Этрусская монументальная скульптура.




В 7в у этрусков мало памятников крупных размеров, в основном мелкая пластика и рельеф. Статуэтки (много в Ареццо и Флоренции). Грубые пластические массы, обобщены, но есть выразительность. Помимо статуэток еще и завершения урн-каноп и узорные композиции на крышках пиксид. Скульптура создавалась не из мрамора, а из бронзы, глины, местного камня (известняк, травертин). Терракотовая скульптура: саркофаги с изображением лежащих на крышке супругов, статуя Аполлона (Рим, музей Вилла Юлия, мастерская Вулки, как бы в шаге, между ног опопра), части статуи Гермеса из Вей, большое количество антефиксов с головами Селен и Менад. В гробнице Реголини-Галасси найдена бронзоваяпластина с фигурой сфинкса. В композициях повторяется свойственная восточногреческим, малоазийским или ассирийским рельефам медлительная плавность движений. Некоторые рельефы еще близки виллановианским; продолжали сохраняться измельченность форм, дробность деталей, многофигурность.

Для греков важен пластический самодостаточный мотив, существующий вне связи с пространством. У этрусков нет четких абстрактных геометрических элементов. У греков четкое сочетание нескольких мотивов, у этрусков форма идет плавно, перетекая одна в другую. Фигура разрушает единство и замкнутость объема, вторгается в окружающее пространство. Не показывает суть конструкции человеческого тела.

Статуэтка мужчины из Церы, терракота, 600г, хранится в Риме. Есть ориентализирующие мотивы (лицо, глаза, одежда). Повышенное внимание к отдельным деталям.

Очень важна школа города Кюзи.

Статуэтки из Бролио, н6в (590г). Мужские статуэтки. Замахнувшийся человек. Движение есть, но пластически не выражено, это знак движения. Человек состоит из нескольких объемов. Изображают не человека вообще, а воина, купца, и других, и одновременно конкретного человека. Присутствует чувство индивидуальности.

Кентавр из Вульчи: рубеж поздне ориентализирующего стиля и ранне архаичного. Туф (мягкий). С одной стороны монстр, с другой курос. Их волнует желание свести пластику к отвлеченной схеме, внутренней статике, к подчеркиванию отдельных важных мотивов (глаза).

Женщина из гробницы Исды: Вульчи, алебастр. Волнует не только замкнутый, абстрактный, отвлеченный предмет, но и тема движения. Движение – это знак. Связь скульптуры с пространством – это вытянутые руки.

Канопы из Кьюзи: памятник вне зоны влияние греческой традиции. Сознательный интерес к достоверности человеческого лица, атипическое и индивидуализированное изображение человеческого лица. Завершение – это голова человека, в ручках могут быть руки. Урны-канопы, небольшие, из терракоты.

Антропоморфная урна из Кьюзи: 6в, известняк. Антропоморфное изображение. Желание показать не только лицо, но и тело. Если лицо обладает индивидуальностью, то тело не волнует скульптора. Это конструктивно нерешенный, нерасчленённый объем. Важна экспрессия, индивидуализм лица. Человеческое тело не имеет этической наполненности, это отвлеченная тема.

Курос из Кьюзи: ок 500г. Бронзовая мужская обнаженная фигура. Тенденция развития идет по тому же направления, что и все античное искусство. Трактовка своя. Нет пропорций, нет интереса к конструкции, аморфная проработка пластических моментов.

Стрелок из лука, танцор, Минерва из Вульчи: этап в развитии образной системы. Желание показать движущуюся фигуру, связанную с окружающим пространством. Уже не знак изображает движение, а есть образ этого движения.

Фигура Эфиба: изображает темы идущего куроса. Усложнение пространства, пластичности. Но есть некая скованность.

Скульптура этрусков (особенно в 6в –это скульптура из терракоты).

Вотивная статуя почитателя из собрания семьи Шьяр: 460-450е, бронза. Очевидно родство с греческими памятниками.

Копьеметатель из Лувра: 470е, бронза. Усиливается жесткая схема геометризм, подчеркивание острого, активного контура, нагнетание натуралистической трактовки.

Изображение гоплита: движение – не развитие жизни тела, это набор неких схем, выдвинутая нога и рука не отражают пластики тела. Декоративный подход без внутреннего пластического звучания.

Марс из Тоди, Рим, Ватиканский музей: н4в, внешнее понимание, а не внутренняя наполненность, натурализм, доскональность изображения доспехов, частей тела, лица. Жизнь линии. Видно, что греческая пластика, тектоника, конструкция уступают на второй план. Бронза, отливка; отдельно туловище, голова, шлем, руки, ноги. Посвятительная скульптура, тенденция к уменьшению натуральной величины.

Статуэтки воинов: есть возвращение к старой архаичной форме, примитивная тема.

Богиня Минерва: н4в, архаическая, скупая, схематичная. Совсем непохожа на классику.

Параллельно сосуществует различные линии развития искусств. Грекоподобное, архаико подобное, терракотовая трактовка богов.

Голова бога из храма в Арвьято: 430.

Голова старика из храма Бельвидер в Арвьето.

Голова от большой статуи бога Тиния (Юпитера) из храма Фалерии. Видно присутствие греческой традиции.

Погребальная урна «Статуя из Кьянчиано»: 400е или сер 5в,известняк.

Химера из Ареццо, Национальный музей Флоренции: 4в, 2я четверть, бронза. Вазари сказал, что это памятник не римского, а этрусского искусства, так как на лапе у нее этрусская надпись, а не латиница. Усиливается интерес к трагическим и драматическим темам: монстры, смерть, демоны, убийства и так далее. Крайне натуралистична. Экспрессия (хвост-змея кусает козу, вырастающую из спины за рог), то есть композиция еще и очень замкнута.

Капитолийская волчица, Рим, Капитолийский музей: н5в, некоторая скованность, тяготение к статичной позе, внешняя сдержанность при внутреннем напряжении. Иногда приписывается мастеру Вулке. Какие-то детали предельно реальны, какие-то обобщены. В некоторых местах осталась позолота.

Наибольший расцвет этрусской монументальной скульптуры относится к к4в, школа мастера Вулки в Вейях. Аполлон, Музей виллы Джулия (как бы в шаге, между ног опора), входил в состав группы, изображавшей соревнование бога и Геракла за священную лань, радостный, в порывистом движении (отличен от спокойных греческих Аполлонов). Но и по трактовке складок, по улыбке и условным чертам лица Аполлон из Вей очень напоминает свои греческие прототипы.

Ручка цисты: показывает 2х воинов, несущих своего раненного или погибшего соратника, схематизм.

Вативные статуэтки: эллинизм, предельная абстракция и отвлеченность.

К числу поздне эллинистических памятников, выполненных по местной традиции относится большая бронзовая статуя, где по-этрусски написано имя оратора –Авл Метел (археологический музей Флоренции).

Авл Метел (Тогатус): 90-50г до н.э. Этрусков как государственных образования почти нет, они растворяются в римской культуре, но они и передают Риму свои традиции. Статуя это и конец этрусской традиции, и начало республики. Статуя, обращающаяся с речью. Инкрустация глаз, детализированность и портретность. Потом эту иконографию приняли для императоров, обращающихся к народу. Вытянутая рука разрушает художественное пространство, очень характерна для этрусков.

Храм Портоначчио, Вейи, ок 500, над ним возвышается ряд статуй из терракоты в натуральную величину, иллюстрируют спор между Аполлоном и Гераклом за обладание златорогой ланью. Аполлон из Вейев с его длинными белыми косами, найденный в вотивном захоронении, стал своеобразным символом этрусского искусства архаического периода (часто говорят об ионийско-этрусской фазе). Однако другие акротерии, ни в чем ему не уступают, будь то Геракл, размахивающий палицей, под ногами которого лежит лама со связанными лапами, или Латона, держащая в руках маленького Аполлона, голова Гермеса. Основания этих статуй, украшены рисунками, в том числе дельфинами.

В Пирги (порт), Национальный музей Рима нашли 3 золотые скрижали (пластины) с надписями, н5в. На побережье Тирренского моря. Текст о посвящении правителем города Цере даров богине Уни, которая в надписи отождествляется с богиней Астартой. Там этрусский и пунический.

7. Архитектура Древнего Рима. Материалы, конструкция, декорация, ордер.
386-200г. Вводится новая строительная техника, онаеще не совпала с архитектурной конструкцией. Техника конкред (или римский бетон). Стена выкладывается по опалубке, сохраняется облицовка. Конструктивно работает только бетонная стена, но архитектурная форма имеет наложенную декорацию (облицовку), которая не несет конструктивную функцию.

Опус инсертум: бетонная масса облицовывается камешками неправильной формы. Существовала дольше всего, иногда она еще покрывалась стуком, самая грубая. Существует точно со 2в до н.э.

Опус ретикулатум: сер 1в до н.э. театр Гнея Помпея в Риме, мавзолей Августа. Пирамидка сделана из туфа, ее мы загоняем в бетон, а на поверхности остается основание (получаются треугольнички или скорее ромбы).

Опус микстум: вместе с опусом ретикулатом, появляются ряды облицовки плинфой (уже расцвет империи).

Опус тестацеум: облицовка плинфой (Базилика Макценция и Константина).

Параллельно идет развитие арочно-сводчатой конструкции. В итоге, новые материал соединился с новым типом конструкции. Это и есть новаторство.

Размах строительной деятельности, укрупнение масштабов –нужда техника, дающая более широкие возможности (по сравнению со стоично-баллочной). К концу республики сложились основные конструктивныепринципы и приемы. Тесаный камень: у этрусков заимствована техника квадровой кладки насухо, «нормальная» кладка из универсальных блоков квадратного сечения и кратной длины; вытесывались части ордера. На раннем периоде используются туфы и известняки. Позже (уже в республику) применяется травертин (твердый известняк теплого тона), мрамор –исключение. Бетон: широко распространился в республику. Слой балласта-раствор-утрамбовка. Кирпич: для массового жилого строительства, с к2-н1в –появляется плоский обожженный квадратной формы.

Конструкции: арки и полуциркульные своды –главное архитектурное средство. Своды как из камня, так и из бетона. Купол: в Стабианских термах Помпей круглый фригидарий еще покрыт усеченным конусом; в Байских термах конца республики уже настоящий полусферический купол (предваряет Пантеон). Стук: искусственный мрамор (?), тесаный камень, и внутри, и снаружи.

Композиция: как правило, симметрична относительно выраженной оси.

Ордер: восприняла от Греции, трудно проследить последовательное развитие. Тосканский ордер –первоначальный этрусский вариант дорического (Витрувий говорит, что у него деревянный антаблемент, при республике появляются примеры с каменным антаблементом). Дорика приближена то к эллинистическим вариантам, то к классическим; в свободностоящих колоннам пропорции легче, в полуколонне наоборот утяжелены. Иногда встречаются примеры, промежуточные между дорическим и тосканским. Ионика в 2вар: две волюты (фронтальная капитель, получил перевес к концу республики –храм Фортуны Вирилис в Риме (как Ним)) или диагональная капитель (преобладал при республике, основа для композитного ордера). Коринфский –излюбленный со 2в до н.э. Применялся в итало-коринфском варианте (туфовые колонны круглого храма в Тиволи –крупные волюты, цветок,сближенные ряды, реалистическая трактовка аканта, подчеркнутоеразделениегеометрически решенных и независимых от аканта завитков и волют). У всех постепенно теряется первоначальный конструктивный смысл, распространились полуколонны и пилястры.Искали синтеза арочно-сводчатых конструкций с формами греческого ордера. 2 вида: ордерная аркада (декоративное и масштабное оформление, полностью или частично теряет конструктивное значение) и аркада по колоннам. В республиканский период ордер еще выступал в роли реальных конструктивных элементов (хотя и неполноценно): полуколонна – контрфорс,антаблемент –разгрузочная перемычка.В аркаде по колоннам арки опираются на колонны, 2вар: арка ложится или непосредственно накапители, или на соответствующие отрезки антаблемента над ними.

8. Архитектура эпохи Республики. Город. Форум. Базилика. Храм. Святилище.
Расположение между этрусками, греками и италиками закладывает суть традиции, Рим впитывает окружающее влияние.

Город: г.Ардея –на холме, естественные укрепления и земельные (валы-агер и рвы-фоссе), город-село раннего Рима. Сильно влияние этрусской традиции, определяет и художественную жизнь, и другое (курульное кресло, обряд триумфа, священная линий вокруг города, ликторы с фасциями). От этрусков техника и манера строительства. Кладка из больших туфовых блоков – основа. Только Капитолий укреплен камнем, после нашествия новые укрепления. Сначала план и фортификация нерегулярной кладки: прима (блоки неправильной формы, в щелях мелкие камешки), секунда (главный фасад полируется –Ферентино) и терца (камни точно подбираются, фасад заглаживается, нет мелких камешков) маньера. Сервиевы стены: 378г, регулярная кладка. Строил не Сервий Тулий. Стены сохраняют раннюю систему (фоссе и агер), но вал укреплен стеной и кладкой.

Форум: назначения разнообразны; регулярная площадь, украшенная портиками. Этрусское расположение храма, придвинутого к концу;италийская традиция площади с торговыми точками. Форум Помпей: прямоугольный, обнесен портиками. В 3в, неправильная планировка. Храм Юпитера, Аполлона (за границами площади). 150-120г – строительство связано с самнитами, обносят с 3х сторон портиками (регулярность, осевая ориентация). 80е г 1в до н.э. Римский период. 62г н.э. – землетрясение. В 79г н.э. город гибнет. Храм Августа (перестроен в божественного Веспасиана). Сооружения за портиком, прикрыты, хотя и легко доступны, храм Юпитера становится храмом Капитолийской Триада, формирует ось. Бизилика, ок120г, перпендикулярна. Улица изобилия пространственно связана с Форумом, втекает в него, но там есть большие камни, которые преграждают движение колесник и повозок. Две триумфальнце арки фланкируют храм и обозначают выход из площади. Площадь, однако, соразмерна человеку и она с ним связана. Портики двух ярусные, идея облегчения в сочетании дорического и ионического ордера (стали строиться после землетрясения 62). Храм Юпитера: италийского происхождения, осевая ориентация, придвинутая вглубь цела высокий подиум. Арка Тиберия (с другой стороны тоже арка). Здание Евмахии (рабский рынок?), декорация, мельчайшая пластика. Заказала знатная горожанка Евмахия, у которой был сын. Строился, когда император Август умирает и к власти приходит Тиберий. Напротив входа экседра, пространство площади несколько ниже периметра. В экседре стояла статуя божественного согласия (между Тиберием и его матерью Ливией, женой Августа, которая еще жива), за этой экседрой располагается статуя самой Евмахии (божественное царское согласие распространяется и на нее с сыном). Ларариум – структура сложнее, осевая композиция, там храм местных богов ларов. Здание мацелума – мясного рынка. При входе таберны. Арка Тиберия стоит на границе Форума и улицы Меркурия. Форум Альба Фуцены: 1в до н.э. Прямоугольная площадь, господствует храм Геркулеса, базилика между частями форума, располагается перпендикулярно плану. Ее внутреннее пространство прочитывается наискосок. Форум Романум: нет регулярную структуру. После 4в, после проведения Клоаки Максима, начинается оформление. 210г – большой пожар, Форум отстраивается, регулярная структура. Вытянутая прямоугольная площадь, Виа Сакра пересекает несколько наискосок, храм Сатурна, Весты, Кастора и Полоса (южная часть), курия, на севере и на юге строятся базилики после 210г. В имперское время построек больше, продуманны. Главная ось – Виа Сакре, где Регия (святыня, где жили цари) и храм Весты становятся ориентирами. Где Виа Сакра изгибается, поставлен храм божественного Юлия (здесь же его и сожгли). Ориентация храма на Капитолий, решение подчеркивает главную ось. Триумфальная арка Августа фланкирует храм Юлия, при Августе либо арка, либо Монумент Друза. У подножия холма Храм 12 богов (ответ на христианский монотеизм). 80г 1в н.э. на склоне капитолийского холма строится Табуларий (государственный архив). Объемы были достаточно значительны, но соблюдали меру масштаба и антропоморфный характер. Триумфальная арка Константина – начало (после того, как Константин победил Макценция), дальше арка Тиберия. Колизей тоже вписывается. При Адриане храм Венеры и Ромы, портики организуют движение к Виа Сакре; чуть в стороне базилика Макценция и Константина. Арка Тита отмечает самую высокую точку Форума, сквозь арку смотрим на Форум. На противоположной западной стороне Табулярий. Продольная сторона базилики М и К идет вдоль Виа Сакре и тоже организует ось. При Макценции мавзолей Ромула (сын), центрическая постройка, потом храм Антанина и Флаустины, 2в (барочное завершение). Напротив портика этого храма Регия (жилище царей). Рядом храм бо жественного Юлия. Храм Весты и жилище весталок чуть в глубине. Рядом храм Кастора и Полокса. Завершается аркой Септимия Севера. Господствует храм Юпитера Капитолийского. Поворачиваем: остатки от чего-то Друза (арка, монумент), рядом боковые портики Эимилиев (напротив храм Юлия), на стороне храма Юлия арка Августа. Последняя постройка – колонна Факу, 7в н.э. На подъеме к храму Юпитера, храм 12 богов, стоим на сколе Торпеи. Где-то еще храм Сатурна (вроде в начле). Завершает все Табуларий (бетон, внутри своды, 80-70 при Сулле), от него арка поворачивает и поднимается к храму Юпитера. Форум Юлия: Курией, переходный к императорским. Таберны скрыты портиками. Портики чуть приподняты над площадью (3 ступени). 1 вход, там конная статуя Цезаря. Завершается храмом Венеры Родительницы. Портики глубокие, двух ярусные и в два ряда. Подиумы римских храмов всегда высокие, есть база и карниз. Храм Венеры – вход с одной стороны, напротив экседра, где статуя Венеры, за руку ведет Юла. Декорация уже была пышная, но потом этот форум перестроили и сделали еще более пышным.

Базилика: одно из главных зданий республиканского форума: суд, собрание, сделки. Происхождение типологии греческое, но возникла в Риме. Это большой перестильный двор, перекрытый крышей. Вытянутый прямоугольник с архитектурно оформленным порталом, вестибюль, отделенный по высоте и рядом колонн от внутреннего пространства. В ранних базиликах еще и поперечный ряд колонн, поэтому 3х нефность почти не выявлена. Противоположно входу расположено место судебного трибунала. Свободно стоящая колонна и стена перекликаются (пилястры, полуколонны) и между ними есть небольшое пространство. Катон Цензор, 184г – первая базилика, купил участок к западу от Комиции и курии (называется Порцевый). Базилика в Помпеях, 120: первая сохранившаяся, за границей форума, но ее портики повторяют ось Форума. Внутренние колонны могли быть 2х ярусными. Ранние базилики имели плоские деревянные перекрытия, а не сводчатые. Остатки первого помпеянского стиля (роспись под мрамор). Базилика города Коза: ось базилики перпендикулярна оси Форума. На фасаде 2х ярусные колонны. Вход с длинной, а не с торцевой стороны. Базилика Альба Фуцена: располагается по главной оси в главном пространстве Форума. Базилика Эмилия, 179г: частными людьми для общественных нужд, семья Эмилиев должна была заботиться об этой базилике, продольной стороной примыкает к Форуму, к ней примыкают таберны, туф, украшена мрамором. Базилика неправильной формы (4х нефная). На самом деле 4й неф специально сделан, чтобы отгородить стену от мокрого пространства. Был вход с Форума с короткой стороны, но главный вход, как в Помпеях, в длинной стороны. Декорация республиканская, отражала общественную идею. История Торпеи, дочь коменданта крепости. Сабиняне осадили крепость, пообещали Торпеи все, что угодно лишь бы она открыла им дверь. Она согласилась, попросив то, что они носят у на руке (золотые браслеты). Они вошли, она попросила дать ей то, что они носят на руке, не хотели платить предателю и закидали ее до смерти щитами (их тоже носят на руке). Базилика Юлия: 54-46г при Юлии Цезаре, завершил Август. Неоднократно горела и восстанавливалась. Меняется система базиликального здания. Плановое решение еще не выражено. Внутреннее пространство расчленяется столбами, которые поставлены тесно, у главного нефа небольшое пространство. Поэтому возможно она перекрывалась крестовыми сводами, а не деревянными перекрытиями.

Храм: декорация от этрусков, пышная, усиливается интерес к фронтонной декорации. С с2в до н.э. на первый план выходит коринфский ордер. Напрямую от этрусков римлянами заимствована типология 3целового храма с закрытой стеной. Храм Аполлона в Помпеях, 2в: за границей и форума, и портиков. Культ Аполлона характерен для юга (первые храмы еще в 7в). сакральный участок окружен портиками, храм сдвинут к задней стороне (греческая традиция перестильного двора и этрусская). Колонны портиков ионические из туфа. Храм ионический с дорическим антаблементом. По типологии периптер (редко и римлян). Целла у задней части, хотя колонны и расположены по периметру. Глубокий пронаос. Выделенная осевая композиция. По бокам статуя Артемиды и Аполлона. Храм выделяется. Периптер перенимает чисто италийское понимание композиции. Римляне специально усиливают момент крутизны лестницы. В целле постамент для статуи вынесен к задней стене. Храмовый комплекс на форуме Галиториуме (овощной рынок, Ларго Арджентино): Храм С, ок 300г до н.э. 1 целовый, боковые крылья заполнялись колоннами. Высоченный подиум, лестница фланкирована двумя стеночками. Регулярная кладка из туфовых блоков. Храм А, несколько этапов, 100е годы до н.э. наиболее сохранился. Периптер, в римском ключе. Лестница с одной стороны, но шире, чем в храме Аполлона. Туфовые и травертиновые колонны. Опус инсертум – основание. Высокий подиум с базой и карнизом. Периптер окружал перистиль. Храм Д, на фундаменте раннего. Храм Б, центрический, вписывается в ансамбль существующих храмов. Алтарь перед лестницей, центрическая ориентация. Колонны из туфа со стуковой декорацией. Вход с востока. Храм Юпитера Капитолийского: с к6в. С него начинается римская храмовая архитектура, масштабный, пышный. Хотя горел, восстанавливался в старых формах, менялись только материалы. 149 пол вымощен ромбоидальными каменными плитами (вместо глинобитного), в 146 позолочена крыша. Катулл сделал высоту фронтона равной высоте подиума. Сулла прислал из Афин мраморные колонн, вместо туфовых (из Зевса Олимпийского). В 69г Флавии восстанавливают после пожара. Типология этого храма тиражировалась на протяжении всей римской истории. План традиционно этрусский. 3х целовая структура храма с выделением центральной (Юпитер-Юнона-Минерва), глубокая целла, заполнена тремя рядами по 6 колонн. Лестница только с одной стороны, обрамлена своеобразными стеночками, по бокам крылья, которые переходят в закрытую заднюю стенку. Очень приземистый, крылья крыши вынесены за объем (очень сильно). Скульптурная декорация увенчивает верхнюю часть фронтонной композиции. Храм Юпитера Стратора: 146г Квинт Мицилий Цецер. Используется новый материал. Первый мраморный храм Рима. Этот построен рядом с портиком Метелла (потом портик Актавии, сестры Августа; вообще храмов мин3, первый построен Ромулом). Темпио делла Паче (храм мира): на форуме города Пестума. 270е – 4х колонный. Около 100г перестраивается, становится 6 колонным. Коринфские колонны с дорическим фризом. Важен эффект, а не смысл. Ориентация на италийские и этрусские образцы, но греческая декорация. Храм Юноны Монеты: простиль, северная часть Капитолия. Храм Весты на Форуме Романум: центрический, нет статуи. Первоначально хижина (монеты), при Флавиях мраморный с сохранением структуры, при Юлии Домне потерял структуру хижины и стал обычным римским храмом (толос/ центрический периптер). Лестница с одной стороны, вход один, выделена осевая композиция. Свободностоящая колонна всегда должна иметь парную ей ¾ ил полуколонну. Атрий Весталок: между Трояном и Константином атрий несколько перестроился, так мы его знаем сейчас. Не перекрытый перистильный двор с табернами по периметру; при входе портик со статуями, внутри бассейн, вокруг статуи прославленных весталок. Круглый храм на форуме Баарии (храм Геркулеса Виктора), к2-н1в на месте старого. Марк Октавий Герен заказал (торговал маслом). Построил Гермадор из Соломина, грек. Полностью мраморный (пентелийский, Аттика). Узкие интерколумнии, характерно для римлян. 1 лестница и вход в целлу. По сторонам от лестницы, от входа в целлу, окна. Круглый храм в Тиборе: н1в до н.э. Это не храм Весты. 1 вход, 1 лестница. Трапециевидный профиль портала. Полностью из конкрета (подиум облицован травертином, но стена целлы открыта). Появляется мотив фистонов и бычьих голов во фризе (цветочные гирлянды, расположенные полумесяцем). Целла опус инсертум. Вытянутые пропорции. Храм Фортуны Вирилис на форуме баариум (Бычий ринок): 2в до н.э. Возможно он посвящен богу Портуну (рядом с Тибром). На раннем фундаменте. Нет ант, типология псевдопериптера более выявлена, глубокий пронаос. Ионический ордер. Колонны, по краям ¾ колонны, по бокам полуколонны. Пропорции сбалансированы, но всегда верхние части членений несколько утяжелены. Очень хорошо сохранился. Туф и травертин, разница материалов скрыта слоем стука. Храм Вейова на Капитолии: 196, вход в целлу с длинной продольной стороны. Построен где-то на задах Табулярия. Потом именно по этой типологии перестроен Храм Согласия.

Святилище: часто храм-театр. В ансамбль святилищ входили храм, театрон, таберны, типология возникла в позднюю республику. Единая ось, сложные марши лестниц, арки и своды из бетона. Святилище Юноны в Габии: 2в до н.э. 6 колонный коринфского ордера. У храма крылья. Ансамбль на возвышенной террасе, участок четкий, прямоугольный, вход на участок с короткой торцовой стороны. По бокам ряды таберн. Таберны перекрыты портиками. Пока еще здание скены меньше, чем театрон (по ширине архестра), ступени театра вырублены в скале. Невысокий дорический портик обрамлял участок (3ст). Сулла восстанавливает святилище Фортуны в Пренесте, 80е. Святилище Геркулеса Виктора в Тибуре: ориентирован на дорогу Виа Тибуртино, ок 50г до н.э. Развитие типологии храма-театра. Почти целиком на монолитном бетонном основании. Есть таберны, храм, театрон, но соотношение другое. На месте старого здания, но там шла дорога, поэтому они заключили дорогу в террасу, перекрыта она цилиндрическим сводом, который опирается на систему других перпендикулярных сводов. В своде выливают окна для освящения дороги (сверху). Театрон значительно уже здания скены. Вход через большие пандусы. С трех сторон отгорожен портиками, а с четвертой, зданием скены. Здание храма объемно выделяется и господствует над пространством. У портиков два яруса колонн, у храма 1 ярус, и все равно он выше. Портики из монолитного бетона, перекрыты цилиндрическим сводом. Вся система украшена наложенной декорацией. Одна стена была дополнительно усилина контрфорсами, а в верхней часть аркада (с это стороны был обрыв скалы). Святилище Юпитера Анксура в городе Террачино: ок 80х годов до н.э. Большое святилище, но не типологии святилище-храм. На огромной террасе из монолитного бетона. Есть конфликт между традицией, функцией и внешней эстетикой, побеждает традиция (цитадель надо было расположить по одному, а храм должен был быть четко сориентирован по сторонам света, поэтому в итоге храм расположен по диагонали от площади).

9. Архитектура эпохи Республики. Театр. Термы. Жилая и утилитарная архитектура.
Театры
: только в 240г пленный грек, Ливий Андромик, написал первую пьесу, которая была представлена в театре. Вплоть до конца республики театры временные. У греков театрон вписан в рельеф местности и опирается на землю, архестра всегда круглая, проскениум очень высокий и узкий (неглубокий). У римлян театрон на субструкциях, архестра полукруглая, проскениум низкий и широкий (глубокий, так как на первом ряду самые почетные и им было бы не видно, если бы проскениум был высоким), скена высокая (по высоте равна высшей точке театрона). Архитектурная структура замкнута, отгорожена от окружающего пространства, ориентируется на внутреннее пространство. Театрон часто накрывался тентом. Большой театр в Помпеях: 2в, при перестройке в 1в поменяется греческая традиция. Театр Гнея Помпея в Риме, 55г, Марсово поле: за скеной перистильный двор, использовался для государственных дел (здесь убили Цезаря). Задний фасад театра Помпея выходит на Ларго Арджентино. Когда освящал театр (52), он освятил храм Венеры, завершающий театрон (венчает). Облицован опусом ретикулатумом, декорируется ордерной аркадой, каждый последующий ярус чуть отступает в глубину от предыдущего. Ордерная декорация: дорический, ионический, коринфский, коринфские пилястры (всего 4 ряда, потом этот прием используется в Колизее). Циркус Максимус, между Палатином и Авентином. Только в 147г деревянные ворота для лошадей, потом спина (архитектурно украшенная стеночка вокруг которой бежали колесницы), в конце республики каменные сидения для людей. Перестраивалась Трояном в н2в, потом в н3в при Тракале, использовалась вплоть до 6в н.э. Субструкции (арочная конструкция, на которую все опиралось) построены при Траяне.

Термы: частные и общественные (складываются окончательно к 1в до н.э.).Утверждается состав помещений: апогитерий (раздевалка), фригитарий (холодный), типидарий (теплый), кольдарий (горячий). Добавляется палестра, открытый двор, обнесенный портиками. Типология возникла и возможна только при использовании римского бетона и его возможностей. Здесь главное – организация внутреннего пространства. Термы в Помпеях на улице Стабии (Стабианские): 2в, реконструированы в 1. Деление на мужские и женские (часто не соблюдалось). Еще нет четкого, регулярного плана. По фасаду таберны с парикмахемскими, лавками, цирюльнями. Есть последовательность мытья: апогитерий, типидарий, кольдарий, фригитарий. Апогитерий: достаточно примитивная, но все же структура пространства и стены уже есть. Стены из монолитного бетона, на них цилиндрический свод со сложной кессонной декорацией, покрыта стуком и есть скульптурная декорация (свод тоже бетонный, но бетон облегченный). Стена функциональна – ниши-шкафчики, есть ритмичность композиции, облегчение конструкции. Кольдарий – цилиндрический свод, завершается полукруглой экседрой (напоминает 1нефную базилику). Посередине перистильный двор.

Жилая архитектура: опирается на опыт, знания и типологию этрусков и греков. Заимствуя, римляне приспосабливали для себя. У греков – перистиль небольшой, нет четкого места, неправильной формы. У римлян перистиль (со 2в) огромный, четко за таблинумом, завершает композицию Атриум официальный, перистиль частный. Типология таберн и типология римского домуса (неизвестна точная датировка, считают, что возник в 4-3в) (атриумный дом на первом этапе развития, потом атриумно-перистильный). Дом – модель мироздания, сакрализация и желание соблюсти все приемы (фасадная ориентация, осевая композиция). Вытянутый в глубину прямоугольник, глухие стены на улицы торцом. У входа оформленная идея порталов. В домусах патриции, портики и торцовые стены украшались триумфами или другими знаками отличия (люди знали, кто живет в этом доме). Дальше вестибюль. Может фланкироваться 2мя помещениями, которые оформлялись как таберны (могли сдаваться, сам хозяин мог там что-то продавать). Потом атрий. Может быть окружен кубикулами (помещения для нужд семьи). Завершается таблинумом. Всегда отделен от атрия (ступенька, ордерная декорация, маленькая стенка в боковых частях, приступок). Сначала это парадная спальня хозяина дома. Тогда атрий был парадной частью, таблин частной и знаковой, там окно маленькое/большое, в огородик (римляне сразу предусматривали незаконченность композиции). Тосканский атрий: имплювий (бассейн), камплювий без опор (за счет стропил), по оси парадный мраморный стол. Четырех колонный: более светлый, усиливается динамика. Коринфский:много колонн (12,18 и так далее). Крытый: без камплювия. Дожде отводящий: высокая надстройка, камплювий почти не давал света. В атриуме специальный закрытые шкафы с парадными портретами предков, выделался ларрарий.

Дом Хирурга в Помпеях: 4в до н.э. первоначально дожде отводящий, во 2в переделали в тосканский атрий. Блоки известняка из более ранней постройки. Дом не знатного и не очень богатого человека. Дом Соллюстия: 3в, дом знатного, развитие атриумного двора. Увеличивается число помещений (хозяйская и хозяйственная части). Отсюда, необходимость еще одного пространства – садика. Дом Веттиев в Помпеях: пространная площадь, зеленью, фонтаны, триклинии (столовые разного времени года; обязателен вид). Дом Фавна в Помпеях: 2в. Пространное жилое сооружение. Перед входом на улице выложено слово Аве! Имплювий украшен фонтаном и скульптурой Фавна. В таблинуме огромное окно, потом первый перистильный двор, второй таблинум, второй перистильный двор. Во втором таблинуме мозаика с конными воинами. В декорации тема театра. Дом Альбуция Цельса (серебряной свадьбы) в Помпеях: 1в до н.э. В перистильном дворе есть «родосский портик» - колонны разные по масштабу, задние меньше (двор визуально расширяется). Дом Генерала Шампиньона: террасный, на завалах земли. Вестибюль, атрий, таблинум с окном, перепад высот, перистиль, еще ниже садик. Из окна таблинума мы видим перистиль сверху, а еще видим окружающее пространство, то есть дом открывается наружу.

Загородная:

Вилла рустика, сельское поместье, для извлечения из земли средств. Вилла урбано/ субурбано, предназначена для отдыха и для развлечений.

Вилла рустика – ранние виллы небольшие, крепостного характера, убогие по декорации. Строится вокруг двора (как и атриумный двор). Нет строгой регулярной планировки, но может быть сопоставлена с римскими городскими домами (возможно на городской дом влияла типология сельского, тк возникла раньше). Большие виллы рустика в города Козы: строятся на террасе из бетона. Участок окружается стеной, функциональна –небольшие углубления для развода голубей. Вилла Азелия в Боско Реале: над входом виллик – жилище управляющего. Замкнута, отгорожена как и городской дом. Вилла субурбано (подгородняя) может возникнуть только в предельно урбанизированном и сложно организованном обществе. Появляется только тогда, когда гражданин имеет возможность и право на досуг. На вилле можно жить, если ты уж не можешь выполнять свои обязанности (возникает с рядом оговорок). Строится в природном окружении, изначально не должно иметь логику, осевую композицию, всегда открыта ландшафту, прихотлива и своеобразна по плану. Постепенно складывается представление, что вилла должна быть на возвышении, чтобы ее было видно издалека, чтобы из нее открывались прекрасные виды. Должна быть ориентирована по сторонам света, предпочтительно северная ориентация. Важна связь с дорогами (чтобы человек приезжал, не отрываясь от своей деятельности). Характерна пейзажная декорация. Вилла Публия Корнелия Сципиона Африканского Старшего, считается первой субурбано. Еще одно значение виллы, место, где проходило политическое изгнание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: