Требования к учителю и учебному процессу




Все занятия с дошкольниками основаны на коллективном музицировании, кроме специальности. Но и этот предмет можно вести группой. Я и раньше занимался с двумя начинающими учениками. Малыши быстро утомляются, а по учебному плану даётся 23 минуты в неделю, что за это время сделаешь? А тут постоянная смена режима в классе: пока я занимаюсь с одним, второй спокойно наблюдает и слушает, потом они меняются местами. Так урок протекает продолжительней, разнообразней и плодотворней.

Когда я познакомился с методикой С. О. Мильтоняна, я понял, что его работа с группой намного эффективней: во-первых, он работает уже с 4 и более учениками, во-вторых, используется элемент соревновательности, в-третьих, рационализируется сам способ подачи как постановочных, так и му-зыкальных заданий.

Какие же черты характера надо развивать у детей? Вернёмся ещё раз к великому труженику П. С. Столярскому. Сам он работал с 7 утра и до полуночи и своим питомцам умел привить выносливость в работе и страсть к труду. Он также умел научить ученика восхищаться музыкой, пробуждать влюбленность в искусство и пронести эти светлые чувства через все годы занятий музыкой.

По мнению Петра Соломоновича «недостаточно установить степень развития музыкальных спо-собностей ребёнка, необходимо понять, как он достиг этой степени развития, учитывая взаимодействие двух моментов — влияние музыки в быту ребёнка и его способность реагировать и усваивать её». Из способностей он выделял: понятливость, умение сосредоточиться, быстроту движений, ловкость, ориентацию в пространстве, упорство, активность, эмоциональность, смелость... Вот сколько задатков нужно ученику, чтобы он мог чего-то добиться, А если этого нет, как же мы можем мечтать хотя бы об оптимальных успехах? Надо хотя бы попробовать воспитывать в ученике эти качества. Опираясь на индивидуальность ученика, Столярский большое внимание мог уделить работе над художественным образом... Он говорил: «Мы много требуем от ученика и очень мало помогаем, мы констатируем не-достатки и не говорим, как их преодолеть».

Об этом же говорит К. Мартинсен: «Каждый звук, каждое умение, не рождённое волей слуха, мертво и никогда не будет жить». А его последователь Гр. Коган в книге «У врат мастерства» (М., 1958, стр. 39) продолжает: «Научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонационный и тем- брально тонкий слух — вот первая задача педагога-музыканта, сквозной стержень его работы». По этому же поводу Г. Нейгауз утверждает: «Прежде чем начать учиться на каком-либо инструменте, обучающийся — будь это ребёнок, отрок или взрослый — должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить её в своём уме, носить в своей душе и слышать своим слухом;... учитель игры на любом инструменте... должен быть, прежде всего, учителем, т. е. разъяснителем и толкователем музыки». (Г. Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. М., 1958, стр. 196).

Одним из недостатков функционирования подготовительной группы является полное отсутствие связи между всеми предметами учебного цикла. Накопление музыкально-слуховых представлений про-изводится абстрактно, всё заслоняет абстрактная информация: в хоре это слова и мелодия, на сольфед-жио — теоретические знания и пение по нотам, в классе скрипки — постановка и организация эле-ментарных движений.

Стержнем в работе с дошкольниками должна быть работа по развитию всех составляющих музы-кального слуха, чтобы каждый поступающий в ДМШ на основе слухового метода обучения мог продол-жать осваивать в комплексе все предметы учебной программы. Любой предмет подготовительной группы или ДМШ должен, прежде всего, обучать музыке. А педагогу для успешной работы надо иметь:

1) педагогическое призвание, выраженное в любви к детям и к педагогической работе

2) педагогические способности, которые характеризуются такими качествами как: умение ясно, кратко, интересно и увлекательно передавать свои знания детям; наблюдательностью и сопереживанием; умением анализировать свой опыт и находить новые решения, быть творцом; обладать психологической и мышечной интроекцией

3) знать свой предмет и постоянно изучать новые явления в музыкальной жизни, методике и пе-дагогике.

Особо необходимо подчеркнуть, что в наше время в школах всё чаще встречаются явления безраз-личия к детям и невоспитанности педагогов, их бездушие, равнодушие к детям, бестактность по отно-шению к детям и к их родителям. Эти черты не только не украшают педагогов, но и коллективы, в которых они работают. Эти явления приносят большой вред музыкальному образованию, т. к. отталкивают детей от музыкального образования вообще и от музыки в частности. Не меньший вред приносит «забюрокрачивание» школьной жизни лишней документацией, отчётами и мероприятиями для пресловутой галочки, т. к. отрывает золотое время педагогов от детей и творчества.

Расписание занятий в подготовительной группе

Обычно родители подготовительной группы склонны к занятиям один раз в неделю по субботам, т. е. сводили своё чадо в школу (как на кружок) на все занятия оптом и их миссия на этом закончена. Но такая нагрузка для малышей непосильна. Что же можно порекомендовать? Во-первых, урок целесообразней проводить как в детском саду по 30 минут, а у пятилеток 20-25 минут. Во-вторых, выдерживать

по пять уроков подряд (специальность, хор, сольфеджио, ритмика, ИЗО) для малышей очень утомительно. В-третьих, занятия по специальности проводить не реже двух раз в неделю (а, возможно, и 3 — 4 раза) соединяя детей в пары.

Поэтому предполагается обычно следующее расписание: занятия два раза в неделю — в среду ве-чером и в субботу утром. К занятиям с инструментом привязываются один раз сольфеджио и ритмика, другой раз хор и ИЗО, т. е. по 3 урока в день по 30 минут каждый, с перерывами.

По результатам занятий каждого ребёнка индивидуально решается вопрос о возможности его об-учения в первом классе ДМШ, для чего составляются соответствующие характеристики, утверждаемые на отделении подготовительной группы или педсовете. В работе с малышами надо помнить, что в этом возрасте не все дети могут раскрыться и показать истинные свои способности. Поэтому приклеивать ребёнку ярлык о его музыкальной несостоятельности ни в коем случае нельзя. Если ребёнок себя не проявил, лучше отложить диагностику его способностей на год или два, а за это время продолжить музыкальные занятия в активной или пассивной форме.

Учебных пособий для занятий с подготовишками много, но надо за ними поохотиться. Выбирать надо такие, которые бы соответствовали вышеописанным требованиям к детям, педагогам и учебному процессу. Такие пособия чаще всего можно найти в разделах «Для детских садов», т. е. для дошкольной работы. Но ещё важней целесообразно, системно и гуманно их использовать, чтобы опять же «не убить в ребёнке Моцарта».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: