44/ близорукий, открытый, испуганный и опьянённый.
Таковы 36 установленных в Натья взглядов.
45/ Теперь я расскажу о том, как именно и по каким правилам должны
исполняться эти взгляды в связи с различными бхава и раса.
46/ Если показывается раса Любовь, то её взгляд - любящий. Он должен
быть кокетливым, с приподнятой бровью, выражать восторженную ра-
дость и чистоту супружества или состояние крайней влюблённости.
47/ У раса Страх, как известно, взгляд очень страшный. Широко раскры-
тые неподвижные веки и сверкающие, как бы вылезающие из орбит,
глаза.
48/ Немного прищуренные веки и озабоченно бегающие глаза - таков
взгляд, представляющий плута в раса Смех.
49/ Верхнее веко опускается, глаза медленно движутся, полные слёз и
печали, взгляд останавливается на кончике носа. Страдающим будет
взгляд в раса Страдание.
50/ Если кончики ресниц загнуты до предела, а зрачки взволнованно
движутся; если веки открыты так, что глаза становятся луноподоб-
ными, то это полный изумления взгляд в раса Удивление.
51/ По традиции яростен взгляд у раса Гнев. Свирепый, сверкающий, с
красными глазами, расширенными веками, выпученными зрачками и
сдвинутыми бровями.
52/ Взгляд, связанный с раса Героизм, - мужественный. Он горяч, отк-
рыт, неколебим и глубок. Его зрачки смотрят ровно, его веки спо-
койны.
53/ Прищуренные внешние уголки век, то скрывающие, то приоткрывающие
зрачки, так что ресницы остаются соединёнными, - так показывают
взгляд в раса Отвращение.
54/ Взгляд сосредоточен на кончике носа, веки закрываются, зрачок
перемещается вниз. В раса Покой взгляд спокойный, как бы невидя-
щий.
55/ Таковы взгляды, известные, как рождающие раса. Теперь я расскажу
|
о взглядах, связанных со стхаибхава.
56/ Взгляд, что создаёт стхаибхава наслаждение, нежный, слегка зату-
маненный слезами радости. Глаза не слишком широко открыты, выра-
жают сладость. Зрачок неподвижен и полон желания.
57/ Радостный взгляд известен в стхаибхава шутка. Подвижный, таящий
в себе насмешку. Веки немного прищурены, а зрачок то появляется,
то пропадает.
58/ Верхнее веко опущено, выражение глаз задумчивое, зрачок движется
медленно - так выглядит удручённый взгляд в стхаибхава мука.
59/ Сияющий взгляд стхаибхава ярость исполняется со сдвинутыми бро-
вями, зрачок вращается, веки открыты и неподвижны. Это гневный
взгляд.
60/ Взгляд, выражающий стхаибхава могущество, - гордый. Он основан на
философском мировосприятии, спокойный, открытый, сознательный и
достойный воспевания.
61/ Взгляд, связанный со стхаибхава боязнь, - испуганный. Оба века
распахнуты, а дрожащий от страха зрачок располагается в центре
глаза.
62/ Веки сморщиваются, почти закрывая зрачки, ресницы соприкасаются
и дрожат. Таков взгляд омерзения в стхаибхава омерзение.
63/ Очень сильно выпученные глаза, так что оба века не видны. Этот
взгляд подобен простодушно открытому. Таков, по преданию, взгляд
изумления в стхаибхава изумление.
64/ Вот известные мудрецам взгляды, связанные со стхаибхава.
А теперь я дам описание взглядов, связанных с санчарибхава.
65/ Веки расслабленны, не колеблются, спокойные зрачки смотрят в
пустоту, не воспринимая внешних объектов, - таков отсутствующий
взгляд, занятый внутренним созерцанием.
66/ Ресницы начинают дрожать, веки почти закрывают глаза, зрачки ис-
|
чезают, закатываются, - таков тёмный взгляд.
67/ Известно, что утомлённый взгляд - это слабеющие от усталости и
слегка прищуренные веки, он тусклый, а его зрачки закатываются.
68/ Выражающий стеснение взгляд - это взгляд из-под кончиков ресниц,
верхнее веко опущено, а лицо стыдливо склонилось вниз. Таков
смущённый взгляд.
69/ Традиционно измождённый взгляд таков: ресницы, веки и брови
вялые, движутся медленно, а зрачки слабо вращаются.
70/ Глаза то бегают, то останавливаются и подолгу смотрят в сторону.
В них затаённый страх. Так показывают подозрительный взгляд.
71/ Остановившийся зрачок, веки печально опускаются, закрывая глаза и
перенося область внимания внутрь, - это разочарованный взгляд.
72/ Сомкнутые кончики ресниц дрожат, верхние веки закрывают глаза,
но вот они легко открываются, являя зрачки, - так показывают
закрытый взгляд.
73/ Концы ресниц соприкасаются там, где изгибаются веки, а зрачок
смотрит в сторону - так демонстрируется прищуренный взгляд.
74/ Отчаявшийся взгляд - это взгляд страдания от боли, окутанный
слезами муки, с дрожащими веками и зрачками, выражающими сла-
бость.
75/ Косой взгляд показывают спрятанными за прищуренные веки зрач-
ками, незаметно смотрящими по сторонам. Сами же зрачки окутаны
тьмой и скрыты.
76/ Уголки глаз сладостно прищурены, брови приподняты, выражение
улыбчивое и влюблённое - таков, по преданию, довольный взгляд.
77/ От возникшей догадки веки широко открываются, так, что полностью
видны зрачки. Что-то обдумывается. Это размышляющий взгляд.
|
78/ Ресницы полусомкнуты, веки полузакрыты, зрачки слегка движутся
из стороны в сторону, весёлость, улыбка. Таков полузакрытый
взгляд.
79/ Про бегающий взгляд говорится, что его зрачки не стоят на месте,
они блуждают посередине широко раскрытых век.
80/ С пульсирующими веками, с вращающимися и закатывающимися зрач-
ками – таков беспокойный взгляд.
81/ Традиционно, близорукий взгляд – это сморщенные внешние уголки
век, постоянно моргающие глаза и невидящие зрачки.
82/ Про открытый взгляд говорят так: оба века широко раскрыты, глаза
обнажены, зрачки смотрят пристально, не двигаясь.
83/ Выпученные от страха глаза, дрожащие зрачки в середине широко
раскрытых глазниц – это признаки испуганного взгляда.
84/ В центре глаза колеблющийся зрачок, косящий в сторону внешнего
уголка век. Выражение глаз простодушное. Таков опьянённый взгляд
слегка пьяного человека.
85/ Веки морщатся и щурятся, зрачок не может остановиться на одном
предмете, ресницы колеблются – это опьянённый взгляд того, кто
изрядно выпил.
86/ Глаза то открываются, то опять закрываются, зрачок, пытаясь что-
либо рассмотреть, перемещается в нижнюю часть глаза – таков, по
традиции, опьянённый взгляд очень пьяного человека.
87/ Итак, мной дано описание 36-ти взглядов, рождающих раса, и объяс-
нено, как они должны исполняться, чтобы быть естественными.
88/ Теперь же услышьте то, в каких раса и какие именно применяются
взгляды, рождающие раса, в каких стхаибхава и какие взгляды,
относящиеся к стхаибхава, а также какие взгляды соответствуют
санчарибхава в каких вьябхичарибхава.
89/ Отсутствующий взгляд известен в бхава озабоченность и в саттва-
бхава оцепенение, а тёмный взгляд появляется в бхава отчаяние
и в саттвабхава бледность.
90/ Утомлённый взгляд в бхава усталость и в саттвабхава испарина,
смущённый взгляд в случае стеснения, а измождённый на месте в
бхава одержимость, болезнь и опустошение.
91/ Подозрительный взгляд в бхава подозрительность, разочарованный
в бхава разочарованность, а закрытый, говорят, в тех бхава, что
являются источниками удовольствий – сон и сонливость.
92/ Прищуренный взгляд в ситуации зависти, при виде чего-либо непри-
ятного или плохо различимого, а также в случае, когда болят гла-
за, а отчаявшийся взгляд в бхава отчаяние и при боли от удара.
93/ Косой взгляд в бхава зависть, глупость и леность, довольный
в бхава удовлетворённость и радость, а размышляющий в бхава
предположение и воспоминание.
94/ В случаях различных услад, таких, как приятные запахи, прикосно-
вения, радостные чувства и т.п. – полузакрытый взгляд, а бегаю-
щий в бхава смятение, а также в момент кокетства или тревоги.
95/ Беспокойный взгляд в бхава, несущих страдание – вспыльчивость,
безумие, умирание и т.п., а близорукий взгяд – при ущербном
зрении или в ситуации, когда плохая видимость.
96/ Открытый взгляд должен быть в бхава пробуждение, гордость, раз-
дражение, наказание и рассудительность, испуганный взгляд пусть
будет в бхава испуг, а опьянённый в бхава опьянение.
97/ Итак, эти 36 взглядов и их принадлежность к раса и бхава огово-
рены надлежащим образом.
98/ Дальше объясняются движения зрачков, век и бровей.
Бхрамана, валана, пата, чалана и самправеша,
99/ вивартана, самудвритта, нишкрама и пракрита – таковы позиции
зрачков.
Бхрамана – это движение зрачков по кругу у границы век.
100/ Валана – это движение в угол глаза, а пата – это перемещение
зрачков вниз. Чалана – это подвижные зрачки, а самправеша -
это уход зрачков внутрь век.
101/ Вивартана – это метание зрачка, а самудвритта – это взгляд
вверх. Нишкрама – это недвижимый зрачок, а пракрита – это естест-
венное положение зрачков.
102/ Теперь об их использовании в раса и бхава.
В раса Героизм и Гнев, где зрачки то двигаются, то замирают,
используют движения бхрамана и нишкрама.
103/ Также бхрамана вместе с валана показывают в раса Страх, а в
раса Смех и Отвращение – самправешана.
104/ Пата должно быть в раса Страдание, а нишкрама – в раса Удивле-
ние, пракрита - в оставшихся раса, но в раса Любовь – движение
чалана.
105/ Именно таким образом следует исполнять движения зрачков в раса
и бхава. Это будет тем успешнее, чем больше будет соответство-
вать тому, как это делают люди в жизни.
106/ Теперь я расскажу о способах смотреть: сама, сачи и анувритта,
алокита и вилокита,
107/ пралокита и уллокита, а также авалокита.
Такой способ смотреть, при котором зрачки спокойные, неподвижные
и обращенывперёд, по традиции называется сама.
108/ Тот способ, где зрачок, слегка скрытый ресницами, движется в угол
глаза, называется сачи, т.е. сквозь ресницы. А когда взгляд как
бы меряющий или уходящий, закрывающийся сверху вниз, то это тради-
ционно анувритта.
109/ Когда широко открытые глаза вращаются по кругу, - это называется
алокита, когда смотрят назад – вилокита, а когда по сторонам, то
пралокита,
110/ при взгляде вверх – уллокита, а при взгляде вниз – авалокита.
Таковы эти способы смотрения, основа всех бхава и раса.
111/ Следом поясняются положения век:
унмеша и нимеша, прасрита, кунчита и ещё сама,
112/ вивартита и спхурита, также пихита и витадита.
Унмеша известно как разъединённые веки,
113/ а нимеша – как соединённые, натянутые – это прасрита, слегка
сжатые – кунчита, а сама – это привычное положение век.
114/ Вивартита – это веки, которых не видно, спхурита – пульсирую-
щие, пихита – зажмуренные, а витадита известны, как повреждённые.
115/ Далее разъясняется как должно применять эти положения век в раса
и бхава:
В раса Кродха веки должны быть вивартита, с применением унмеша и
нимеша.
116/ Для исполнения стхаибхава изумление, бхава радость и раса
Героизм, по традиции используется прасрита, а в тех раса, где
есть нечто неприятное для зрения, обоняния или осязания, веки
должны быть кунчита.
117/ В раса Любовь веки в положении сама, а в случае ревности, веки
должны быть спхурита. В ситуациях сна, обморока, ветра, зноя,
дыма, дождя, когда девушка подводит глаза сурьмой
118/ или если глазам больно, то веки пихита, а в случае удара – вита-
дита.
Таким образзом применяются в раса и бхава различные положения зрач-
ков и век.
119/ Теперь объясним, какие именно существуют положения бровей.
Уткшепа, патана и ещё бхрукути и чатура,
120/ кунчита, речита а также сахаджа – таковы 7 способов движения
бровей.
Когда брови, одна за другой, поднимаются не слишком высоко, то
такое движение называется уткшепа,
121/ когда они также движутся вниз - это патана, а если соединяются у
основания – бхрукути.
122/ Несколько раздвинутые и привлекательно приподнятые брови – это
чатура, а лёгкое искривление одной или обеих – кунчита.
123/ Если поднята наивно одна бровь – это речита, а сахаджа – по тра-
диции, естественное положение бровей.
124/ Далее расскажу об их применении в раса и бхава:
В случаях ярости, легкомыслия, игры, в бхава предположение и
т.п.- естественное положение для бровей уткшепа,
125/ причём, если человек присматривается или прислушивается к чему-
либо, то только одна бровь поднимается, а в стхаибхава изумление,
в бхава радость или в случае ярости – обе брови.
126/ В бхава зависть, в стхаибхава омерзение, в раса Смех или когда
человек принюхивается к чему-либо, брови пусть будут патана, а в
стхаибхава пылающая ярость мудрые применяют положение бхрукути.
127/ В раса Любовь, в момент игры, в ситуациях, дарующих нежные,
приятные ощущения, а также в бхава пробуждение и т.п. состояниях
чатура следует применять.
128/ В разговоре мужчины и женщины, в различных обстоятельствах, ка-
сающихся интимных взаимоотношений, притворно отказываясь от любов-
ных ласк, в стремлении к грациозности и в демонстрации обманного
равнодушия
129/ положение бровей должно быть никунчита.
В танце же брови пусть будут речита, а для показа остальных сос-
тояний, мудрый использует естественное положение бровей.
130/ Именно такими должны быть положения бровей.
Теперь же пояснения по поводу положений носа.
Ната, манда, викришта, соччхаваса, викунита
131/ и свабхавика – вот шесть традиционных позиций носа.
Постоянно сокращающиеся ноздри – это ната, а манда – вздох, на-
полненный рыданием;
132/ раздутые ноздри - в положении викришта, а саччхваса – это долгий
вздох; викунита – сморщенный, искривлённый нос, а свабхавика –
это естественное положение носа. Такова традиция.
133/ Далее поясняется, как следует использовать это описание положений
носа.
По традиции ната исполняется в случае вздоха или слабых преры-
вистых рыданий.
134/ В бхава отчаяние, озабоченность и томление, а также в стхаибхава
мука известно, что используют положение носа манда.
Викришта же – при сильном запахе, а также в раса Гнев и Героизм.
135/ Саччхваса – в ситуациях сладостных ароматов и в случае долгого
вздоха,
136/ а то, что названо викунита – в раса Смех, стхаибхава омерзение и
бхава Зависть.
137/ В остальных же состояниях знающие это пусть практикуют
свабхавика.
Кшама, пхула и гхурна, а также кампита, кунчита и сама –
138/ вот шесть положений щёк. Дальше дано их описание.
Кшама – известны, как впалые, а пхула – растянутые щёки;
139/ гхурна – надутые,а кампита – трясущиеся пусть будут; кунчита –
сморщенные, а сама – естественное положение щёк, так говорят.
140/ Теперь пояснение по поводу применения этого описания положений
щёк. Кшама должно исполнять в несчастливых состояниях, а пхула –
в бхава Радость;
141/ гхурна в стхаибхава могущество и бхава гордость, а кампита в
саттвикабхава озноб и бхава радость. Кунчита вместе с саттвика-
бхава озноб – в момент осязания чего-либо, также от холода,
страха или лихорадки,
142/ а естественное положение в остальных бхава. Такими пусть будут
положения щёк.
Вивартана и кампана, висарга и винигухана,
143/ сандаштака и самудга – вот шесть положений нижней губы.
Вивартана – это искривлённая губа, кампана же,по традиции,
Дрожащая,
144/ висарга – распространённая, а винигухана – втянутая, сандаштака
исполняется дваждырождёнными как прикушенная губа, а самудга –
слегка выступающая.
145/ Теперь поясняется применение этих описанных положений губ.
В бхава зависть, в ситуациях страдания или пренебрежения, в раса
Страх и т.п. используется движение вивартана.
146/ Кампана – в случаях холода, страха, гнева, спешки и т.п. В слу-
чае же женской шутливости, притворного равнодушия или когда жен-
щина украшается – положение губ висарга.
147/ Винигухана – в момент совершения усилия, сандашта – в раса Гнев,
самудга при сострадании, поцелуе или приветствии.
148/ Так рассказано о губах.
Теперь поясню положение подбородка.
Куттана, кхандана, чхинна, чуккита, лехана, сама
149/ и дашта – здесь, таким образом, даётся описание движения зубов и
подбородка.
Куттана – скрежетание зубами, а кхандана – многократное раск-
рывание челюстей;
150/ чхинна – это крепко стиснутые зубы и губы, а чуккита – широко
расставленные; леха – облизывание языком, в сама – слегка соеди-
нённые челюсти должны быть,
151/ а в дашта – зубы кусают нижнюю губу. Далее их применение.
В раса Страх и Гнев, а также в случаях лихорадочного озноба и
пожирания чего-либо, пусть будет куттана;
152/ когда шепчут молитвы, читают, беседуют – следует использовать
кхандана, а чхинна – в раса Страх, а также в момент болезни, око-
ченения, преодоления препятствия, рыдания и смерти;
153/ когда зевают – чуккита, а когда облизываются – лехана должно де-
лать; сама – в естественных состояниях, а сандашта – в раса Гнев.
154/ Это называется положениями подбородка, потому что это движения
зубов, губ и языка.
Видхута, и винивритта, нирбхугна, а также бхугна,
155/ виврита и удвахи – таковы положения рта.
Винивритта – искривлённый рот, видхута – растянутый поперёк;
156/ с отпавшей нижней челюстью – нирбхугна, а бхугна – слегка рас-
крытый; поднятая верхняя губа – это виврита, а рот, вздёрнутый
вверх – удвахита.
157/ Винивритта возникает в раса Гнев, бхава зависть, а также в слу-
чаях ревности и откровенного презрения и т.п. Это движение рта
должно пониматься исполнителями, как относящееся к женской при-
роде,
158/ видхута же применяется, когда необходимо отразить опасность, а
положение нирбхугна известно, как возникающее при виде чего-то
тайного и т.п.
159/ Бхугна используется от смущения, в неловкой паузе, а также в
бхава отчаяние, томление, размышление и в ситуации, когда некто
является нежданно,
160/ виврита, как известно, применяется в раса Смех, Страх, в стхаи-
бхава мука и т.п. состояниях, а удвахи – в женской игре, в бхава
гордость и в случае, когда некто уходит, не оказав уважения.
161/ Таким образом это названо. И благоразумные должны следовать
этому и выбирать, например, в случае необходимости произнесения
гневных слов, соответствующий взгляд / сама, сачи, анувритта
и т.п./, а также остальные выразительные средства.
162/ Следующее, что должно быть известно мудрецам, то, что является
ещё одной выразительной способностью лица. Его цвет. Известно
четыре цвета лица:
163/ естественный, бледный, красный и чёрный, в зависимости от слу-
чая. Естественный цвет лица должен быть в естественных проявле-
ниях,
164/ т.е. в умеренных бхава. Бледный цвет лица – в раса Удивление,
Смех и Любовь.
165/ В раса Героизм и Гнев, а также в бхава опьянение – красный,
а в раса Страдание, Страх и Отвращение лицо окрашивается в чёр-
ный цвет.
166/ Таким образом, исходя из того, каковы исполняемые бхава и раса,
выбирается тот или иной цвет лица, а в соединении с движениями
основных и дополнительных частей тела и возникает та абхиная,
которая единственно необходима.
167/ Лишённое же краски лицо не так эффектно, а его выразительные воз-
можности ограничены.
168/ Подобно тому, как Луна ночью удваивает свой блеск, так и различ-
ные бхава и раса усиливаются выразительностью глаз.
169/ Поэтому в театре следует гримировать лицо. Глаза, наполненные
содержанием, должно выделить и соединить с движениями бровей и
других частей лица,
170/ а также использовать изменение цвета лица в согласии с различ-
ными раса и бхава. Таким образом сообщено об искусстве грима.
Оно опирается на бхава и раса.
171/ Дальше я расскажу, о дваждырождённые, о правильных положениях
шеи. Сама, ната, унната, трьясра, речита, кунчита, анчита,
172/ валита и нивритта – вот девять её положений.
Сама – естественное положение. Оно используется в момент рели-
гиозного созерцания,во время произнесения молитвы или в привыч-
ных состояниях.
173/ Ната – склонённая вперёд шея, что бывает, когда надевают укра-
шения или когда кланяются.
Унната – такое положение шеи, при котором лицо поднято вверх,
например, при входе в высокое помещение.
174/ Трьясра – склонённая вбок шея. Исполняется в случае тяжёлой ноши
на плече или в крайнем горе.
Речита – колеблющееся движение. Возникает с целью привлечь кого-
либо или в волнующем месте танца.
175/ Кунчита – шея, втянутая в плечи. Это бывает, когда что-то несут
на голове или защищают шею.
Анчита – шея выгибается назад. Так получается, когда завязывают
или расчёсывают волосы или смотрят вверх.
176/ Валита – при взгляде в сторону с поднятым лицом. Это искривлён-
ная шея.
Нивритта – оборот. Например, осматривание вокруг себя и т.п.
177/ Таковы различные способы движения шеи, для выражения различных
состояний человека. Однако, всякое движение шеи – это следствие
движения головы,
178/ а положение головы возникает от движения шеи.
Итак, мной дано описание положений головы и её дополнительных
частей. О движении остальных частей тела далее.
Такова восьмая глава в Натьяшастра Бхараты, называемая