А) Чтение с комментированием вслух по абзацам.




Образовательная система «Школа 2100», 2 класс.

 

Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо»

Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».

Тип урока: урок изучения литературного произведения, углубленная работа с текстом.

Цель урока: На примере сказки В. Берестова помочь маленькому читателю видеть красоту в окружающей нас жизни.

Задачи урока:

1. Обучать приёмам понимания прочитанного: развивать важнейшее читательское умение, как антиципация, т. е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации; способность полноценно воспринимать художественный текст, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор;

2. Развивать внимание, творческое воображение, фантазию.

3. Воспитывать чувство прекрасного, умение увидеть красоту в окружающем мире, в самых обыкновенных вещах и явлениях.

4. Оснащение: компьютер с мультимедийным проектором, презентация в PowerPoint, конверты с картинками, словарь Ожегова, ножницы, запись музыки П.И. Чайковского «Вальс цветов», книги В. Берестова, простые карандаши, ручки.

 

 

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

 

-Я приготовила для вас сюрприз. Он у вас в разноцветных конвертах на партах. Открывайте их скорее!

-Что вы там видите? (Картинки)

- Какие картинки? Перечисляйте их. (Гусеничный трактор, зеркало, листок, дерево, кукла, солнце)

- А теперь подумайте, на какие группы можно разложить все эти картинки?

- Выберите картинки, которые подходят к теме «Весна».

-Задание было сложное, но вы с ним блестяще справились. Молодцы!

- А кто сегодня видел весенний листок?

- А кто видел весеннее дерево?

- Все как всегда, просто и обыкновенно. Кажется, что никакого чуда здесь нет. Но все же в природе очень большое количество чудес, и мы попробуем сегодня это доказать.

 

III. Работа с текстом до чтения.

 

Чтение фамилии автора и заглавия произведения.

- Откройте учебники на стр. 128. Прочитайте фамилию автора и заглавие текста. («Честное гусеничное»

- Звучит как клятва… Кто так мог сказать? (гусеница)

- А если гусеница умеет говорить, то какое по жанру произведение будем

читать? (сказку)

 

Рассматривание иллюстрации.

- Рассмотрите иллюстрацию. И где же тут гусеница? (она превратилась в бабочку)

- Попробуйте предположить, как могла закончить свою клятву гусеница: «Честное гусеничное слово, что…» (Предположения детей)… что я самая красивая на свете, … что я не буду больше вредить растениям и т.д.

- Вот сейчас мы и проверим свои предположения и узнаем точно, какую же клятву дала Гусеница.

IV. Работа с текстом во время чтения.

а) Чтение с комментированием вслух по абзацам.

 

1-2 абзацы. Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.

- До чего ж я хороша! - радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски. - Жаль, что никто-никто этого не замечает.

- Чему радовалась Гусеница?

- О чем она сожалела?

- Автор словами «плоская рожица, мохнатая спинка» рисует красивый образ?

 

3-4 абзацы. Но однажды ей повезло. По лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. А девочка увидела её и сказала:

- Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!

- Ах так! - рассердилась Гусеница. - Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит!

- Для чего Гусеница «взобралась на самый красивый цветок»?

- Что она ожидала услышать? А что услышала?

- Согласны ли вы с девочкой? - Что решила Гусеница?

5-6 абзацы. Дал слово - нужно его держать, даже если ты Гусеница. И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться. Трудилась она долго и наконец сделала кокон.

- Уф как я устала! - вздохнула Гусеница. - Совершенно замоталась.

- Как Гусеница держала свое слово? Легко ли было сделать кокон?

- Какое слово показывает сильную усталость гусеницы? («Уф»)

-Что имела ввиду Гусеница, говоря, что она «совершенно замоталась»? (Устала, утомилась; замотала себя шелковой нитью, она могла употребить это слово и в прямом, и переносное значении) Автор здесь играет со словом.

- Что такое кокон? Точное определение этого слова даст …. Он работал со словарем.

 

7-8 абзацы. В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула. Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно - не вниз, а вверх. И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку. "Какой ужас! - подумала Гусеница. - Пусть я не красива, это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!" И Гусеница упала в траву.

- Что происходило с Гусеницей в коконе?

- Как она выбралась наружу?

- А вы догадались, почему она «падала вверх»? Автор снова играет со словами.

- Что почувствовала Гусеница, увидев «на том же самом лугу ту же самую девочку»?

- Почему она «упала» в траву?

 

9 абзац. А девочка увидела её и сказала:

- Какая красивая!

- Вот и верь людям, - ворчала Гусеница. - Сегодня они говорят одно, а завтра - совсем другое.

- Почему девочка восхитилась бывшей Гусеницей?

- Почему Гусеница не поверила девочке? (она еще не знала, что превратилась в бабочку)

 

10-11 абзацы. На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие разноцветные крылья.

- Ах вот что! - догадалась она. - Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает.

И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.

 

- Какой увидела себя Гусеница в капле росы? (Она стала красивой Бабочкой)

- Может быть, за душевную красоту Бабочки, за ее честность, верность своему слову природа и наградила ее, сделав такой красивой. Произошло самое обыкновенное чудо.

- Если просмотреть текст, то мы увидим, что слово «Гусеница» везде написано с большой буквы и слово «Бабочка» тоже. Почему? (Это героиня. Это её имя.)

- Какой литературный прием использовал здесь автор? (Олицетворение).

 

V. Физминутка.

- Давайте на минуту и мы превратимся в бабочек.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: