Архитектура этрусков.
Архитектура этрусков рассматривается типологическим методом (еще хронологический). Города на обжитых автохтонными племенами территориях. 2 основные культуры:
1. Бронза, 2тыс – культура Террамара (в долине реки По, север Италии). Любое жилище – образ космоса. Каменные дома.
2. Железо – культура Вилланова. Иные памятники, чем в Терра Мара. Поселение на Палатинском холме (ок 8в, тогда же основание Рима). Прямоугольник с закругленными углами, в центре столб, вход на короткой торцовой стороне. Не столь вытянуты, возможно имеют осевую и фасадную ориентацию. Погребения типа трупосожжения, урна – облик жилища, где жил сожженный. Дверь – трапециевидная форма, 2скатная форма, стропила вынесены на конек, возможно, были украшены с наружу. Интерес к декоративному звучанию, а не к тектонике. У Этрусков культура традиционна (верность прошлому), скорее всего, продолжали традиции культуры Вело Ново. Однако много восточного влияния. Витрувий: в каждом этрусском городе3 ворот, 3 дороги, 3 храма (Тине-Юпитер, Минвра-Минерва, Юна-Юнона). Не так.
Храмы в 2х вариантах: большие с 3мя целлами и глубоким колонным портиком (описал Витрувий) и небольшие с 2х колонным портиком и 1 целлой (храм Алатри), но центральная целла всегда выделялась; объем низкий, невысокая стрела подъема. Господствует тип периптера. Высокий пьедестал-подиум, грубые глыбы камня, деревянные перекрытия, поддерживали деревянные/каменные колонны, антаблемент деревянный (сначала прикрывался расписными терракотовыми плитами, 7в, потом плиты с рельефом, иногда ажурные и уже без повествования, а орнаментальные,6в), лестница по центру подиума, центральный интерколумний шире боковых. 2х скатная кровля, сильно выступающий карниз, богато декорирована терракотовыми деталями (кровля, конек; акротерии и антефиксы). Этрусский или тосканский ордер (этрусский вариант греческой дорики). Нет каннелюр, есть база и капитель (сложился под влиянием храмов Великой Греции –Геры 1 в Пестуме). Храм в Вольсинии (Больсена), один из старейших. Религиозный центр. Сакральный участок – прямоугольный, окружен стеной, выгорожен от остальной среды. Храм у дальней стены сакрального участка (отличается от греческой традиции по центру). Фасадная ориентация, на эту точку зрения направлены все характеристики храма (объемные, декоративные). Целла у дальней стены, глубокий пронаос (повторена структура всего сакрального участка). Получается, продуманная система всей композиции, фасадная ориентация, подчеркнуто-декоративна.
|
Урна из некрополя Монте Абатоне (рядом с Церой), 7в до н.э. Подчеркнута прямоугольная форма плана, фасадная ориентация и осевая композиция, конек кровли, понимание архитектурного объема – декоративный характер.
Модель храма из города Сатрикума, 7в. Модель храма из местечка Теано, 7в. Модель храма из Вульчи, 6в.
Типология простиля, колонны по центральному фасаду, видно соотношение глубин пронаоса и целы. Интерес к тем типам, которые имеют фасадную ориентацию и осевую композицию.
Гробница Ил Дебранта в городе Савана, 2в до н.э. По архитектуре воспроизводит облик храма. Называется италийской типологией. Цела у задней части подиума, по боковым частям крылья (свободные пространства, которые могут заполняться ордером), решаются по разному.
|
Храм в Фьезоли. Очень высокий подиум, узкая лестница, пронаос глубокий и тенистый, боковые крылья ограничены стеной, но не заполнены ордером-портиком (своеобразный тип храма в антах).
Храм Ара делла Реджина, город Торквиний, 2в до н.э. Общая систем аразвития, но по фасаду два ряда колонн.
Храм Пораначьи в городе Вейи, к6в. Современен храму Юпитера Капитолийского. 1целовый с боковыми крыльями, 2 ряда колонн в пронаосе (сначала думали, что 3х целовый). Декорация по коньку кровли, а не в тимпане. Расположение делает сложным рассказ событий, расположенных в коньке, видим декорацию с низу, в сильном ракурсе –усиление эмоциональной составляющей, драматизация. Торжествует принцип декоративности, а не повествовательности. В Вейях работал Вулка.
Храм Бедьведер в городе Арвиетта, 5в до н.э. Очень важные изменения. Храм вынесен за границу сакрального участка.
Храм Юпитера Оптимус Максимус (всеблагого и величайшего). На Капитолийском холме этрусскими мастерами. Освещен в 509г до н.э. Это год начала самостоятельной римской истории, освобождения от этрусского влияния. И в то же время, это самое значительное сооружение, построенное этрусками в Риме.
Храм в Фалерии, 4-3 в до н.э. 3х целовый. Наиболее представительный, может по фасаду 4-6 колонн (а не две), могут повторяться и во втором ряду.
Эллинистический период с 4в, простиль, 1 целла/3 целлы. План иногда приближается к квадрату. На поле фронтона начинает размещаться композиция, но не вдоль поверхности (повествование), а вертикально –усиливает атектонику (круглые фигуры-Орвьетто, потом высокий рельеф). Вместо сочного орнамента развитой архаики, сухость и схематизация.
|
Храм Алатри, небольшой 1целловый простиль. 3 акротерия на фронтоне, поле пусто.
Таберна – прямоугольник с открытой стеной по фасаду. Каменный фундамент, но разное плановое решение. Внутри прямоугольник, напротив входа ложа хозяина дома. Тоже осевая композиция. Двухскатная кровля или прямой потолок с кессонами (гробница кардинала в Тарквинии). Стены снаружи декорировались. Дверные проемы трапециевидные или прямоугольные. Балки выделялись, стропила наружу.
Урна из некрополя Кьюзи, 4в. Воспроизводит тип развитого этрусского дома. Рафинированная декорация, носит ордерный характер. Сочетание арочной конструкции и наложенной на него ордерной декорации (то же самое будет в Риме). Помимо таберн дома для высших. Тоже судим по гробницам. Гробница из Сан Жеменаре, атриумный дом. Вестибюль, главный зал, сзади таблинум (небольшое пространство). Таблинум –изначально супружеская приватная часть, главный зал – атрий – общественная часть дома.
Виды атриев:
· Тосканский: имплювий – бассейн или цистерна с водой. Камплювий – отверстие в центре крыши над имплювием (прямоугольное пространство, расположенное по оси).
· 4х колонный или тетрастилон. К тосканскому ставим 4 колонны, тогда камплювий более широкий.
· Коринфский атрий: большое количество колонн, атрий более пышный и декоративный.
· Разливной, дожде отводящий атрий: камплювий в виде пирамиды с наклонными завершениями, влага идет не внутрь, а сливается наружу (так что не должно быть соседей).
· Крытый атрий: нет ни камплювия, ни имплювия.
Гробницы – образ жилого дома. Некрополи за городской чертой, на противоположном берегу. Шли по пути наибольшей декоративности, используя компромисс (нет четких правил): на форуме Бааре нашли капитель этрусской колонны с элементами ионического ордера.
Гробница Капителий, Церы. Идет усложнение внутреннего пространства дома, есть дополнительные помещения, которые могут фланкировать вестибюль, артий, таблинут, но они не нарушают общую симметрию.
Гробница Таблинума, Церы. Видно как организовано пространство таблинума по отношение к атриуму. Оформляется портал и приступок. Может помещаться ордерная декорация, занавес. Пространство имеет четкие структурные зоны.
Гробница в Виньянелла, 500г до н.э. Использование тосканского ордера.
Гробница в некрополе Бандитачче в городе Церы, здесь мы видим не этрусскую колонну, а этрусский столб.
Гробница принцессы Маргариты Датской, 6в в Сан-Джулиано –вполне дорическая колонна.
Гробницы:
Камерные, скальные, тумулусные (самые распространенные, влияние на Рим –мавзолей Августа, Адриана). Тумулусные – огромные насыпные холмы с архитектурной крепидой в основании, внутри 1 или несколько гробниц разной конфигурации. Гробницы в Тарквинии. Крепида имеет и архитектурные элементы членения – база, карниз, поддерживает землю от размывания. Дромос-коридор. Дверь, разделяющая царство живых и мертвых, помещения самой гробницы.
Гробница Реголини-Галасси в Цере, 7в, юг. Нет ни арок, ни сводов (пока еще), используются ложные своды. Там некрополь. Стены частично вырублены в туфе, частично сложены.
Гробница Казали-Мариттимо, Флоренция, 600г. Неправильный план, ложный свод. Квадратная опора в центре.
Гробница Ламантаньона, 600г. Дромос, ложный свод, столб в центре, неправильный план, близкий к кругу или овалу.
Гробница рельефов. Богатство декорации, связана с представлениями о загробном царстве. Видим, что поздний период связан с трупоположением.
В Сан Джулиано есть скальные гробницы.
Гробница Иппогео Дисснмаро (рядом с Перуджо). Появляется сводчатая система из блоков, сложенных по опалубкам.
Некрополь в Орвьетто, н 6в до н.э. Регулярная планировка, так как некрополь – город мертвых.
Некрополь Бандитаччи, 6в, гробница дорической колонны. На плато, различные тумулусы по сторонам 1 главной и поперечных улиц. Элементы камер вырезаны в туфе (гробница нарисованных львов, гробница греческих ваз).
Сводчатые гробницы, в основном в районе Кьюзи, север.
Инженерные сооружения:
Городские ворота города Новые Фалерии, 3в (ок 241г до н.э.) рядом со Старыми Фалериями. Меняется система ложной арки, используется клинчатая арка. Для стен используется туф, для арки травертин (более плотный), есть примитивные элементы декорации. Выделяется импост и появляется архивольт. Как правило была и скульптурная декорация – оберег. Здесь в замке образ Юпитера. Стены сначала без башен, уже в Новых Фалериях 50 башен разбивают стену на отрезки. Завершались рядом зубцов, в кладке щели для выпуска воды. Кладка велась насухо, местный камень. Полигональная кладка (разные подогнанные канми).
Волатеры (Вольтерра), 2в до н.э. В воротах усложнение системы. Появляется более сложная декорация, она также помещается у пят арки.
Порта Марция в городе Пирузия (Пируджи), к2в до н.э. Сложная ордерная и скульптурная декорация, украшает верхнюю часть ворот. Ворота – лицо города. Сознательное внимание к усложненной декорации в верхней части ворот. Введение развитой ордерной декорации, оформляющей арочную конструкцию, арка оформлена ордерными пилястрами, сочетается большой и малый ордер. Верхняя часть представляет собой небольшой портик, за пилястрами ограда, подальше есть скульптурное изображение (создается несколько планов).
Арка Августа в Перузии. Декоративное понимание архитектуры приобретает большую логику. Ворота фланкируют две трапециевидные башни. У арки в верхней зоне не скульптурное изображение, а отвлеченная система оберегов (щиты).
Мост рядом с Вульчи. Арка как главный конструктивный и образный элемент. Центральная арка шире, больше, выше двух боковых. Отсюда горбатый характер рисунка моста.
Дороги: Вейи-Пренесте, Вейи-Церы, параллельно канава для стока воды. Считают, что они мостили военные дороги.
Город: Ориентация по сторонам света, обряд с бороздой и коровой и быком. Старые города на холмах. Вейи, Ветулониа –подчинены рельефу.правильная планировка, отличалась от греческой (если греки шли за рельефом, то здесь изначально правильный прямоугольник, от него шли). Система соподчинения и организации пространства (главные дороги выделены). 386-города разрушены галлами, необходимость дополнительного укрепления (кроме естественного). Впервые система фортификаций и регулярная кладка. Город Марцаботто (возможно Миза). Есть неправильный рельеф местности, но город не вписывается, а подчиняет. Выделяются главные оси в городской среде (север-юг (кардо), запад-восток (докуман)). Осей могло быть несколько, но на пересечение возникает центральная площадь, жилище правителя и важные строения.
Спина, 500е. Север, судоходство, потом По поменяла русло. Не улицы, а каналы.
Искусство этрусков. Геометрический стиль. Ориентализирующий стиль.
Чуть опаздывает по отношению к Греции. Часто идет параллельное развитие, но не в глубь, а в ширь (что-то вперед, что-то архаично). 8-часть7в – Вело Нова, первые памятники этрусков. Этап геометрического стиля. К8-7в – ориентализирующий стиль.
· 680-650 – ранний,
· 650-630 – зрелый,
· 630-600 – поздний.
8-7в влияние востока, с 2п 7в влияние Греции (это ориентализирующий стиль). К 8-7в относят комплексы погребальных вещей из склепов Регулини-Галаци близ Церы. Со 2п 7в появляется роспись в гробницах (Кампана в Вейях).
Геометрический стиль: керамика декорируется орнаментов, подчеркиваются ключевые моменты тела сосуда. У греков – это культура орнамента, соотношения (сменила Минойскую культуру). У этрусков возникла на пустом месте, более груба и примитивна. Рисунок не расписывал тело вазы, на сырой посуде выдавливался орнамент, заполнялся пастой, обжигали. Не всегда полировали. Иногда орнамент процарапывали, заглаживали, после обжига получалось сознательное подобие керамического сосуда металлическому.Геометрический стиль носит декоративный, а не конструктивный характер.
Биконические сосуды. Фома необычна, предполагает соединение разнонаправленных движений. Статика, орнамент по всему телу сосуда, не подчеркивая основных элементов. На втором этапе геометрического стиля воспринимает греческое влияние, но периферийное и уже потерявшее свой пафос.
Кратер из Бизенцио, с7в. Изображение танцующих фигурок, но это повтор одного и того же мотива, а не изображение танца или обряда. Идет по пути схематизма, по пути создания фронтального изображения. Создается впечатление статичной вышивки.
Ориентализирующий стиль: этап развития и реакция на ограничения, наложенные геометрическим стилем. Изображения имеют восточную иконографию. Вместо отвлеченной абстракции изобразительное начало. Греки ориентируются на восточное искусство, для этрусков все восток. Они связаны и с самой Грецией, и с Востоком. Развитие стиля проходит те же этапы, что и у геометрического стиля.
680-650г – постепенное исчезновение памятников геометрического стиля. Первые камерные гробницы, отсюда материал стиля. Центры – Греция, Коринф; Финикия.
650-630г – вершина развития ориентализирующего стиля. Воспринимают влияние восточных мастеров (Финикийский звериный стиль), а не Греция. Гробница Риголини-Галасси. Золотая фибула оттуда. Господство растительной орнаментики, организующей пространство. Композиция строится не изнутри, а исходя из ограниченного орнаментом пространства.
630-600г – изменение системы декорации и художественного видения. На смену ряд положению приходит повествовательный рассказ. Кубок из гробницы Барбарини (Прэнестра). Вновь жесткая структура и схема, которая господствовала в геометрическом стиле. Главное не свобода, легкость и спонтанность, а схема и ритмическое решение.
Пиксиды из слоновой кости (или бивня) из гробницы Панья, к7в. Впервые появляется сюжетное начало, рассказ, повествовательность. Рассказывается об Одиссее в пещере. Важна трагическая тема, гибель, надругательство. Фризовая композиция. Внутри одного фриза нет развития времени или действия, но фризы связаны между с собой.
Браслет из Риголини-Галасси. Нарушена функция предмета, композиции распложены нелогично по отношению к самому предмету, они расположены поперек. Есть последовательность рассказа. Рамочная композиция. Здесь не фриз, а фризовая композиция дискретного характера.
Живопись:
Преобладают образы животных, реальных и фантастических.
Гробница Кампана в Вейях, 2п 7в, вырезан в скале, 2 камеры с ложами, наружный вход фланкируют две каменные статуи львов, напротив входа стена, там двери во 2ю камеру. По бокам от второй двери каждые простенок горизонтально разделен на 2яр росписей с изображением покойного верхом на коне в сопровождении демонов смерти, сфинкса др животных. Фигуры обведены темным контуром, локальная раскраска, рисунок сухой и жесткий, хотя пропорции фигур правильные. Над дверью и по бокам ее идет узор из цветных треугольников, второй ярус которых касается границы сводчатого потолка камеры. В нижнем фризе правой стены — сфинкс на высоких лапах, с сильно изгибающимися крыльями, и царапающий его сзади, присевший на задние лапы лев. Под туловищем сфинкса, помещена лань. Верхняя композиция сложнее и вызывает различные предположения о сюжете. Здесь изображены мужские фигуры, гибкие извивающиеся стебли растений, крупная, на высоких ногах лошадь и пантера, сидящая на ее крупе. Фигуры людей и животных выполнены в манере росписей древнегреческих ваз ориентализирующего стиля.
Ранними произведениями этрусской живописи конца 7в являются также плиты из гробниц в Цере. На одной воспроизведена сцена перенесения души умершей, на другой — идущие друг за другом плакальщицы с культовыми сосудами в руках, в остроносой обуви, в длинных, до пят, одеждах. В фигурах женщин, в трактовке их лиц с крупными крючковатыми носами, в свободно нанесенном контуре заметно воздействие на этрусских мастеров переднеазиатского искусства. На другой плите из Цере с сидящим и поднявшим лапу сфинксом чувствуется следование цветовой гамме коринфских ваз.
Керамика:
В 7в сосуды импасто и буккеро, изготавливались из глины от руки или на круге, поверхность красная или черна цвета, отполирована с помощью лощения.
Сосуды импасто, красноватого или темного цвета, восходящие к виллановианской керамике, создавались из плохо отмученной глины не всегда ручной лепкой, но и на гончарном круге. Довольно много было распространено в этрусских городах чаш типа буккеро из черной глины — усовершенствованного импасто. Некоторые из них (тяжелое буккеро) имеют толстые, массивные стенки с выступающими на поверхности рельефными украшениями черного же цвета. Другие, легкое буккеро, исполнены из того же материала, но с тонкими стенками и чаще не с рельефными, но процарапанными узорами.
Сосуды не только сложны, но и изысканны по формам. Таков кувшин с высоким горлом, оканчивающимся головкой коня, с ручкой в виде наездника, держащегося обеими руками за тело лошади. Крышка найденной в Ветулонии пиксиды окружена двадцатью шестью радиальными, оканчивающимися шариками-выступами, напоминающими стилизованные формы растения. Часто края пиксид буккеро украшались головками козлов на изгибающихся, шеях.
Многие кубки буккеро имеют графические изображения: дно кубка из Ветулонии украшено фигурой сфинкса, на конической ножке процарапана этрусская надпись. Высота и форма плоской ручки заставляют думать о возможном повторении в этом глиняном сосуде какого-нибудь бронзового изделия.
В 7в распространилось производство золотых ювелирных изделий. Тоже украшались различными орнаментальными и фигурными композициями.