Образовательная система «Школа 2100», 2 класс.
Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо»
Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».
Тип урока: урок изучения литературного произведения, углубленная работа с текстом.
Цель урока: На примере сказки В. Берестова помочь маленькому читателю видеть красоту в окружающей нас жизни.
Задачи урока:
1. Обучать приёмам понимания прочитанного: развивать важнейшее читательское умение, как антиципация, т. е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации; способность полноценно воспринимать художественный текст, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор;
2. Развивать внимание, творческое воображение, фантазию.
3. Воспитывать чувство прекрасного, умение увидеть красоту в окружающем мире, в самых обыкновенных вещах и явлениях.
4. Оснащение: компьютер с мультимедийным проектором, презентация в PowerPoint, конверты с картинками, словарь Ожегова, ножницы, запись музыки П.И. Чайковского «Вальс цветов», книги В. Берестова, простые карандаши, ручки.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
-Я приготовила для вас сюрприз. Он у вас в разноцветных конвертах на партах. Открывайте их скорее!
-Что вы там видите? (Картинки)
- Какие картинки? Перечисляйте их. (Гусеничный трактор, зеркало, листок, дерево, кукла, солнце)
- А теперь подумайте, на какие группы можно разложить все эти картинки?
- Выберите картинки, которые подходят к теме «Весна».
-Задание было сложное, но вы с ним блестяще справились. Молодцы!
- А кто сегодня видел весенний листок?
- А кто видел весеннее дерево?
- Все как всегда, просто и обыкновенно. Кажется, что никакого чуда здесь нет. Но все же в природе очень большое количество чудес, и мы попробуем сегодня это доказать.
III. Работа с текстом до чтения.
Чтение фамилии автора и заглавия произведения.
- Откройте учебники на стр. 128. Прочитайте фамилию автора и заглавие текста. («Честное гусеничное»
- Звучит как клятва… Кто так мог сказать? (гусеница)
- А если гусеница умеет говорить, то какое по жанру произведение будем
читать? (сказку)
Рассматривание иллюстрации.
- Рассмотрите иллюстрацию. И где же тут гусеница? (она превратилась в бабочку)
- Попробуйте предположить, как могла закончить свою клятву гусеница: «Честное гусеничное слово, что…» (Предположения детей)… что я самая красивая на свете, … что я не буду больше вредить растениям и т.д.
- Вот сейчас мы и проверим свои предположения и узнаем точно, какую же клятву дала Гусеница.
IV. Работа с текстом во время чтения.
а) Чтение с комментированием вслух по абзацам.
1-2 абзацы. Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.
- До чего ж я хороша! - радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски. - Жаль, что никто-никто этого не замечает.
- Чему радовалась Гусеница?
- О чем она сожалела?
- Автор словами «плоская рожица, мохнатая спинка» рисует красивый образ?
3-4 абзацы. Но однажды ей повезло. По лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. А девочка увидела её и сказала:
- Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!
- Ах так! - рассердилась Гусеница. - Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит!
- Для чего Гусеница «взобралась на самый красивый цветок»?
- Что она ожидала услышать? А что услышала?
- Согласны ли вы с девочкой? - Что решила Гусеница?
5-6 абзацы. Дал слово - нужно его держать, даже если ты Гусеница. И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться. Трудилась она долго и наконец сделала кокон.
- Уф как я устала! - вздохнула Гусеница. - Совершенно замоталась.
- Как Гусеница держала свое слово? Легко ли было сделать кокон?
- Какое слово показывает сильную усталость гусеницы? («Уф»)
-Что имела ввиду Гусеница, говоря, что она «совершенно замоталась»? (Устала, утомилась; замотала себя шелковой нитью, она могла употребить это слово и в прямом, и переносное значении) Автор здесь играет со словом.
- Что такое кокон? Точное определение этого слова даст …. Он работал со словарем.
7-8 абзацы. В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула. Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно - не вниз, а вверх. И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку. "Какой ужас! - подумала Гусеница. - Пусть я не красива, это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!" И Гусеница упала в траву.
- Что происходило с Гусеницей в коконе?
- Как она выбралась наружу?
- А вы догадались, почему она «падала вверх»? Автор снова играет со словами.
- Что почувствовала Гусеница, увидев «на том же самом лугу ту же самую девочку»?
- Почему она «упала» в траву?
9 абзац. А девочка увидела её и сказала:
- Какая красивая!
- Вот и верь людям, - ворчала Гусеница. - Сегодня они говорят одно, а завтра - совсем другое.
- Почему девочка восхитилась бывшей Гусеницей?
- Почему Гусеница не поверила девочке? (она еще не знала, что превратилась в бабочку)
10-11 абзацы. На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие разноцветные крылья.
- Ах вот что! - догадалась она. - Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает.
И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.
- Какой увидела себя Гусеница в капле росы? (Она стала красивой Бабочкой)
- Может быть, за душевную красоту Бабочки, за ее честность, верность своему слову природа и наградила ее, сделав такой красивой. Произошло самое обыкновенное чудо.
- Если просмотреть текст, то мы увидим, что слово «Гусеница» везде написано с большой буквы и слово «Бабочка» тоже. Почему? (Это героиня. Это её имя.)
- Какой литературный прием использовал здесь автор? (Олицетворение).
V. Физминутка.
- Давайте на минуту и мы превратимся в бабочек.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.