Служба охраны труда организации




1. Общие положения о службе охраны труда организации.

Согласно ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В организации с численностью 100 работников и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Минтруд РФ своим постановлением от 8 февраля 2000 г. N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации" утвердил одноименные Рекомендации. Они разработаны в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" в целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда.

На основе Рекомендаций в организациях, осуществляющих производственную деятельность (далее - организации), разрабатываются положения о службе охраны труда, учитывающие специфику их организационно-правовых форм.

В указанном акте даются рекомендации руководителю организации по созданию и организации работы Службы охраны труда (далее - Служба). Рекомендации содержатся практически во всех разделах данного акта, не собраны, как того следовало ожидать, в одном-двух самостоятельных разделах. Это вызывает известные неудобства как в практической деятельности по созданию и организации работы Службы, так и при изложении комментариев к самим рекомендациям.

Поэтому авторы настоящей книги выбрали из текста постановления Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. все содержащиеся в нем рекомендации по данному вопросу с тем, чтобы облегчить руководителю и специалистам организации практическую деятельность по созданию и организации работы Службы. Такое расположение материала позволяет к тому же прокомментировать рекомендации Минтруда РФ в связи с текстом ст. 217 ТК РФ. Обратимся к тексту рекомендаций.

1. Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. Для организации работы по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда.

2. Служба подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.

3. Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

4. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, организации государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

5. Работники Службы в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, локальными нормативными актами организации.

6. Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнениями работниками Службы своих полномочий.

7. Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями.

8. Рабочие места работников Службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.

9. Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативно-правовой и справочной литературой по охране труда.

10. Руководителю организации рекомендуется организовывать для работников Службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

11. Структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников Службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (об указанных нормативах см. далее по тексту настоящего Комментария).

12. В организации с численностью более 100 работников создается Служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

13. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании Службы или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики деятельности данной организации.

Руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

При отсутствии в организации Службы (специалиста по охране труда) руководитель организации вправе заключить договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

14. На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

15. Контроль за деятельностью Службы осуществляют руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

16. Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации.

17. Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных Положением о Службе и должностными инструкциями.

Согласно ст. 217 ТК РФ, что нашло отражение в рекомендациях Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г., служба охраны труда, создается в организациях, осуществляющих производственную деятельность. Тем самым ст. 217 ТК РФ не обязывает руководителей организаций, не осуществляющих производственную деятельность, создавать службы охраны труда. Руководители таких организаций сами решают, создавать или не создавать такую службу.

Как следует из текста ст. 217 ТК РФ, руководители производственных организаций с численностью более 100 работников должны создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в области охраны труда.

В организации с численностью 100 или менее работников работодатель самостоятельно принимает решение, следует ли ему создавать такую службу или вводить должность специалиста по охране труда. Если же служба не будет создана и не введена должность специалиста по охране труда, работодатель должен заключить договор со специалистами или с организацией (организациями), оказывающими услуги в области охраны труда.

Профессиональные требования к работникам, занимающим должности специалистов по охране труда, определены в выше приведенном п. 14.

3. Согласно абз. 4 ст. 217 ТК РФ структура службы охраны труда в организации и численность ее работников определяются с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, т.е. Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Однако в настоящее время продолжает действовать постановление Минтруда РФ от 22 января 2001 г. N 10, которым утверждены межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях. К вопросу о нормативах численности работников Службы мы обратимся в § 3 настоящей главы.

Здесь же обратим внимание читателей на то обстоятельство, что ни в комментируемых Рекомендациях Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г., ни в его постановлении от 22 января 2001 г., утвердившим указанные нормативы численности, ничего не сказано о структуре службы охраны труда.

В тоже время в нормативах численности приводятся направления деятельности работников службы охраны труда:

- управление охраной труда;

- организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;

- организация работы по проведению аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда;

- организация пропаганды по охране труда;

- проведение вводного инструктажа;

- организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников;

- планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда;

- оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях;

- контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;

- участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации;

- расследование и учет несчастных случаев на производстве.

По тексту Межотраслевых нормативов по каждому из этих направлений, в отдельности, приводится в развернутом виде содержание работы и нормативная численность работников для ее выполнения.

С учетом направлений работы, ее содержания и объема, в каждом отдельном случае может быть определена структура службы (состав ее подразделений и работников, а также численность работников).

4. Нельзя оставить без внимания тот факт, что Рекомендации определяют области совместной работы службы охраны труда с профкомом;

- служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии, в том числе, с уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов;

- работники службы в своей деятельности руководствуются, в том числе, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, принимаемыми работодателем.

Заметим в связи с изложенным, что цель работы службы охраны труда определяется интересами работников. Поэтому профком заинтересован в ее успешной деятельности, чему он может реально содействовать. Исходя из этого, в Положении о службе целесообразно записать, что она осуществляет свою деятельность, в том числе, во взаимодействии с выборным профсоюзным органом организации. Формы такого взаимодействия определяют служба и профком в ходе совместной работы, исходя из ее конкретных направлений. Желательно также, чтобы профком принимал участие в планировании работы службы.

В Рекомендациях приводятся: основные задачи службы, ее функции, права работников службы и т. д.

Вместе с тем, в преамбуле Рекомендаций определено, что на их основе в организациях разрабатываются положения о службе охраны труда, учитывающие специфику их организационно-правовых форм.

В Гражданском кодексе РФ не дается определение понятия "организационно-правовая форма", но приводится перечень юридических лиц, обладающих различными организационно-правовыми формами: хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия и т.д.

Маловероятно, чтобы та или иная организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта как-то влияла на положение о службе охраны труда. Трудовое законодательство в равной мере распространяется на работодателей и работников, независимо от того, какой организационно-правовой формой обладает работодатель. Если же последняя как-то влияет на содержание Положения о службе охраны труда, то это следовало прокомментировать в тексте Рекомендаций.

Неточность, вкравшуюся в текст, драматизировать не следует. Важно другое: каждая организация, осуществляющая производственную деятельность, в которой создана (создается) служба охраны труда, должна разработать и утвердить соответствующее Положение.

Процесс разработки Положения можно разделить на два этапа:

1. Разработка макета Положения. Источником его содержания являются положения Рекомендаций, освобожденные от того текста, который не нужен: указания на то, что необходимо создать службу, целесообразно ее создать в виде самостоятельного подразделения и т.п.

2. Корректировка текста макета и внесение в него дополнений, исходя из свойственных организации специфических особенностей организации охраны труда и представлений руководства о том, какой должна быть служба: ее структура, состав и численность специалистов и т.д.

Содержание деятельности и нормативы численности работников службы охраны труда организации

Как было отмечено выше, Минтруд России своим постановлением от 8 февраля 2000 г. N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации" утвердил одноименные Рекомендации, в которых определяются в общем виде задачи, стоящие перед службой охраны труда, и даются рекомендации по ее созданию и организации работы. Направления работы службы подробно в "Межотраслевых нормативах численности работников службы охраны труда в организациях", утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10. Там же даются нормативы численности специалистов службы в зависимости от общего количества работников, а также работников занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах.

По нашему мнению главное в постановлении Минтруда России от 22 января 2001 г. отнюдь не сами нормативы численности специалистов службы охраны труда. Они, как будет показано далее по тексту, весьма условны, требуют значительной корректировки. Ценность указанного постановления заключается в том, что в нем, во-первых, подробно излагается содержание работы службы охраны труда, ее функции. Во-вторых, содержание этой работы распределено по направлениям, что открывает возможность обосновано определять структуру службы, - из каких функциональных подразделений она состоит. Это, в свою очередь, дает возможность осуществить подбор соответствующих специалистов для каждого подразделения службы, определить их состав и, наконец, численность с учетом Межотраслевых нормативов численности специалистов службы охраны труда.

Нормативы численности специалистов службы рассчитываются по каждому направлению ее работы отдельно на основе приведенных ниже таблиц NN 1-8. Полученные нормативы по каждому основному направлению работы службы суммируются. В результате получается общий норматив численности специалистов службы.

В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения организации удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, к численности работников службы охраны труда, рассчитанной по нормативам численности, следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более - коэффициент 1,4.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше число работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры. Под обособленной производственной структурой в нормативах численности следует считать предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.

Нормативная численность работников санитарно-промышленных лабораторий и санитарных врачей данными нормативами численности не предусмотрена.

Указанные в нормативах численности числовые значения с указанием "до" следует понимать включительно.

Важно отметить, что нормативы численности, приведенные по тексту настоящего параграфа, не являются теми документами, которые определяют общую численность специалистов как по направлениям работы, так и службы охраны труда в целом. Эти нормативы рассчитаны лишь по одному показателю - численности работников организации.

Поэтому они лишь учитываются при определении численности специалистов службы. Работодатель определяет ее самостоятельно с учетом специфических особенностей организации: ее отраслевой принадлежности, вида производства, профессионального состава кадров, степени изношенности оборудования и т.д. Следует также иметь в виду, что указанные нормативы имеют рекомендательный характер.

Указанные нормативы представляют большую практическую ценность в качестве базовых, исходных значений при расчете численности работников службы охраны труда в каждой организации.

Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний состоит из:

- изучения и анализа причин аварий и производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;

- участия в расследовании аварий и несчастных случаев на производстве и разработке мероприятий по предупреждению и устранению причин производственного травматизма, а также в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работника в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания;

- контроля за выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма;

- доведения приказов и других руководящих документов вышестоящих организаций по предупреждению производственного травматизма до сведения работников организации; подготовки проектов приказов руководства организации, предписаний и других документов по вопросам, касающимся охраны труда в организации.

Таблица 1

 

-------T-------------T--------------------------------------------------¦ NN ¦Среднесписоч-¦ Численность рабочих, занятых на тяжелых и ¦¦ п/п ¦ ная ¦ связанных с вредными условиями труда работах ¦¦ ¦ численность +-------T--------T-------T--------T---------T------+¦ ¦ работников ¦до 100 ¦101-350 ¦351-500¦501-1000¦1001-3500¦3501 覦 ¦ организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦свыше ¦¦ ¦ +-------+--------+-------+--------+---------+------+¦ ¦ ¦ Нормативная численность работников службы ¦¦ ¦ ¦ охраны труда, человек ¦+------+-------------+-------T--------T-------T--------T---------T------+¦ 1. ¦До 500 ¦ 0,13 ¦ 0,14 ¦ 0,16 ¦ - ¦ - ¦ - ¦+------+-------------+-------+--------+-------+--------+---------+------+¦ 2. ¦501-750 ¦ 0,14 ¦ 0,16 ¦ 0,17 ¦ - ¦ - ¦ - ¦+------+-------------+-------+--------+-------+--------+---------+------+¦ 3. ¦751-1000 ¦ 0,16 ¦ 0,17 ¦ 0,19 ¦ - ¦ - ¦ - ¦+------+-------------+-------+--------+-------+--------+---------+------+¦ 4. ¦1001-1500 ¦ 0,19 ¦ 0,21 ¦ 0,24 ¦ 0,27 ¦ - ¦ - ¦+------+-------------+-------+--------+-------+--------+---------+------+¦ 5. ¦1501-3000 ¦ 0,28 ¦ 0,31 ¦ 0,34 ¦ 0,37 ¦ - ¦ - ¦+------+-------------+-------+--------+-------+--------+---------+------+¦ 6. ¦3001-5000 ¦ 0,40 ¦ 0,43 ¦ 0,46 ¦ 0,51 ¦ 0,56 ¦ - ¦+------+-------------+-------+--------+-------+--------+---------+------+¦ 7. ¦5001-7500 ¦ 0,55 ¦ 0,58 ¦ 0,63 ¦ 0,68 ¦ 0,74 ¦ 0,81 ¦+------+-------------+-------+--------+-------+--------+---------+------+¦ 8. ¦7501-10000 ¦ 0,70 ¦ 0,75 ¦ 0,80 ¦ 0,86 ¦ 0,93 ¦ 1,02 ¦+------+-------------+-------+--------+-------+--------+---------+------+¦ 9. ¦10001-20000 ¦ 1,30 ¦ 1,35 ¦ 1,41 ¦ 1,48 ¦ 1,57 ¦ 1,68 ¦+------+-------------+-------+--------+-------+--------+---------+------+¦ 10. ¦10001 и свыше¦ 1,60 ¦ 1,65 ¦ 1,71 ¦ 1,79 ¦ 1,88 ¦ 1,99 ¦L------+-------------+-------+--------+-------+--------+---------+-------

 

При отражении в Положении о Службе охраны труда организации текста абз. 2 п. 1, по нашему мнению, целесообразно учесть следующее. Текст абз. 2 не ориентирует Службу охраны труда на предупреждение производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний. Согласно тексту абз. 2 работа службы начинается после того, как аварии уже произошли, имели случаи производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Для того, чтобы предотвратить указанные нежелательные факты, Служба охраны труда должна постоянно проводить работу по их предупреждению. В этих целях целесообразно изложить текст абз. 2 в следующей редакции: "наблюдения с целью проверки состояния условий труда работников и предупреждения производственного травматизма, профессиональных и других производственно обусловленных заболеваний;".

Отсюда логически вытекает текст абз. 3 в новой редакции: "организации работы по немедленному устранению выявленных в ходе проверок и при иных обстоятельствах факторов, действие которых может привести к производственному травматизму, профессиональным и другим производственно обусловленным заболеваниям".

Что касается абз. 2 текста п. 1 в редакции Межотраслевых нормативов, то его целесообразно разделить на четыре самостоятельных абзаца, расположив их в иной последовательности: в приведенном тексте действия службы охраны труда изложены непоследовательно и недостаточно четко.

Можно предложить следующую редакцию абз. 2:

"- организации расследования аварий и несчастных случаев, причин возникновения профессиональных и других производственно обусловленных заболеваний; подготовки документов, необходимых для возмещения вреда, причиненного здоровью работников в результате несчастного случая или профессионального заболевания (абз. 4);

- организации изучения и анализа причин аварий и производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний (абз. 5);

- организации разработки и проведения мероприятий по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и других производственно обусловленных заболеваний (абз. 6);

- организации контроля за выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма, профессиональных и других производственно обусловленных заболеваний (абз. 7);".

Текст абз. 3 п. 1 также требует корректировки, - сначала подготовка приказов, и только потом доведение их до сведения работников:

" - подготовки приказов руководителей организации, предписаний и других документов по вопросам охраны труда в организации; доведение этих документов до сведения работников организации (абз. 8)".

При составлении текста раздела "Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и других производственно обусловленных заболеваний" Положения о Службе охраны труда организации целесообразно также дать ссылки на, хотя бы основные, нормативные акты, которыми должны руководствоваться специалисты Службы при проведении данной работы. Это ориентирует специалистов на выполнение работы по строго определенным правилам, повысит их ответственность.

Организация работы по проведению аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда в организации, включает:

- организационное и методическое руководство работой по аттестации и рационализации рабочих мест в части соответствия рабочих мест требованиям условий охраны труда;

- формирование необходимой нормативно-правовой базы для проведения аттестации рабочих мест и организацию ее изучения;

- учет рабочих мест и квалификацию работ по категориям работников, наименованию профессий и должностей, их количеству и виду работ (подвижные, сезонные, периодического использования и др.) с целью выявления наиболее травмоопасных участков, работ, оборудования и приспособлений;

- оценку рабочих мест по условиям труда: соответствие санитарно-гигиеническим нормативам и требованиям охраны труда; составление перечня опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса; кодирование производств, цехов, участков, рабочих мест для проведения автоматизированной обработки результатов; обеспеченность работников спецодеждой и спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты и их соответствие стандартам безопасности труда и установленным нормам; проведение оценки условий труда инструментальными, лабораторными и эргономическими методами исследований;

- организацию оформления документов о результатах аттестации рабочих мест (протокол аттестации рабочих мест, карты аттестации, ведомости рабочих мест, формы которых должны соответствовать требованиям машинной обработки);

- доведение информации о результатах аттестации рабочих мест до сведения работодателя;

- разработку предложений с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда о порядке подготовки организации к сертификации работ по охране труда и определение мероприятий, конкретизирующих содержание подготовки.

Таблица 2

--------T-------------T-------------------------------------------------¦ N ¦Среднесписоч-¦ Численность рабочих, занятых на тяжелых и ¦¦ пп. ¦ ная ¦ связанных с вредными условиями труда работах ¦¦ ¦ численность +-------T--------T-------T--------T-------T-------+¦ ¦ работников ¦до 100 ¦101-350 ¦351-500¦501-1000¦ 1001- ¦ 3501 覦 ¦ организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3500 ¦ свыше ¦¦ ¦ +-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ ¦ ¦Нормативная численность работников службы охраны ¦¦ ¦ ¦ труда, человек ¦¦ ¦ +-------------------------------------------------+¦ ¦ ¦ При количестве самостоятельных производственных ¦¦ ¦ ¦структурных подразделений в организации от 51 до ¦¦ ¦ ¦ 125 ¦+-------+-------------+-------T--------T-------T--------T-------T-------+¦ 1 ¦До 500 ¦ 0,13 ¦ 0,15 ¦ 0,17 ¦ - ¦ - ¦ - ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 2 ¦501-750 ¦ 0,15 ¦ 0,17 ¦ 0,19 ¦ - ¦ - ¦ - ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 3 ¦751-1000 ¦ 0,16 ¦ 0,18 ¦ 0,20 ¦ - ¦ - ¦ - ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 4 ¦1001-1500 ¦ 0,19 ¦ 0,22 ¦ 0,25 ¦ 0,29 ¦ - ¦ - ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 5 ¦1501-3000 ¦ 0,28 ¦ 0,32 ¦ 0,35 ¦ 0,38 ¦ 0,40 ¦ - ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 6 ¦3001-5000 ¦ 0,40 ¦ 0,44 ¦ 0,48 ¦ 0,50 ¦ 0,53 ¦ - ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 7 ¦5001 и свыше ¦ 0,57 ¦ 0,61 ¦ 0,64 ¦ 0,67 ¦ 0,71 ¦ 0,77 ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ ¦ При количестве самостоятельных производственных ¦¦ ¦ структурных подразделений в организации от 6 до ¦¦ ¦ 10 ¦+-------T-------------+-------T--------T-------T--------T-------T-------+¦ 8 ¦До 500 ¦ 0,15 ¦ 0,16 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 9 ¦501-750 ¦ 0,16 ¦ 0,18 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 10 ¦751-1000 ¦ 0,18 ¦ 0,21 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 11 ¦1001-1500 ¦ 0,21 ¦ 0,23 ¦ 0,26 ¦ 0,29 ¦ - ¦ - ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 12 ¦1501-3000 ¦ 0,29 ¦ 0,33 ¦ 0,36 ¦ 0,39 ¦ - ¦ - ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 13 ¦3001-5000 ¦ 0,42 ¦ 0,45 ¦ 0,49 ¦ 0,53 ¦ - ¦ - ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 14 ¦5001-7500 ¦ 0,57 ¦ 0,61 ¦ 0,64 ¦ 0,67 ¦ 0,71 ¦ 0,77 ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 15 ¦7501-10000 ¦ 0,72 ¦ 0,76 ¦ 0,81 ¦ 0,84 ¦ 0,87 ¦ 0,92 ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 16 ¦10001 и свыше¦ 0,73 ¦ 0,81 ¦ 0,89 ¦ 0,95 ¦ 1,07 ¦ 1,27 ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ ¦ ¦ При количестве самостоятельных производственных ¦¦ ¦ ¦ структурных подразделений ¦¦ ¦ ¦ в организации от 11 до 20 ¦+-------+-------------+-------T--------T-------T--------T-------T-------+¦ 17 ¦До 500 ¦ 0,20 ¦ 0,22 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 18 ¦501-750 ¦ 0,23 ¦ 0,27 ¦ 0,31 ¦ - ¦ - ¦ - ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 19 ¦751-1000 ¦ 0,27 ¦ 0,31 ¦ 0,37 ¦ 0,43 ¦ - ¦ - ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 20 ¦1001-1500 ¦ 0,31 ¦ 0,37 ¦ 0,43 ¦ 0,47 ¦ 0,51 ¦ - ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 21 ¦1501-3000 ¦ 0,37 ¦ 0,43 ¦ 0,47 ¦ 0,52 ¦ 0,62 ¦ - ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 22 ¦3001-5000 ¦ 0,43 ¦ 0,46 ¦ 0,51 ¦ 0,66 ¦ 0,77 ¦ 0,93 ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 23 ¦5001-7500 ¦ 0,51 ¦ 0,60 ¦ 0,71 ¦ 0,79 ¦ 0,92 ¦ 1,02 ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 24 ¦7501-10000 ¦ 0,60 ¦ 0,69 ¦ 0,79 ¦ 0,88 ¦ 0,94 ¦ 1,10 ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 25 ¦7501-10000 ¦ 0,75 ¦ 0,83 ¦ 0,90 ¦ 0,96 ¦ 1,08 ¦ 1,29 ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 26 ¦20001 и свыше¦ 0,90 ¦ 0,95 ¦ 1,03 ¦ 1,10 ¦ 1,25 ¦ 1,50 ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ ¦ При количестве самостоятельных производственных ¦¦ ¦ структурных подразделений ¦¦ ¦ в организации от 21 до 50 ¦+-------T-------------+-------T--------T-------T--------T-------T-------+¦ 27 ¦До 750 ¦ 0,20 ¦ 0,22 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 28 ¦751-1000 ¦ 0,27 ¦ 0,33 ¦ 0,39 ¦ - ¦ - ¦ - ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 29 ¦1001-1500 ¦ 0,33 ¦ 0,39 ¦ 0,49 ¦ 0,58 ¦ - ¦ - ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 30 ¦1501-3000 ¦ 0,39 ¦ 0,49 ¦ 0,69 ¦ 0,73 ¦ 0,26 ¦ ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 31 ¦3001-5000 ¦ 0,49 ¦ 0,69 ¦ 0,74 ¦ 0,86 ¦ 0,95 ¦ - ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ N ¦Среднесписоч-¦ Численность рабочих, занятых на тяжелых и ¦¦ пп. ¦ ная ¦ связанных с вредными условиями труда работах ¦¦ ¦ численность +-------T--------T-------T--------T-------T-------+¦ ¦ работников ¦до 100 ¦101-350 ¦351-500¦501-1000¦ 1001- ¦3 501 覦 ¦ организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3500 ¦ свыше ¦¦ ¦ +-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ ¦ ¦Нормативная численность работников службы охраны ¦¦ ¦ ¦ труда, человек ¦¦ ¦ +-------------------------------------------------+¦ ¦ ¦ При количестве самостоятельных производственных ¦¦ ¦ ¦ структурных подразделений ¦¦ ¦ ¦ в организации от 21 до 50 ¦+-------+-------------+-------T--------T-------T--------T-------T-------+¦ 32 ¦5001-7500 ¦ 0,60 ¦ 0,74 ¦ 0,86 ¦ 0,94 ¦ 1,01 ¦ 1,08 ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 33 ¦7501-10000 ¦ 0,73 ¦ 0,85 ¦ 0,95 ¦ 1,01 ¦ 1,08 ¦ 1,2 ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 34 ¦10001-20000 ¦ 0,91 ¦ 1,01 ¦ 1,01 ¦ 1,20 ¦ 1,36 ¦ 1,56 ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 35 ¦20001 и свыше¦ 0,95 ¦ 1,03 ¦ 1,10 ¦ 1,25 ¦ 1,38 ¦ 1,58 ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ ¦ При количестве самостоятельных производственных ¦¦ ¦ структурных подразделений ¦¦ ¦ в организации от 51 до 125 ¦+-------T-------------+-------T--------T-------T--------T-------T-------+¦ 36 ¦До 1000 ¦ 0,31 ¦ 0,36 ¦ 0,45 ¦ 0,55 ¦ 0,67 ¦ - ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 37 ¦1001-1500 ¦ 0,37 ¦ 0,45 ¦ 0,56 ¦ 0,69 ¦ 0,78 ¦ - ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 38 ¦1501-3000 ¦ 0,46 ¦ 0,55 ¦ 0,67 ¦ 0,78 ¦ 0,86 ¦ - ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 39 ¦3001-5000 ¦ 0,56 ¦ 0,67 ¦ 0,78 ¦ 0,85 ¦ 1,04 ¦ 1,21 ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 40 ¦5001-7500 ¦ 0,69 ¦ 0,77 ¦ 0,86 ¦ 1,01 ¦ 1,19 ¦ 1,29 ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 41 ¦7501-10000 ¦ 0,85 ¦ 1,01 ¦ 1,19 ¦ 1,28 ¦ 1,47 ¦ 1,57 ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 42 ¦10001-20000 ¦ 1,04 ¦ 1,05 ¦ 1,28 ¦ 1,47 ¦ 1,57 ¦ 1,84 ¦+-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+-------+¦ 43 ¦20001 и свыше¦ 1,05 ¦ 1,08 ¦ 1,30 ¦ 1,53 ¦ 1,60 ¦ 1,90 ¦L-------+-------------+-------+--------+-------+--------+-------+--------

Примечание. Под структурными подразделениями в организации следует понимать отделы, цехи, бюро, службы и другие самостоятельные подразделения.

 

В п. 2 имеются, на наш взгляд, определенные недостатки.

1) В абз. 2 п. 2 сужена роль Службы охраны труда. Тогда как в абз. 1 п. 2 речь идет об организации работы по аттестации рабочих мест, согласно абз. 2 Служба охраны труда осуществляет организационное и методическое руководство такой работой.

Однако "организация работы" и "организационное и методическое руководство работой" это не синонимы, как в данном случае должно было быть. При применении формулировки абз. 2 со Службы охраны труда снимается часть полномочий и общая ответственность за результаты работы. Орган, организующий работу по проведению аттестации рабочих мест и несущий ответственность за ее результаты, остается не определенным. Поэтому в тексте абз. 2 целесообразно отказаться от слов "организационное" и "методическое". Но тогда возникает вопрос - как изложить текст абз. 2? Возможно, например, привести его в следующей редакции: "руководство работой по аттестации и рационализации рабочих мест в части соответствия рабочих мест требованиям условий охраны труда".

2) Обращает на себя внимание и другое, более серьезное несоответствие, между текстами абз. 1 и 2. В первом случае речь идет только об аттестации рабочих мест, а втором - об аттестации и рационализации рабочих мест. Если в абз. 1 ничего не говорится о рационализации рабочих мест, то и в абз. 2 этого делать не следовало, тем более, что далее по тексту п. 2 о рационализации рабочих мест ничего не говорится.

В целях обеспечения единства понимания своих задач при проведении аттестации рабочих мест специалистами, принимающими в ней участие, в Положении о Службе организации необходимо дать определение понятий. Необходимо также определить цель аттестации рабочих мест и задачи указанных специалистов по ее достижению.

Под рабочим местом понимается зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой осуществляется трудовая деятельность работника или группы работников, совместно выполняющих одну и ту же операцию.

Работоспособность человека и производительность его труда во многом определяются уровнем организации рабочих мест, характеризующимся оснащением рабочего места средствами и предметами труда в соответствии с запроектированным технологическим процессом, установленным производственным заданием, и их наиболее рациональным размещением.

Основная цель организации рабочего места - достижение высококачественного и экономически эффективного выполнения производственного задания в установленные сроки на основе полного использования оборудования, рабочего времени, применения рациональных приемов и методов труда с наименьшими физическими усилиями, нервным напряжением, создания безопасных и благоприятных условий ведения работы.

Именно рациональная организация рабочих мест создает благоприятные условия для оптимального функционирования системы "человек - машина - среда, в которой протекает труд". Только при условии, если согласованы параметры работы механизмов, оснащения рабочего места необходимым оборудованием, окружающей среды с психофизиологическими особенностями работника можно обеспечить нормальные условия его труда. Отсюда его высокая производительность, отсутствие влияния на здоровье работника неблагоприятных производственных факторов.

Размеры, формы, цвет, яркость, контрастность, пространственное расположение всех объектов, расположенных на рабочем месте, должны соответствовать зрительным, слуховым, осязательным и другим психофизиологическим данным, присущим работнику. Не последнее место здесь занимает необходимость учета возможности работника воспринимать, перерабатывать и использовать информацию, необходимую ему в процессе трудовой деятельности.

Психофизиологическим особенностям работника должны также соответствовать параметры производственной среды: освещенность, температура, влажность, давление, шум, вибрация, содержание в воздухе различных примесей.

Приведенное выше определение понятия рабочего места и его характеристика дают нам возможность придти к выводу о том, что применяемый в п. 2 Межотраслевых нормативов термин "рационализация рабочих мест" целесообразно заменить на термин "совершенствование организации рабочих мест".

Совершенствуют не рабочее место, пространство, в котором занят работник, а организацию рабочего места. Это принципиально важно хотя бы уже потому, что этот термин хорошо известен и повсеместно применяется специалистами по организации труда, работниками службы охраны труда организации.

Если этим специалистам поручить рационализировать рабочие места, то, скорее всего, они окажутся в затруднении, не зная, что им необходимо конкретно делать. Иное дело совершенствование организации рабочих мест. Мероприятия, которые проводятся соответствующими службами в этом направлении, им хорошо известны, и они готовы их проводить в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: