Риски проведения внутрифирменной реорганизации




Приведем подробное описание системы возможных рисков, рассматриваемых при проведении SWOT-анализа (первый этап общей схемы выполнения проекта) для проекта объединения филиалов в межрегиональных компаниях телекоммуникационной отрасли.

Были выделены основные направления анализа и сформированы группы рисков: коммерческие, технические, риски систем управления, экономико-финансовые, риски бухгалтерского и налогового учета, риски управления персоналом, общие риски(Вполне вероятно, что для компаний с другой спецификой деятельности целесообразно будет использовать иную группировку рисков. Однако представляется, что предлагаемый вариант разбиения рисков может быть взят за основу почти в любой отрасли).

В качестве примера приведем описание основных рисков одной из самых крупных компаний электросвязи.

1. Коммерческие риски:

1.1. Временная приостановка реализации маркетинговых и рекламных мероприятий на территории присоединяемого филиала.
1.2. Изменение цен на услуги с регулируемыми тарифами и правил их предоставления (при регулировании тарифов в регионе).
1.3. Сбои в системах обслуживания клиентов, сопровождения расчетов.
1.4. Несвоевременное получение платежей за оказанные услуги.
1.5. Временные риски при получении статистической информации и оперативной отчетности из-за несогласованности информационных систем филиалов.

2. Технические риски.

2.1. Нарушение информационных потоков внутри компании.
2.2. Нарушение оперативности материально-технического снабжения.
2.3. Задержки составления консолидированной статистической отчетности.
2.4. Снижение оперативности управления.
2.5. Сбои в текущем взаимодействии со сторонними организациями и надзорными органами области реорганизуемого филиала.
2.6. Срыв сроков начала и окончания строительства при непонимании с администрацией регионов.

3. Риски систем управления.

3.1. Сбои в поддержке пользователей программного обеспечения, используемого в реорганизуемом филиале.
3.2. Дополнительные издержки из-за простоев при задержке поставок и сбоях в работе с поставщиками из других регионов.
3.3. Риски информационных потерь из-за несогласованности систем работы с абонентами на первых этапах после объединения филиалов.
3.4. Срыв сроков обслуживания клиентов.

4.Экономико-финансовые риски.

4.1. Несовпадение сложившихся подходов к бюджетному процессу, системе раздельного учета.
4.2. Временные задержки, ошибки при составлении единого бюджета на переходном этапе.
4.3. Приостановка или задержка текущих процессов инвестирования на переходном этапе.
4.4. Задержки выплаты дивидендов в присоединяемом регионе.
4.5. Задержка предоставления отчетности в общество, а также некорректность данных из-за недостаточного контроля за их единообразием.
4.6. Задержки при осуществлении периодических платежей, связанных с переоформлением документов.
4.7. Утрата возможности оперативного управления денежными потоками.

5.Риски бухгалтерского и налогового учета.

5.1. Задержки в предоставлении отчетности в налоговые органы из-за несогласованности форматов, применяемых в филиалах.
5.2. Возникновение споров по передаче имущества и обязательств (оспаривание даты передачи и обязательств межрегионального филиала).
5.3. Увеличение рисков потери или некорректного отображения учетных данных.
5.4. Риски неверного проведения и оформления процедуры наделения имуществом, несовпадения форм расчетных документов, правил формирования сводной отчетности, правил проведения инвентаризации.
5.5. Дополнительные затраты на разработку программ для конвертации учетных данных.
5.6. Значительное усложнение работ по сверке расчетов с налоговыми инспекциями, находящимися в разных регионах, а также увеличение вероятности начисления пеней по причине задержки со стороны налоговых органов зачета переплаченных сумм налогов в счет недоимок.
5.7. Неприменимость региональных налоговых льгот филиалами после реорганизации.

6. Риски по управлению персоналом:

6.1. Потери высококвалифицированных кадров, повышение уровня текучести кадров, в том числе за счет сокращения и отсутствия преимущественного права у этих работников при оставлении на работе.
6.2. Нарушение системы кадрового документооборота.
6.3. Нарушение сроков предоставления государственной отчетности.
6.4. Нарушение порядка документального оформления и выплат по негосударственному пенсионному обеспечению.
6.5. Возникновение трудовых споров.
6.6. Невозможность создания единой тарифной сетки из-за специфики рынка труда в каждом регионе.
6.7. Недовольство коллектива из-за разницы уровней оплаты труда и социальных пакетов.

7. Общие риски:

7.1. Размывание ответственности при взаимодействии с местными и региональными органами власти.
7.2. Неадекватная оценка проблем присоединяемого филиала (местничество).
7.3. Нарушение сложившихся отношений с местными органами власти.
7.4. Временные и финансовые затраты на переоформление транспортных средств, на перерегистрацию договоров аренды.
7.5. Отсутствие четко определенной региональной принадлежности филиала приведет к вопросам при передаче статистических данных.
7.6. Затраты на подготовку внутренних положений.
7.7. Риск потери управляемости при координации действий по управлению ГО и ЧС региона.

Основные выводы

1. Основная часть рисков возникает в переходный период и может быть учтена при разработке плана объединения.
2. Анализ рисков, связанных с объединением филиалов, должен выявить факторы, ограничивающие возможность объединения или негативно влияющие на процесс создания единого межрегионального филиала (временные задержки, дополнительные финансовые затраты).
3. Образование межрегионального филиала позволяет создать благоприятные условия для реализации стратегических планов развития общества, повысить управляемость и оперативность.
4. Необходимо продолжать деятельность ряда подразделений упраздняемого филиала, сохранив их прежнюю дислокацию.
5. Часть рисков в приведенной системе рисков специфичны — они возникают только при условии создания межрегионального филиала, что характерно для операторов электросвязи России.

Для нейтрализации специфических рисков, связанных с созданием межрегионального филиала (в первую очередь это риск осложнения взаимодействия с местными органами власти в том регионе, где упраздняется филиал), предлагается вводить штатную должность представителя общества. Введение такой должности создаст дополнительный механизм для координации процесса объединения филиалов.

В таком случае представитель общества в регионе непосредственно подчиняется генеральному директору этого общества и подотчетен ему. Оперативное руководство деятельностью представителя может осуществлять первый заместитель генерального директора.

Таким образом, подразделения подчиненного региона, сохраняющиеся после объединения на местах прежней дислокации, будут напрямую подчиняться только директору филиала (см. рис.1).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: