На предприятиях используются следующие методы организации инструментального хозяйства:
1. централизованный;
2. децентрализованный;
3. смешанный.
При централизованной организации инструментального хозяйства создается инструментальный отдел предприятия, в состав которого входят инструментальные цеха, участки, отделения и склады, которые своими силами и средствами обеспечивают все подразделения предприятия необходимым инструментом. На мелких предприятиях такую централизацию могут выполнять группа инструментального хозяйства или отдельные исполнители.
При децентрализованной организации инструментального хозяйства каждый цех предприятия самостоятельно обеспечивает свое производство необходимым инструментом.
При смешанном методе организации происходит перераспределение работ между подразделениями инструментального хозяйства: изготовление инструмента осуществляет инструментальный цех, его содержание и распределение – центральный инструментальный склад (ЦИС), а ремонт и восстановление – цеха основного и вспомогательного производств.
Структура органов управления инструментальным хозяйством зависит от размера предприятия, типа производства и общего количества работающих (табл. 1).
Выполнение функций по приемке, хранению, учету, выдаче и регулированию снабжения инструментом цехов предприятия возлагается на ЦИС, а в цехах – на ИРК. В центральном инструментальном складе хранится как нормальный, так и специальный инструмент. На каждый вид инструмента заполняется карточка и отводится определенная ячейка (полка) для его хранения. ЦИС подчинен начальнику инструментального отдела (ИНО). Основными задачами ЦИС являются:
1. хранение запасов стандартного инструмента (в том числе абразивного и алмазного), отдельных видов специального инструмента, а также продукции инструментального и штампового цехов;
2. выдача в установленном порядке инструмента цехам предприятия.
Таблица 1.Органы управления инструментальным хозяйством предприятия
Название подразделения | Общее количество работающих в инструментальном хозяйстве, чел. | Руководитель | Подчиненность |
ГИХ или отдельные исполнители | До 100 | Инженер по инструменту 1-й категории | Начальнику технологического отдела предприятия |
БИХ | От 100 до 250 | Начальник бюро | Главному технологу предприятия |
ИНО | Свыше 250 | Начальник отдела | Заместителю главного инженера по подготовке производства – главному технологу |
Пополнение запасов ЦИС осуществляется за счет внешних поставщиков и продукции собственного инструментального производства.
Рациональное размещение и хранение инструмента на складе обеспечивает четкий учет, хорошую сохранность и быстрое нахождение, для чего используются шкафы, стеллажи (в том числе механизированные) со специальными ячейками, размеченными согласно индексации инструмента. Многообразие их обусловливает необходимость классификации и цифровой системы условных обозначений. Под классификацией понимается распределение всех применяемых на предприятии инструментов на определенные группы по наиболее характерным признакам.
Для индексации инструмента широкое распространение получила десятичная система, согласно которой весь инструмент разбивается на десять классов. Класс характеризует вид обработки или метод получения заготовки.
В свою очередь, класс, подразделяется на подклассы, подклассы – на группы, подгруппы и виды. Подкласс отражает характер применяемых операций; группа – характер оборудования, на котором применяется данный инструмент; подгруппа – отдельные элементы операции; вид – форму инструмента. Каждому классу, подклассу, группе, подгруппе и виду присваивается определенное условное обозначение.
Например, индекс инструмента 281111-3206 означает:
· класс (28) – инструмент режущий;
· подкласс (1) – резцы;
· группа (1) – токарные проходные и подрезные;
· подгруппа (1) – проходные прямые, прямоугольного сечения;
· вид (1) – с напаянной режущей частью;
· остальные цифры указывают для стандартного и нормализованного инструмента порядковые номера в данном стандарте или нормали в соответствии с размером инструмента, а для специального – порядковые номера в регистрационной документации.
Порядок хранения инструмента и его учет в ИРК ведется так же, как и в ЦИС. Инструменты, для которых требуется заточка, ремонт или проверка, а также изношенные должны храниться в ИРК отдельно от годных (на специальном стеллаже). Учетные карты хранятся в картотеке в порядке индексов инструментов. В крупных механических цехах предприятий может быть несколько ИРК для обслуживания отдельных пролетов и участков.
ИРК должна быть расположена, по возможности, в центре цеха или участка.
ЦИС осуществляет выдачу инструмента в ИРК цехов на основе их требований или лимитно-заборных карт. Выдачу инструментов на рабочие места ИРК производит в обмен на затупленные или изношенные инструменты, которые затем поступают соответственно в заточку или на ЦИС.
Ремонтировать частично изношенный или поломанный инструмент целесообразно в том случае, если расходы на его ремонт не больше остаточной стоимости, а стойкость и срок службы после ремонта не менее нового.
Планирование и обеспечение потребности в инструменте
Обеспечение инструментом планируется в определенной последовательности, для чего необходимо установить:
1) номенклатуру потребляемого инструмента;
2) расход его по каждому типоразмеру;
3) запасы или оборотный фонд по предприятию в целом.
Номенклатура универсального (стандартного) инструмента в серийном и массовом производствах устанавливается по картам применяемости, а в единичном и мелкосерийном производствах – по картам типового оснащения рабочих мест. Номенклатура специальных видов инструмента определяется по картам технологических процессов.
Оборотный фонд — запас инструмента (Оф) для обеспечения нормальной работы производства, образующийся:
- из складских запасов: в ЦИСе и ИРК (Zскл);
- эксплуатационного фонда на рабочих местах (Zр);
- инструмента в заточке (Zз);
- инструмента в ремонте (Zрем);
- инструмента на контроле (Zк).
Оф = Zскл + Zр + Zз + Zрем + Zк.
Потребность предприятия по каждому инструменту на плановый период времени рассчитывается по формулам:
Ип = Ир + Оф; Ип = Ир + Ио – Иф,
где Ип, Ир – количество инструмента на плановый период и расходуемого за плановый период соответственно, шт.; Оф – оборотный фонд инструмента; Ио – норматив оборотного фонда инструмента на конец планового периода; Иф – фактическое количество инструмента на начало планового периода.
Для расчета расхода инструмента применяются следующие методы:
1) статистический;
2) по нормам оснастки рабочих мест;
3) по нормам расхода (расчетный).
При статистическом методе на основе отчетных данных за прошлый период (обычно год) определяется фактический расход инструмента, приходящийся на 1000 руб. товарной (валовой) продукции или на 1000 ч работы оборудования той группы, на которой используется соответствующий инструмент. Расход инструмента на 1000 руб. продукции может быть определен суммарно в денежном выражении по данным бухгалтерского учета.
По нормам оснастки рабочих мест расчет инструмента ведется по формуле:
,
где Ир.м – количество инструмента, одновременно находящегося на k- мрабочем месте, шт.; Тп.и, Тф.и – плановый и фактический сроки службы инструмента до полного износа, мес., год; k = 1, 2,..., т – количество рабочих мест.
Под нормой оснастки рабочего места понимается число инструментов, которые должны одновременно находиться на соответствующем рабочем месте в течение всего планового периода. Данный метод используется в основном для расчета расхода инструмента долговременного пользования, который выдается рабочему по инструментальным книжкам и находится у него до полного износа (мерительный, слесарный, универсальный, режущий, кузнечный и т.п.), а также во вспомогательных хозяйствах.
Использование ЭВМ для механизации плановых и учетных работ
На предприятиях, особенно машиностроительного комплекса, используется большое количество типоразмеров инструмента, а поэтому плановые и учетные работы по инструментальному хозяйству весьма многообразны и трудоемки. В связи с этим значительный эффект дает механизация работ с применением ЭВМ. В настоящее время предприятия оснащаются новыми поколениями ПЭВМ со стандартными программами, используемыми различными службами, отделами и подразделениями и разработанными на предприятиях.
Механизация плановых и учетных работ по инструментальному хозяйству строится на основе первичных документов по учету и обращению инструмента и его индексации, т.е. по системе шифров соответствующих объектов (инструментов, оснастки, а также оборудования и др.). В памяти ПЭВМ хранится нормативная информационная база, а переменная (документы на выдачу инструмента из ЦИС, акты на поломку, утерю и списание инструмента в связи с его износом, составляемые бухгалтерией, и другая изменяемая документация) поступает в ЭВМ для обработки.
В результате обработки информации создаются табуляграммы:
1) передачи инструмента из ЦИС и ИРК;
2) сдачи инструмента на восстановление, ремонт и в лом;
3) списание инструмента по каждому цеху по причинам и виновникам; то же по предприятию в целом;
4) оборотная ведомость ИРК цехов и ЦИС;
5) удержаний с виновников порчи и утери инструмента и др.
Эти табуляграммы поступают в соответствующие подразделения инструментообеспечения предприятия и бухгалтерию.
Подсистема «Инструмент» АСУ предприятия использует комбинированный способ автоматизации плановых и учетных работ на основе созданных пакетов прикладных программ.