Функции права: понятие, виды.




 

На сегодняшний день нет единого взгляда на проблему функций права. Если синтезировать многочисленные точки зрения по этому вопросу, то в конечном счете, под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо направления правового воздействия на общественные отношения, либо и то, и другое вместе взятое.

Выделяют три группы функций:

1. основные собственно-юридические функции

2. неосновные собственно-юридические функции

3. основные социальные функции

4. неосновные социальные функции

Основные собственно-юридические функции:

1. регулятивная – обусловленная социальным назначением права направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.:

- регулятивная статическая функция – воздействие права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Выражается при определении статуса различных субъектов: закреплении прав и свобод человека и гражданина; компетенции органов и должностных лиц; правосубъектности физических и юридических лиц.

- регулятивная динамическая функция – с ее помощью право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм.

 

2. охранительная – обусловленная социальным назначением права направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений.

Она осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные отношения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением.

Несосновные собственно-юридические функции:

1. компенсационная функция – возмещение расходов, материальных затрат. Именно денежное выражение.

2. ограничительная функция – установление определенных ограничений для субъектов общественных отношений, с тем, чтобы действия одних субъектов права не нарушали прав и интересов других субъектов. Эти ограничения формулируются в запрещающих и обязывающих нормах (ч.3 ст.17 Конституции).

3. восстановительная функция – восстановление прежнего правового положения субъекта права. Реализация данной функции осуществляется нередко в форме отмены принятого правового акта или совершенного юридически значимого действия (отмена приказа об увольнении).

 

Основные социальные функции:

1. экономическая

2. политическая – регулирование отношений власти, отношений между социальными группами, национальных отношений.

3. воспитательная – воспитание правосознания, формирование стимулов правомерного поведения у граждан.

 

Неосновные социальные функции:

1. экологическая

2. социальная (в узком смысле)

3. информационная

 

 

  1. Формы (источники) права: понятие и виды.

 

Форма – это способ существования, выражения и преобразования содержания.

Выделяют внутреннюю и внешнюю форму права.

Внутренняя форма права – это его структура, внутреннее строение права, распределение правовых норм по отраслям и институтам.

Внешняя форма права – способ выражения «возведенной в закон воли господствующего класса».

В теории права уже несколько веков существует понятие «источник права». Принято выделять: а) источник права в материальном смысле; б) источник права в идеальном смысле; в) источник права в юридическом смысле.

В материальном смысле источниками права можно считать те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, правовой системы в целом.

В идеальном смысле источник права – это правовое сознание. Это концепции, идеи, теории, под воздействием которых создается, изменяется и действует право.

В юридическом смысле – это различные формы (способы) выражения правовых норм.

Именно в этом «юридическом смысле» форма права и источник права широко применяются отечественными и зарубежными правоведами как тождественные понятия во всех тех случаях, когда они рассматриваются как «способ выражения государственной воли».

Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму.

Таким образом, форма права – это способ существования, выражения и преобразования (изменения или отмены) правовых норм, действующих в определенном государстве.

 

Основные виды форм (источников) права:

 

1. правовой обычай.

Исторически он был первым источником права. Обычай – правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного его повторения. Правовые обычаи санкционированы государством, приобретают юридическую силу и обеспечиваются в случае их нарушения государственным принуждением. Например, Кодекс торгового мореплавания устанавливает: «Срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки».

В настоящее время правовые обычаи широко применяются при регулировании общественных отношений в государствах Африки, Азии, Латинской Америки.

Санкционирование обычая может осуществляться путем восприятия его судебной практикой.

Правовой обычай – правило поведения, к которому дана отсылка в законе.

2. прецедент.

Прецедент – решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел.

Его наличие свидетельствует о том, что в странах, где он признается источником права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы. Судебная практика является источником права.

В настоящее время это один из основных источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады, США и др.

Сам суд, создавая прецедент, должен действовать в строгом соответствии с законом. При этом прецедент как источник права зарождается часто тогда, когда данная сфера общественных отношений не урегулирована с помощью норм, содержащихся в законе.

 

3. правовая доктрина.

Так, наиболее выдающимся римским юристам предоставлялось право давать разъяснения, обязательные в дальнейшем для судов. В настоящее время продолжает выступать в качестве формы права мусульманско-правовая доктрина. В российском государстве юридическая наука играет большую роль для развития правовой практики, совершенствования законодательства, правильного толкования закона, но официальным источником права не признается.

4. правовой договор.

Отличается от обычных договоров, заключаемых в сфере хозяйственной деятельности тем, что содержит в себе правила общего характера, нормы-поведения, обязательные для всех.

В практике правовые договоры имеют место, например, во взаимоотношениях между государствами и государственными образованиями (Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г.).

Конституция РФ устанавливает, что с помощью договоров могут регулироваться отношения внутри субъектов Федерации.

Важным видом договора является международный договор. Он содержит в себе общие правила поведения и выступает как результат согласования воль субъектов – участников договора.

 

5. нормативно-правовой акт.

 

  1. Правотворчество: принципы, формы, стадии.

 

Правотворчество – это деятельность государственных органов и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативных правовых актов.

 

Основными принципами правотворчества являются следующие:

1. принцип законности – разработка и принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов.

2. принцип научности – подготовка и принятие проекта нормативно-правового акта осуществляется с участием представителей разных наук.

3. принцип использования правового опыта – каждый вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств.

4. принцип демократизма – проявляется в демократической процедуре разработки и принятия акта самим представительным органом, а также в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности.

5. связь с практикой – правотворчество должно быть тесно связано с правоприменительной практикой.

6. принцип профессионализма – обязательное участие квалифицированных, высокопрофессиональных специалистов на всех стадиях правотворческого процесса.

 

Виды правотворчества.

 

Традиционно в отечественной теории права выделяют три вида правотворчества:

1.правотворчество компетентных государственных органов.

Главным и самым распространенным видом правотворчества является создание законов парламентами. Основные особенности:

- ограничен круг субъектов законодательной инициативы

- строгая процедура прохождения проекта в парламенте

- последовательная смена стадий правотворчества

- множественность средств юридического реагирования, находящихся в распоряжении законодателя

- обусловленность юридического содержания правотворческого акта кругом регулируемых отношений.

2. непосредственное правотворчество народа.

Наиболее ярким его проявлением является референдум – всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения и является непосредственным выражением власти народа. Как вид правотворчества референдум представляет собой непосредственное волеизъявление граждан по установлению правовых норм.

3. подзаконное правотворчество.

Оно имеет место в случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к его высшим представительным органам. Акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона.

 

Стадии правотворчества.

 

В отечественной и зарубежной юридической литературе выделяют четыре основные стадии законодательного процесса:

1. законодательная инициатива

2. обсуждение законопроекта

3. принятие и утверждение закона

4. обнародование закона

 

Законодательная инициатива.

Она представляет собой право внесения законопроектов, а также предложений об издании, изменении или отмене действующих законов в законодательное учреждение в соответствии с действующим законодательством и установленной процедурой. Согласно ст.104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

В ряде государств право законодательной инициативы принадлежит непосредственно народу. Например, Конституция Италии: «народ осуществляет законодательную инициативу путем внесения от имени не менее чем 50 000 избирателей постатейно составленного законопроекта».

Обсуждение законопроекта.

Обсуждение бывает предварительное и официальное.

Предварительное обсуждение проводится, как правило, с привлечением широкого круга заинтересованных лиц, экспертов. Может осуществляться в самых различных формах (круглые столы, конференции, семинары).

Официальное обсуждение осуществляется на двух уровнях – на уровне парламентских комиссий, комитетов и на уровне парламентских палат. Этот процесс регулируется специальными положениями и регламентами.

Согласно Регламенту Государственной Думы РФ, законопроекты могут обсуждаться в трех чтениях. Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. При этом учитываются высказываемые замечания и предложения, принимаются во внимание предлагаемый поправки. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми предложениями о его изменении и дополнении в соответствующий парламентский комитет, ответственный за его подготовку и прохождение.

На комитет возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Госдуму для рассмотрения во втором чтении. На этом этапе идет детальный, постатейный разбор проекта вместе с внесенными изменениями и дополнениями.

Во время третьего чтения не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни было поправки и предложения. Речь идет о его одобрении или неодобрении.

Дальнейшее прохождение проекта закона регулируется Регламента Совета Федерации, куда он должен быть передан в течение 5 дней после принятия законопроекта в нижней палате.

 

Принятие и утверждение законов.

Принятие закона происходит в высшем законодательном органе. Его утверждение осуществляется главой государства. Существуют различия в принятии законов в зависимости от их видов. Для принятия обычного закона требуется абсолютное большинство голосов. Для принятия конституционного закона – квалифицированное большинство голосов (ФКЗ - 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 числа членов Госдумы).

Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Если Президент в течение 14 дней с момента поступления этого закона отклонит его, то ГД и СФ в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Он подлежит обязательному подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию, если при повторном рассмотрении будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов СФ и ГД.

 

Обнародование принятого закона.

Назначение этой стадии состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого акта. Обнародование бывает официальное и неофициальное. Официальное – доведение текста закона до всеобщего сведения путем его опубликования в официальном источнике. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. Неофициальное – в неофициальных печатных изданиях, в научных изданиях, СМИ.

 

 

  1. Нормативно-правовой акт: понятие, виды.

Нормативно-правовой акт – выраженное в письменной форме решение компетентного государственного органа, в котором содержатся нормы права.

Это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы.

Особенности:

1. имеют государственный характер. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер.

2. принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции.

3. принимаются с соблюдением определенной процедуры, а также требований к содержанию и форме.

4. всегда содержат юридические нормы.

 

Нормативно-правовые акты следует отличать от актов применения норм права.

И те, и другие являются юридическими по своему характеру. И с теми, и с другими связаны определенные юридические последствия.

Нормативно-правовые акты содержат общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение. А индивидуальные акты – предписания индивидуального характера.

Нормативно-правовые акты адресованы неопределенному кругу юридических и физических лиц, а индивидуальные акты – строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по определенному поводу.

Нормативно-правовыми актами охватывается широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны на строго определенный вид общественных отношений.

Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных отношений, нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом.

 

Также нормативно-правовые акты следует отличать от актов толкования правовых норм.

Нормативно-правовые акты устанавливают либо изменяют содержание правовых норм, а акты толкования – направлены на разъяснение смысла, содержания принятых нормативно-правовых актов, а также пределов действия ранее установленных норм.

 

Виды нормативно-правовых актов:

1. по юридической силе:

- законы

- подзаконные акты

 

2. по сфере действия:

- акты внешнего действия – охватывают всех субъектов, кому они адресованы.

- акты внутреннего действия – касаются только субъектов определенной организации, проживающих на определенной территории и т.п.

 

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется Конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами.

Так, согласно Конституции РФ высший представительный и законодательный орган – Федеральной Собрание РФ принимает законы и постановления. Президент – указы и распоряжения. Правительство – постановления и распоряжения. Субъекты РФ принимают законы и иные нормативно-правовые акты.

 

 

29. Сущность права. Назначение права в обществе.

Сущность права – это есть право само по себе. Это главная внутренняя, относительно-устойчивая, качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение права в обществе.

Основа права.

Вопрос о существенности права рассматривается в юридической науке либо с классовых позиций, либо с общесоциологических позиций.

· Классовый подход к существенности права характерен для марксистско-ленинской позиции. И право с позиции классового подхода определяется как возведенная в закон экономическим господствованием права.

· Общесоциологический подход в понимании сущности права – немарксистские теории (теория естественного права, юридический позитивизм, нормативизм, социальная юриспруденция и др.)

Преимущественно с общесоциологических позиций характеризует сущность права и советская отечественная теория гос-ва и права. Подходы:

1. Социальный

Право – это обеспеченный государственным принуждением, мощный социальный нормативный регулятор. Определитель возможного и обязательного поведения.

2. Нормативный

Право – это охраняемая государственным принуждением нормативная форма упорядочения и стабилизации общественных отношений.

3. Общая воля

Сущностью права является обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельность общества, общая воля, которая выражена в законе и в следствие этого выступает в качестве общественного масштаба меры поведения и деятельности людей.

4. Право – это мера свободы (справедливости), гарантированной гос-вом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: