сочетании нормат-го и индивид-го регулир-я; 3)Осущ-ся с помощью системы правов. ср-в (юрид. инстр-ты, с помощью кот-х удовл-ся интересы S права и обеспеч-ся достижение поставл-х целей: нормы права, договоры, юр. факты, акты правоприм-я, запреты, суб. права, юр. обязанности); 4)Осущ-ся с целью упорядочения обществ. отношений.

Предмет прав. регулирования -совок-ть обществ-х отнош-й, к-рые объективно по своей природе могут поддаваться нормативно-правовому воздействию и объективно требующих такого воздействия.

Механизм прав. регулир-я – сис-а юр. средств, при помощи которых осущ-я правовое регуоир-е в целях упорядочев-я обществ. отн-й, содействия удовл-ю интер-в суб-в права.

Элем-ты мех-ма прав. регулир-я: 1) норма права;2) юрид. факт или фактич. состав (особенно организ-о-исполн-й правопримен-й акт);3) правоотношение;

4) акты реализации прав и обяз-й; 5) охранит-й правоприм-й акт (факульт-й элемент).

Стадии процесса прав. регулир-я:

I нормативного регулир-я: возведение гос. воли в закон.

Элементы ( правовые сред-ва): норма права, НПА и иные источники права. Осущ-ся:

1)Опред-ся круг участн-в правоотнош-я; 2)определ-ся их возмож. права и обяз-ти; 3)указ-ся возмож-е вар-ты их повед-я; 4)данная информ-я закрепл-ся в НПА, кот-й приним-ся гос. органами в установл-м порядке

II. Стадия конкретиз-и субъект. прав и юрид. обязан-тей: индивидуализация прав и обязан-тей в рамках правоотнош-й. Эле-ты: юрид факты, конкретные правоотнош-я. Осуществ-ся: 1)Наступают конкрет. юрид. факты;2)норма права нач-т действ-ть в конкр. сит-и (возник-т правоотнош-е);3).участ-ки правоотн-й приобр-т конкрет. права и обяз-ти.

III. Стадия реализ-и права ( воплощ-е правовых предпис-й в реальное повед-е суб-в права: 1) соблюдение (пассивная обязанность) – это воздерж-е от действий, запрещ-х юрид. нормами (перех-ть на красный нельзя); 2)использов-е - это использов-е возмож-тей, предоставл-х правовыми нормами (избирател-е право, право на образ-е); 3)исполнение (воен. сл.) – нормы обязыв-е – обязат-е соверш-е актив. действий, предпис-х нормами права. 4)применение -власт. деят-ть компет-х гос. органов по реализ-и правовых норм относит-но конкр. жизнен-х случаев и индивид-но – определ. лиц. (директор организ-и – уволить/принять). Э лементы: акты реализ-и (действия, индивид-е договоры и др.).

IV. Стадия применения права (факультативная). Элементы: акты примен-я права.

Вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализ-и нарушают нормы права и когда на помощь неудовл-му интересу должна прийти соотв-я правопримен-я деят-ть. Возн-е правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонар-я, либо прямого правонар-я.

Три способа регул-я (основные): 1. Дозволение – предостав-е субъектам возможности совершать опред. действия в собств. интересах (н/р, работник предприятия имеет право на достойное вознагр-е за свой труд). Дозволения могут выражаться в таких формах, как субъект. право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соотв. степенью гарантированности.

2. Обязывание – возлож-е на лиц необх-ти совершить активные указ. в законе либо договоре действия (н/р, должнику необходимо исполнить свои обяз-ва перед кредитором). Ориент-ся на интересы управомоч. субъекта и представляет собой специфич. приказ, долг совершать опред. действия.

3. Запрещение – необх-ть воздержания от конкр. действий, с пассивным поведением (н/р, работники правоохр-х органов не имеют права применять недозволенные методы рассл-я).

Дополнительные: поощрение, рекоменд-и.

Типы прав. регулиров-я - те или иные сочетания способов регулирования при доминир-и либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа прав. регул-я:

1. Общедозволит-й тип - основывается на общем дозвол-и, из к-рого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Н/р, субъектам дозволено совершать разл. виды сделок, однако совершение некот. сделок люб. субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Не применим к деят-ти гос. органов, ибо это создало бы возм-ти для разл. рода злоупотр-й.

2.Разрешительный тип - вытекает из необх-ти в высокой и строгой упорядоч-ти соц. связей, последов-й реализации принципов законности. Является единств-м при примен-и мер юр. ответ-ти и ряда др. мер гос. принуждения. Основыв-ся на общем запрещении к-либо вида действий, однако в индивид. порядке запрещенное поведение разрешается. Запрещено все, кроме прямо разрешенного. Участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указ-я точный, строго огранич-й объем правомочий: все, что вых-т за пределы компет-и властв-го субъекта, катег-ки запрещено.

 

 

Вопрос № 69



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: